Требования к профессии типа человек человек

Комбинированный урок по теме: «Понятие о профессии». 8-й класс
- Афанасьева Ираида Фридриховна, учитель
Разделы: Технология
Ход урока
1. Вступление.
(В ходе урока используется компьютерная презентация)

— Девочки, тема нашего сегодняшнего урока — «Понятие о профессии».
— У меня растут года, Будет мне 17. Кем работать мне тогда? Чем заниматься?
А кто написал это стихотворение?

Учащихся: В.В.Маяковский
2. Учитель:
— Существует такое понятие, «как возраст самоопределения». Это когда заканчивается беззаботное детство и начинается юность — пора подготовки к решению жизненно важных проблем для каждого человека. И основная проблема — Кем быть?
Да, очень трудно сделать выбор сразу и на всю жизнь. Но в 14-15 лет еще не обязательно его делать, а вот задуматься об этом всегда полезно.
Профессиональное самоопределение — это выбор профессии и последующее формирование человека как профессионала.
Процесс профессионального самоопределения длится на протяжении всей трудовой деятельности человека. Но в начале всех начал — обучение. Это первая ступень, первый шаг к выбору профессии.
Существует несколько уровней профессиональной подготовки: начальная, средняя, средне-специальная и высшая.

3. Учитель:
— А теперь давайте поговорим более подробно о мире профессий.
Даже если рассмотреть, к примеру, нашу школу, то, конечно же, список профессий, необходимых для организации работы школы, не ограничивается 5-6.
Подумайте, пожалуйста, представители каких профессий работают в нашей школе?
(Ученики перечисляют профессии)
— Хорошо, молодцы!
Учитель ведет беседу, опираясь на ответы учеников. Если нет нужных ответов, задает наводящие вопросы-подсказки, например:
— А кто вам в школе делает прививки?
— Кто выдает вам учебники?
(Ученики отвечают)
— А как вы думаете, сколько существует профессий в мире?
(Ученики называют цифры)
— В мире существует более 40 тыс. профессий!
И для вас первым шагом будет необходимость сориентироваться в мире профессий. Те профессии, которые нравились вашим родителям, могут показаться вам неинтересными, непрестижными, несовременными. Каждое десятилетие технический прогресс рождает все новые виды профессий, а другие уходят в небытие.
За последние 10 лет появились такие профессии как менеджер, аудитор, брокер, дилер, предприниматель, маклер, программист, дизайнер.
В нашей школе создан каталог перспективных профессий на рынке труда. (Учитель показывает каталог).
А теперь просмотрите, пожалуйста, слайды. Перечислите профессии, которые вы здесь видите. Какие профессии вам еще известны?

(Ученики отвечают)
— Молодцы!
Но оказывается не всё из того, что вы перечислили, является непосредственно профессией. Давайте же разберемся, в чем тут дело?
Девочки, откройте, пожалуйста, рабочие тетради и запишите следующие понятия:
Профессия — это вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки (обучения, практики), опыта работы.
Примеры: учитель, инженер, слесарь, врач.
Специальность — это ограниченная область профессиональной деятельности.
Должность — это служебное положение работника в учреждении или на предприятии, определяющее его обязанности и оплату труда.
Примеры: директор, заведующий, начальник отдела, главный бухгалтер, прораб.

-Обратите, пожалуйста, внимание на следующий слайд!
— На данном слайде представлены две специальности — окулист и ветеринар. Но всё это люди одной профессии — врач.
— А теперь выполним практическую работу:
(Ученики выполняют работу в парах на компьютере).
Разделите представленный список на профессии, специальности, должности:
Токарь, секретарь-референт, швея, начальник цеха, адвокат, пианист, главный инженер, менеджер, водитель, слесарь-сантехник, министр, бульдозерист, повар, заведующий библиотекой, портретист, маляр, прораб, закройщик, экономист.
— Обоснуйте, пожалуйста, свой выбор!
(Ученики высказывают свои предположения)
— Молодцы! Вы отлично справились с заданием!
4. Учитель:
— Девочки, я пригласила на урок специалистов некоторых профессий. Вы с ними уже знакомы: это учителя нашей школы, наш психолог, наш школьный врач, медсестра, повар, и директор школы. Давайте послушаем, что они расскажут вам о своих профессиях.
(Приглашенные гости рассказывают о своих профессиях)
(Аплодисменты)
5. Учитель:
— А сейчас познакомимся с типами профессий.
1. «Человек — природа» — все профессии, связанные с растениеводством, животноводством, лесным хозяйством, охраной окружающей среды.
2. «Человек-техника» — все профессии, связанные с техникой.
3. «Человек-человек» — все профессии, связанные с обслуживанием людей.
4. «Человек-знаковая система» — все профессии, связанные с подсчетами, цифровыми и буквенными знаками.
5. «Человек-художественный образ» — все творческие специальности.
— А сейчас выполним практическую работу: Ответьте на вопросы кроссворда. За набранные баллы вы получите оценку: 5 — от 25 до 27 баллов, 4 — от 20 до 24, 3 — от 10 до 15.

1. Профессия типа «Человек — человек», связанная с высокой моральной ответственностью. 2 Профессия типа «Человек — природа», требующая от специалиста глубоких знаний и высокого уровня квалификации. 3. Распространенная профессия типа «Человек-знаковая система». 4. Профессия типа «Человек — художественный образ».
Ответы на вопросы кроссворда: 1. Учитель, 2. Агроном, 3. Бухгалтер, 4. Драматург.
Учитель: Назовите профессию типа, не указанного в кроссворде. («Человек-техника»).
(Девочки отвечают.)
6. Учитель: А сейчас, девочки, сделаем физминутку.
(упражнения для глаз).
— Девочки, вам было дано домашнее задание — написать реферат о своей предполагаемой будущей профессии. Давайте послушаем ваши выступления!
(Учитель приглашает учениц к доске для защиты своих рефератов).
Итог выступления — анализ работ учащимися, деление на три группы: на профессии, специальности, должности. Выставка рефератов по группам.
(Аплодисменты после выступления каждой девочке)
7. Учитель:
— Девочки, наш школьный психолог проводила с вами тестирование.
Выступление школьного психолога с анализом проведённого ранее тестирования по выбору профессии в данном классе.
Сравните результаты с вашей предполагаемой будущей профессией! (Учитель раздает результаты тестирования психолога).
— Если полученные результаты не совпадают с той профессией, которую вы выбрали, я советую вам снова обратиться к нашему психологу. Она даст вам советы через более глубокое тестирование ваших интересов, способностей, склонностей.
(Учитель сообщает о качествах, требованиях, медицинских противопоказаниях (На листе)).
Учитель:
— Девочки, я хочу обратить ваше внимание на стенды «Адреса учебных заведений» и «В мире профессий» а также на справочники, в которых можно получить сведения о профессиях.
Я советую вам также прочитать следующие книги:

Учитель показывает учащимся книги, которые они могут взять в школьной библиотеке.
8. Заключение.
— Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит и ваша будущая судьба.
Правильно выбрать профессию — значит найти свое место в жизни. А поспешность и легкомыслие могут расстроить жизненные устремления и сделать человека несчастным.
Итог урока.
— Девочки, наш урок подошел к концу. Что нового вы сегодня узнали на уроке? Чем полезен сегодняшний урок для вашей дальнейшей жизни? Кто , благодаря теме урока, выбрал для себя будущую профессию ?
Ответы учащихся.
Давайте поблагодарим наших гостей за их прекрасное выступление!
Спасибо вам за вашу работу. Спасибо всем присутствующим за внимание!
28.03.2007