Химические профессии

himtehn

Краткая историческая справка:

Люди проводили химические исследования с древних времен, еще задолго до зарождения цивилизаций. Это были опыты с огнем, с гниением растений, с кипячением веществ и продуктов. Разумеется, что никто не занимался этими исследованиями специально — они рождались в процессе наблюдений во время повседневной борьбы за выживание. Первые ученые и ремесленники, преднамеренно ставшие изучать химические свойства веществ, появились гораздо позже — около 5 тысяч лет назад в Месопотамии и Египте. Главные их достижения были сделаны в области металлургии, которая была стратегической сферой, и на ней базировалась мощь государства. Отдельной страницей в развитии этой профессии можно назвать алхимию, получившую массовое развитие в Средневековье и пришедшую в Европу из Ближнего Востока.

Лишь в 17 веке сформировалось понятие о химике как об ученом, исследующем природу, и с тех пор химия стала отдельной наукой, со своей методологией, инструментами и т.п. По мере развития в химии выделялись специализации, связанные, в том числе, и с практическим применением накопленных знаний, в том числе, так появилась специализация Химика-технолога.

Появлением многих материалов и веществ мы обязаны именно этим специалистам. Можно с уверенностью сказать, что от работы этих специалистов зависит благополучие многих людей, которые пользуются результатами их труда в быту и на производстве.

Родственные профессии:

Инженер-технолог, инженер-химик.

Преимущества профессии:

Высокая востребованность профессии Химика-технолога связана с активизацией производственных предприятий.

Устойчивый высокий спрос на квалификационных специалистов: разнообразие специализаций в рамках профессии, возможность выбора наиболее подходящей, интересной работы (в лабораториях, на производствах (химических, фармацевтических, пищевых и др.).

Ограничения профессии:

Повышенная материальная ответственность и за жизнь, и здоровье людей;

повышенная опасность для жизни и здоровья своего и окружающих людей — воздействие химических веществ, вероятность пожаро — и взрывоопасности;

работа в ночные смены: химические предприятия имеют непрерывный цикл производства;

необходимость удерживать в памяти большой объем информации справочного характера;

необходимость анализировать, сопоставлять множество разнообразных факторов.

Содержание деятельности:

производственно-технологическая деятельность:

организация рабочих мест, их техническое оснащение, размещение технологического оборудования;

организация входного контроля сырья и материалов;

контроль за соблюдением технологической дисциплины;

контроль качества выпускаемой продукции с использованием типовых методов;

исследование причин брака в производстве и разработка мероприятий по его предупреждению и устранению;

участие в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки производства новой продукции;

участие в работе по наладке, настройке и опытной проверке оборудования и программных средств;

проверка технического состояния и остаточного ресурса оборудования, организация профилактических осмотров и текущего ремонта;

приемка и освоение вводимого оборудования;

составление заявок на оборудование и запасные части, подготовка технической документации на ремонт;

научно-исследовательская деятельность:

изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;

математическое моделирование процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и пакетов прикладных программ для научных исследований;

проведение экспериментов по заданной методике, составление описания проводимых исследований и анализ их результатов;

подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;

составление отчета по выполненному заданию, участие во внедрении результатов исследований и разработок;

проведение мероприятий по защите объектов интеллектуальной собственности и результатов исследований и разработок как коммерческой тайны предприятия;

организационно-управленческая деятельность:

составление технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы и оборудование), а также составление отчетности по утвержденным формам;

выполнение работ по стандартизации и подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов;

организация работы коллектива в условиях действующего производства;

планирование работы персонала и фондов оплаты труда;

подготовка исходных данных для выбора и обоснования научно-технических и организационных решений на основе экономического анализа;

подготовка документации для создания системы менеджмента качества предприятия;

подготовка документации для создания системы менеджмента качества предприятия;

проведение организационно-плановых расчетов по созданию (реорганизации) производственных участков;

разработка оперативных планов работы первичных производственных подразделений;

проведение анализа затрат и результатов деятельности производственных подразделений;

планирование и выполнение мероприятий по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и экологических нарушений;

проектная деятельность:

сбор и анализ информационных исходных данных для проектирования технологических процессов и установок;

расчет и проектирование отдельных стадий технологического процесса с использованием стандартных средств автоматизации проектирования;

участие в разработке проектной и рабочей технической документации;

контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам.

Инструмент деятельности:

В своей работе Химик-технолог использует знаковые системы (карты, схемы, таблицы, цифры, формулы, документы), а также использует вещественные (орудийные) средства труда — ручные (карандаш, ручка), электрифицированные (телефон, персональный компьютер), измерительные приборы и установки (спектрометр, спектрограф, колориметр, квантометр, потенциометр, кулонометр, датчики и др.). Но основными являются его невещественные (функциональные) средства — абстрактное, логическое мышление, математические способности, пространственное воображение, долговременная и оперативная память, хорошая концентрация и распределение внимания; деловая речь, а также органы чувств — зрение, слух, обоняние, осязание.

Требования к знаниям и умениям специалиста:

Химик-технолог должен обладать культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации; уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, правильно оформить результаты мышления. Должен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; использовать нормативные правовые документы в своей деятельности.

Квалифицированный химик-технолог должен знать:

— способы отображения пространственных форм на плоскости; правила и условности при выполнении чертежей;

— основополагающие понятия и методы статики, кинематики, расчетов на прочность и жесткость упругих тел, порядок расчета деталей оборудования химической промышленности;

— основные понятия и законы электрических и магнитных цепей; методы анализа цепей постоянного и переменного токов; принципы работы электромагнитных устройств, трансформаторов, электрических машин, источников вторичного питания;

— теоретические основы безопасности жизнедеятельности; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности; средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов;

— основы теории переноса импульса, тепла и массы; принципы физического моделирования химико-технологических процессов; основные уравнения движения жидкостей; основы теории теплопередачи; основы теории массопередачи в системах со свободной и неподвижной границей раздела фаз; типовые процессы химической технологии, соответствующие аппараты и методы их расчета;

— методы построения эмпирических (статистических) и физико-химических (теоретических) моделей химико-технологических процессов;

— методы идентификации математических описаний технологических процессов на основе экспериментальных данных;

— методы оптимизации химико-технологических процессов с применением эмпирических и/или физико-химических моделей;

— основные принципы организации химического производства, его иерархической структуры, методы оценки эффективности производства; общие закономерности химических процессов; основные химические производства;

— основы теории процесса в химическом реакторе, методологию исследования взаимодействия процессов химических превращений и явлений переноса на всех масштабных уровнях, методику выбора реактора и расчета процесса в нем; основные реакционные процессы и реакторы химической и нефтехимической технологии;

— основные понятия теории управления технологическими процессами; статистические и динамические характеристики объектов и звеньев управления; основные виды систем автоматического регулирования и законы управления; типовые системы автоматического управления в химической промышленности; методы и средства диагностики и контроля основных технологических параметров;

— основы экономики;

— организацию производства;

— основы трудового законодательства.

Квалифицированный химик-технолог должен уметь:

  • выполнять и читать чертежи технических изделий и схем технологических процессов, использовать средства компьютерной графики для изготовления чертежей;
  • выполнять расчеты на прочность, жесткость и долговечность узлов и деталей химического оборудования при простых видах нагружения, а также простейшие кинематические расчеты движущихся элементов этого оборудования;
  • выбирать необходимые электрические устройства и машины применительно к конкретной задаче; проводить электрические измерения;
  • проводить контроль параметров воздуха, шума, вибрации, электромагнитных, тепловых излучений и уровня негативных воздействий на их соответствие нормативным требованиям;
  • определять характер движения жидкостей и газов; основные характеристики процессов тепло- и массопередачи;
  • рассчитывать параметры и выбирать аппаратуру для конкретного химико-технологического процесса;
  • применять методы вычислительной математики и математической статистики для решения конкретных задач расчета, проектирования, моделирования, идентификации и оптимизации процессов химической технологии;
  • рассчитывать основные характеристики химического процесса, выбирать рациональную схему производства заданного продукта, оценивать технологическую эффективность производства;
  • произвести выбор типа реактора и произвести расчет технологических параметров для заданного процесса; определить параметры наилучшей организации процесса в химическом реакторе;
  • определять основные статические и динамические характеристики объектов; выбирать рациональную систему регулирования технологического процесса; выбирать конкретные типы приборов для диагностики химико-технологического процесса.

Профессионально важные качества:

  • аналитическое мышление;
  • технические способности;
  • высокий уровень концентрации и устойчивости внимания;
  • наблюдательность;
  • способность длительное время заниматься кропотливой работой;
  • хорошая память на символы и знаки;
  • тонкая ручная моторика;
  • хорошее обоняние;
  • организованность, аккуратность, четкость, собранность;
  • любознательность, усидчивость, терпеливость;
  • эмоциональная устойчивость.

Медицинские противопоказания:

  • Работа химика-технолога не рекомендуется людям с заболеваниями:
  • нервно — психическими;
  • опорно-двигательного аппарата.
  • аллергическими;
  • желудочно-кишечного тракта;
  • почек и мочевыводящих путей;
  • органов дыхания;
  • зрительного и слухового анализаторов.

Условия труда:

Профессия химика-технолога универсальна. Химик-технолог работает в комфортных условиях — в помещении, рабочая поза — сидя. Деловые контакты химика-технолога иногда связаны с необходимостью находиться непосредственно на производстве (цех, лаборатория), рядом с технологическим оборудованием. Специфика условий работы химика — технолога определяется тем, что химические предприятия вредны для здоровья, поэтому служащие на них имеют определенные льготы, которые устанавливаются руководством предприятия

Области применения профессии:

— отраслевые и академические научно-исследовательские институты;

— химические предприятия и комбинаты (по производству пластмасс, синтетических волокон и тканей, удобрений и т.д.);

— образовательные учреждения (школы, техникумы, институты, университеты);

— предприятия целлюлозно-бумажной промышленности;

— горно-обогатительные комбинаты;

— медицинские учреждения (фармацевтическая промышленность);

— центральные заводские лаборатории и контрольные станции;

— предприятия пищевой промышленности;

— парфюмерная промышленность.

Предприятия г. Якутска, на которых используется труд специалиста:

— ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова», ул. Белинского, дом 58, тел.: 8(4112) 35-20-90, 36-19-62;

— Институты СО РАН, ул. Петровского, дом 2, тел.: 8(4112) 39-05-01, 39-05-03, 39-05-25;

— ОАО «ЯТЭК», ул. Петра Алексеева, дом 76, тел.: 8(4112) 40-14-01, 40-15-92, 40-24-02;

— ОАО «Сахатранснефтегаз», ул. Губина, дом 5/2, тел.: 8(4112) 40-35-75, 40-35-71;

— ОАО «Сургутнефтегаз», ул. Орджоникидзе, дом 36, тел.: 8(4112) 49-90-99, 49-90-07;

— ОАО «Алроса», ул. Аммосова, дом 8, тел.: 8(4112) 42-33-28, 42-18-15, 42-56-12;

— ОАО «Саханефтегазсбыт», ул. Чиряева, дом 3, тел.: 8(4112) 42-25-34, 34-04-28, 42-36-30;

— и т.д.

Перспективы карьерного роста:

Возможность продолжения образования в МИТХТ им. М.В. Ломоносова, карьерный рост. Аспирантура после получения высшего образования. Научно-исследовательская работа с участием в международных конкурсах и т.п. Административный рост до получения руководящей должности на конкретном производстве. Повышение квалификации. Организация собственного дела.

Учебные заведения г. Якутска, обучающие по специальности «Химик — технолог»

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть