Химические профессии


Краткая историческая справка:
Люди проводили химические исследования с древних времен, еще задолго до зарождения цивилизаций. Это были опыты с огнем, с гниением растений, с кипячением веществ и продуктов. Разумеется, что никто не занимался этими исследованиями специально — они рождались в процессе наблюдений во время повседневной борьбы за выживание. Первые ученые и ремесленники, преднамеренно ставшие изучать химические свойства веществ, появились гораздо позже — около 5 тысяч лет назад в Месопотамии и Египте. Главные их достижения были сделаны в области металлургии, которая была стратегической сферой, и на ней базировалась мощь государства. Отдельной страницей в развитии этой профессии можно назвать алхимию, получившую массовое развитие в Средневековье и пришедшую в Европу из Ближнего Востока.
Лишь в 17 веке сформировалось понятие о химике как об ученом, исследующем природу, и с тех пор химия стала отдельной наукой, со своей методологией, инструментами и т.п. По мере развития в химии выделялись специализации, связанные, в том числе, и с практическим применением накопленных знаний, в том числе, так появилась специализация Химика-технолога.
Появлением многих материалов и веществ мы обязаны именно этим специалистам. Можно с уверенностью сказать, что от работы этих специалистов зависит благополучие многих людей, которые пользуются результатами их труда в быту и на производстве.
Родственные профессии:
Инженер-технолог, инженер-химик.
Преимущества профессии:
Высокая востребованность профессии Химика-технолога связана с активизацией производственных предприятий.
Устойчивый высокий спрос на квалификационных специалистов: разнообразие специализаций в рамках профессии, возможность выбора наиболее подходящей, интересной работы (в лабораториях, на производствах (химических, фармацевтических, пищевых и др.).
Ограничения профессии:
Повышенная материальная ответственность и за жизнь, и здоровье людей;
повышенная опасность для жизни и здоровья своего и окружающих людей — воздействие химических веществ, вероятность пожаро — и взрывоопасности;
работа в ночные смены: химические предприятия имеют непрерывный цикл производства;
необходимость удерживать в памяти большой объем информации справочного характера;
необходимость анализировать, сопоставлять множество разнообразных факторов.
Содержание деятельности:
производственно-технологическая деятельность:
организация рабочих мест, их техническое оснащение, размещение технологического оборудования;
организация входного контроля сырья и материалов;
контроль за соблюдением технологической дисциплины;
контроль качества выпускаемой продукции с использованием типовых методов;
исследование причин брака в производстве и разработка мероприятий по его предупреждению и устранению;
участие в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки производства новой продукции;
участие в работе по наладке, настройке и опытной проверке оборудования и программных средств;
проверка технического состояния и остаточного ресурса оборудования, организация профилактических осмотров и текущего ремонта;
приемка и освоение вводимого оборудования;
составление заявок на оборудование и запасные части, подготовка технической документации на ремонт;
научно-исследовательская деятельность:
изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;
математическое моделирование процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и пакетов прикладных программ для научных исследований;
проведение экспериментов по заданной методике, составление описания проводимых исследований и анализ их результатов;
подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;
составление отчета по выполненному заданию, участие во внедрении результатов исследований и разработок;
проведение мероприятий по защите объектов интеллектуальной собственности и результатов исследований и разработок как коммерческой тайны предприятия;
организационно-управленческая деятельность:
составление технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы и оборудование), а также составление отчетности по утвержденным формам;
выполнение работ по стандартизации и подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов;
организация работы коллектива в условиях действующего производства;
планирование работы персонала и фондов оплаты труда;
подготовка исходных данных для выбора и обоснования научно-технических и организационных решений на основе экономического анализа;
подготовка документации для создания системы менеджмента качества предприятия;
подготовка документации для создания системы менеджмента качества предприятия;
проведение организационно-плановых расчетов по созданию (реорганизации) производственных участков;
разработка оперативных планов работы первичных производственных подразделений;
проведение анализа затрат и результатов деятельности производственных подразделений;
планирование и выполнение мероприятий по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и экологических нарушений;
проектная деятельность:
сбор и анализ информационных исходных данных для проектирования технологических процессов и установок;
расчет и проектирование отдельных стадий технологического процесса с использованием стандартных средств автоматизации проектирования;
участие в разработке проектной и рабочей технической документации;
контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам.
Инструмент деятельности:
В своей работе Химик-технолог использует знаковые системы (карты, схемы, таблицы, цифры, формулы, документы), а также использует вещественные (орудийные) средства труда — ручные (карандаш, ручка), электрифицированные (телефон, персональный компьютер), измерительные приборы и установки (спектрометр, спектрограф, колориметр, квантометр, потенциометр, кулонометр, датчики и др.). Но основными являются его невещественные (функциональные) средства — абстрактное, логическое мышление, математические способности, пространственное воображение, долговременная и оперативная память, хорошая концентрация и распределение внимания; деловая речь, а также органы чувств — зрение, слух, обоняние, осязание.
Требования к знаниям и умениям специалиста:
Химик-технолог должен обладать культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации; уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, правильно оформить результаты мышления. Должен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; использовать нормативные правовые документы в своей деятельности.
Квалифицированный химик-технолог должен знать:
— способы отображения пространственных форм на плоскости; правила и условности при выполнении чертежей;
— основополагающие понятия и методы статики, кинематики, расчетов на прочность и жесткость упругих тел, порядок расчета деталей оборудования химической промышленности;
— основные понятия и законы электрических и магнитных цепей; методы анализа цепей постоянного и переменного токов; принципы работы электромагнитных устройств, трансформаторов, электрических машин, источников вторичного питания;
— теоретические основы безопасности жизнедеятельности; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности; средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов;
— основы теории переноса импульса, тепла и массы; принципы физического моделирования химико-технологических процессов; основные уравнения движения жидкостей; основы теории теплопередачи; основы теории массопередачи в системах со свободной и неподвижной границей раздела фаз; типовые процессы химической технологии, соответствующие аппараты и методы их расчета;
— методы построения эмпирических (статистических) и физико-химических (теоретических) моделей химико-технологических процессов;
— методы идентификации математических описаний технологических процессов на основе экспериментальных данных;
— методы оптимизации химико-технологических процессов с применением эмпирических и/или физико-химических моделей;
— основные принципы организации химического производства, его иерархической структуры, методы оценки эффективности производства; общие закономерности химических процессов; основные химические производства;
— основы теории процесса в химическом реакторе, методологию исследования взаимодействия процессов химических превращений и явлений переноса на всех масштабных уровнях, методику выбора реактора и расчета процесса в нем; основные реакционные процессы и реакторы химической и нефтехимической технологии;
— основные понятия теории управления технологическими процессами; статистические и динамические характеристики объектов и звеньев управления; основные виды систем автоматического регулирования и законы управления; типовые системы автоматического управления в химической промышленности; методы и средства диагностики и контроля основных технологических параметров;
— основы экономики;
— организацию производства;
— основы трудового законодательства.
Квалифицированный химик-технолог должен уметь:
- выполнять и читать чертежи технических изделий и схем технологических процессов, использовать средства компьютерной графики для изготовления чертежей;
- выполнять расчеты на прочность, жесткость и долговечность узлов и деталей химического оборудования при простых видах нагружения, а также простейшие кинематические расчеты движущихся элементов этого оборудования;
- выбирать необходимые электрические устройства и машины применительно к конкретной задаче; проводить электрические измерения;
- проводить контроль параметров воздуха, шума, вибрации, электромагнитных, тепловых излучений и уровня негативных воздействий на их соответствие нормативным требованиям;
- определять характер движения жидкостей и газов; основные характеристики процессов тепло- и массопередачи;
- рассчитывать параметры и выбирать аппаратуру для конкретного химико-технологического процесса;
- применять методы вычислительной математики и математической статистики для решения конкретных задач расчета, проектирования, моделирования, идентификации и оптимизации процессов химической технологии;
- рассчитывать основные характеристики химического процесса, выбирать рациональную схему производства заданного продукта, оценивать технологическую эффективность производства;
- произвести выбор типа реактора и произвести расчет технологических параметров для заданного процесса; определить параметры наилучшей организации процесса в химическом реакторе;
- определять основные статические и динамические характеристики объектов; выбирать рациональную систему регулирования технологического процесса; выбирать конкретные типы приборов для диагностики химико-технологического процесса.
Профессионально важные качества:
- аналитическое мышление;
- технические способности;
- высокий уровень концентрации и устойчивости внимания;
- наблюдательность;
- способность длительное время заниматься кропотливой работой;
- хорошая память на символы и знаки;
- тонкая ручная моторика;
- хорошее обоняние;
- организованность, аккуратность, четкость, собранность;
- любознательность, усидчивость, терпеливость;
- эмоциональная устойчивость.
Медицинские противопоказания:
- Работа химика-технолога не рекомендуется людям с заболеваниями:
- нервно — психическими;
- опорно-двигательного аппарата.
- аллергическими;
- желудочно-кишечного тракта;
- почек и мочевыводящих путей;
- органов дыхания;
- зрительного и слухового анализаторов.
Условия труда:
Профессия химика-технолога универсальна. Химик-технолог работает в комфортных условиях — в помещении, рабочая поза — сидя. Деловые контакты химика-технолога иногда связаны с необходимостью находиться непосредственно на производстве (цех, лаборатория), рядом с технологическим оборудованием. Специфика условий работы химика — технолога определяется тем, что химические предприятия вредны для здоровья, поэтому служащие на них имеют определенные льготы, которые устанавливаются руководством предприятия
Области применения профессии:
— отраслевые и академические научно-исследовательские институты;
— химические предприятия и комбинаты (по производству пластмасс, синтетических волокон и тканей, удобрений и т.д.);
— образовательные учреждения (школы, техникумы, институты, университеты);
— предприятия целлюлозно-бумажной промышленности;
— горно-обогатительные комбинаты;
— медицинские учреждения (фармацевтическая промышленность);
— центральные заводские лаборатории и контрольные станции;
— предприятия пищевой промышленности;
— парфюмерная промышленность.
Предприятия г. Якутска, на которых используется труд специалиста:
— ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова», ул. Белинского, дом 58, тел.:
— Институты СО РАН, ул. Петровского, дом 2, тел.:
— ОАО «ЯТЭК», ул. Петра Алексеева, дом 76, тел.:
— ОАО «Сахатранснефтегаз», ул. Губина, дом 5/2, тел.:
— ОАО «Сургутнефтегаз», ул. Орджоникидзе, дом 36, тел.:
— ОАО «Алроса», ул. Аммосова, дом 8, тел.:
— ОАО «Саханефтегазсбыт», ул. Чиряева, дом 3, тел.:
— и т.д.
Перспективы карьерного роста:
Возможность продолжения образования в МИТХТ им. М.В. Ломоносова, карьерный рост. Аспирантура после получения высшего образования. Научно-исследовательская работа с участием в международных конкурсах и т.п. Административный рост до получения руководящей должности на конкретном производстве. Повышение квалификации. Организация собственного дела.
Учебные заведения г. Якутска, обучающие по специальности «Химик — технолог»