Способности и выбор профессии

Без границ: способности, возможности и выбор профессии

К сожалению, нередко образование детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья не позволяет выбирать из достаточно широкого диапазона профессий. В то же время мир меняется, содержание труда в различных сферах тоже претерпевает изменения, и многие специальности, ранее недоступные для лиц с ОВЗ, теперь могут быть освоены всеми желающими. Расширение списка профессий, подходящих для молодых людей с особенностями развития, — одна из тенденций современного мирового рынка труда, государственная задача. Родителям и педагогам, работающим с подростками с ОВЗ, имеет смысл постоянно мониторить актуальное состояние рынка труда и образования для выпускников специальных школ, новые возможности для них появляются довольно часто.
Залогом успеха в большинстве видов профессиональной деятельности является сочетание таких факторов, как ценностное отношение к труду вообще, соответствие деятельности интересам и склонностям человека и, что тоже важно, наличие способностей к деятельности в соответствующей сфере.
Как же определить, каковы способности моего чада, в чем он будет успешен, что следует развивать, на что обратить внимание? По принятому в науке определению способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Из определения не понятно, откуда же должны взяться эти свойства, присущи ли они человеку изначально или могут прийти извне, например, с помощью упорных тренировок.
В настоящий момент преобладающее мнение специалистов таково — врожденными являются не способности, а только задатки. Б.М.Теплов, исследующий эту проблему, считал, что задатки — это некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Причем развитие их требует соответствующей деятельности. Теплов особо подчеркивал, что способности не только проявляются в деятельности, — они деятельностью инициируются, развиваются, переживают в ней становление.
Таким образом, чтобы задатки, которых в каждом ребенке немало, превратились в способности, с которыми следует считаться, необходимо дать ему ту самую специфическую деятельность, которая их выявит, разовьет и доведет до определенного уровня. Но возможности по саморазвитию и самораскрытию доступны не всем в равной степени. Семьи с небольшим доходом не могут обеспечить детям дополнительные занятия: им не всегда хватает средств даже на один кружок. Дети, которые в раннем и дошкольном возрасте много болеют, тоже не могут пользоваться образовательными услугами и помощью специалистов: им просто некогда. Многие дети не имеют большого выбора и занимаются в кружках и секциях по принципу географической и материальной доступности.
Зачастую родители предлагают детям посещать занятия в той сфере, которая является их собственной нереализованной мечтой: «меня не взяли в футбольную команду, но мой сын там будет»; «у меня не хватило терпения закончить музыкальную школу — но я настою, чтобы моя дочь этого добилась». Желания сына или дочери в таких случаях родителям не так интересны, как игры в «свое собственное исправленное с помощью детей, детство». Другие родители выбирают ребенку занятость исходя из соображений ее перспективной дороговизны: известно, что костюмы для бальных танцев или хоккейное снаряжение стоят больше, чем трико и тапочки для гимнастики.
В еще более сложной ситуации находятся семьи, дети в которых обладают ограниченными возможностями здоровья. Их, как правило, невозможно заподозрить в недостаточном внимании к потребностям ребенка или нежелании сделать для него все возможное. Но до определенного возраста здоровье является приоритетным направлением, с которым работают родители. Все временные, физические, материальные ресурсы брошены на лечение, реабилитацию, попытки скомпенсировать ту проблему, которая мешает ребенку жить и развиваться нормально. Естественно, занятия по интересам на фоне этой титанической борьбы за здоровье кажутся необязательным развлечением, которого ребенка можно лишить для его же блага: ему нужно отдохнуть после болезни, или набраться сил перед курсом реабилитации, или ограничить контакты, чтобы не сорвалась важная поездка/операция/консультация у медицинского светила… Когда борьба за здоровье ребенка перестает принимать такие лихорадочные формы и входит в привычное русло, на дополнительных занятиях уже нечего развивать: все задатки, склонности и интересы ослабли от неупотребления.
Именно поэтому, как бы серьезно вы ни были заняты первоочередными потребностями ребенка, не теряйте из виду перспективу его развития. Отмечайте, что его интересует, к чему он стремится, что доставляет ему радость, вызывает интерес. Способности к чему-либо, как правило, определяют по тому, насколько успешен человек в соответствующей деятельности. Хорошо рисует — значит художественно одарен, чисто поет — одарен музыкально, много читает — наверное, интеллектуальные способности выше среднего… Казалось бы, логично. На самом деле — не совсем. Во-первых, нужно учитывать фактор среды: если ребенок лишен свободы передвижения, а другого развлечения, кроме книг, ему не предложили, разумеется, он будет читать. Но если его зрение не позволяет читать столько, сколько ему хотелось бы, он будет искать другие занятия. А во-вторых, обязательно надо учитывать, что способности развиваются из задатков не просто в подходящей деятельности, но в деятельности, положительно эмоционально окрашенной. Именно поэтому нужно следить больше за тем, что ребенок делает для собственного удовольствия — хорошо ли, плохо ли, нежели за тем, что получается у него замечательно, но не вызывает в его душе никакого отклика.
Для того чтобы определиться, каковы задатки и способности вашего ребенка, нужно предоставить ему возможность попробовать себя в разных видах деятельности, и делать выводы не после первых неловких опытов, а когда пройдет достаточно времени, чтобы ребенок составил взвешенное мнение — интересно ему в этом деле или совсем нет.
Разумеется, все виды деятельности попробовать не легче, чем объять необъятное. Поэтому можно подойти к вопросу поиска способностей и задатков, с прицелом на будущий выбор профессии, с точки зрения научного анализа, например, отталкиваться от сложившейся классификации видов одаренности.
Можно заключить, что ваш ребенок одарен в интеллектуальной сфере, если его познавательные потребности очень высоки, круг интересов широк, к тому же он или она обладает хорошей памятью и аналитическими способностями. В этом случае не препятствуйте маленькому человеку в его научных интересах, даже если вам кажется, что все его муравьиные фермы и эксперименты с электричеством — потеря времени.
Если сильная сторона вашего ребенка — академические достижения, и он хорошо справляется со всем, за что берется, отлично учится, усидчив, прилежен и рад, когда его успехи отмечают, но самостоятельных задач перед собой не ставит и никакой области познания, как более интересной, для себя не выделяет, то побудите его использовать свои сильные стороны: в постиндустриальном обществе большинство рабочих мест требуют именно внимательного, ответственного, серьезного работника, который готов равно хорошо выполнять разные задачи. Информационные технологии, бухучет и делопроизводство, издательское дело, банки и крупные компании станут хорошим выбором для академически одаренного молодого человека.
Творческим, или продуктивным, мышлением одарены те дети и подростки, которые подходят к решению жизненных задач нестандартно, отличаются оригинальным мышлением, подают новые идеи и полны решимости экспериментировать. Такие способности хороши в любом деле, кроме рутинных, однообразных. Люди, творчески одаренные, нередко выбирают себе деятельность, связанную со свободным графиком, фрилансом, либо сами создают себе рабочее место, вместо того чтобы искать нанимателя. Если таков ваш ребенок, не пытайтесь «привести его к общему знаменателю», убедить, что будущее за послушными, аккуратными и старательными. Лучше дайте ему простор для деятельности и поддерживайте его инициативы, творческие люди бывают чувствительны к похвалам и порицаниям.
Лидерские качества проявляются в том, что ваш ребенок с детства возглавляет все игры и проказы, умеет внушить уважение к себе случайным знакомым, стремится к более широким социальным контактам, хорошо адаптируется в новом обществе, а еще чаще заставляет новое общество адаптироваться к себе. Лидерские качества — это очень ценный ресурс в менеджменте, педагогике, предпринимательстве.
Способность ребенка к художественной деятельности «просмотреть» трудно, тем не менее некоторым родителям это удается. Если физические ограничения вашего ребенка не позволяют ему расписывать крохотные шкатулочки, более того, и обычное рисование карандашами на листе не дается, это не означает автоматически, что художественной одаренности у него нет. Попробуйте другие жанры — скульптуру, инсталляцию, попробуйте отвлечься от академической живописи и дайте ребенку поэкспериментировать с материалами — и у вас есть шанс открыть художника в собственной семье.
Способности в психомоторной сфере связаны с физическими возможностями больше всего. Это ловкость, координация движения, особенности нервной системы и другие данные, позволяющие демонстрировать большую силу, скорость, отточенность движений. Помимо спорта, такие способности востребованы в искусстве (танец, пантомима и т.п.), большинстве ручных ремесел, слесарном, токарном деле, производстве, ремонте и обслуживании машин и механизмов.
Практическая одаренность выделена как отдельное направление развития способностей не так давно, и она объединяет те случаи, когда при отсутствии высоких учебных достижений и нехватке общепризнанных маркеров успеха в живописи, музыке и прочем, человек находит свою нишу в какой-либо деятельности и достигает в ней больших высот, умело обыгрывая свои сильные и слабые стороны, компенсируя объективные трудности, умея так организовать дело и так встраиваться во взаимодействие с окружающими — запрашивать помощь и оказывать ее, — что его успешную самореализацию нельзя не отметить. Обратите внимание на то, что ваш ребенок делает с удовольствием — будь то кулинария, уход за животными и растениями, рукоделие или даже уборка: очень может быть, что это область его практической одаренности, которая поспособствует его реабилитации и позволит найти дело своей жизни.
Социальная одаренность — это способность находить общий язык с людьми, но в отличие от тех, кто обладает лидерскими качествами, социально одаренный человек не стремится руководить и становиться центром внимания, но его манера общаться, его открытость и доброта, его стремление помочь, поддержать и выслушать дорогого стоят. С детьми и взрослыми такого типа приятно взаимодействовать, они обладают эмпатией и делятся своим душевным теплом. Такого типа способности очень востребованы в работе с людьми, как малышами, так и пожилыми, в медицине, во всех областях, связанных с уходом и обслуживанием.
Духовная одаренность — наименее изученная сторона человеческих способностей. Но именно подростки и молодые люди с ограниченными возможностями имеют шанс проявиться в этой сфере, поскольку речь идет о силе духа, готовности противостоять испытаниям, гуманизме и мудрости. Тот, кто сам находится в тяжелой жизненной ситуации, но находит в себе силы вдохновлять других, помогать им, становиться для окружающих духовной опорой — привела ли к этому религия, философия или особенности собственной личности, — безусловно, духовно одарен и мог бы реализоваться в сферах, связанных с социальными проектами, милосердием и реабилитацией тех, кто в этом нуждается.
Включаясь в процесс поиска дела по душе для своего ребенка, развивая и направляя его, помните о том, что ваше мнение ценно, но выбор все же за ним.
Что важно в отношении особых детей: многие родители декларируют, что они не считают ограниченные возможности здоровья своего ребенка поводом для насмешек, заниженных требований или жалости, они требуют от общества принятия и уважения к своему чаду, что справедливо. Но на деле, когда речь заходит о планах на будущее, эти же родители не советуют детям бороться за свое право на интересную работу, более того, они мирятся с тем, что выпускник с ОВЗ зачастую имеет образование значительно низшего уровня, чем он мог бы получить исходя из своих задатков. «Зачем моей дочери стремиться к высшему образованию, если никто не возьмет на работу бухгалтера, которому требуется специально оборудованное рабочее место и прочие ухищрения? Зачем сыну вообще овладевать профессией, если в нашей стране ему, кроме пенсии, ничего не светит?»
Именно такое неверие в себя, своего ребенка и его возможности постоянно воспроизводит ситуацию, когда квотирование рабочих мест для работников с ОВЗ превращается в простой механизм по сбору штрафов с предприятий. Говоря «иной — не значит, что худший», надо верить в это и действовать согласно убеждению. Многие предприятия с удовольствием приняли бы на работу квалифицированных специалистов с ОВЗ, но специальных ресурсов по поиску именно этой категории работников нет, а люди с особыми потребностями зачастую сами или под давлением семьи отказываются от намерения стать высококлассными специалистами, предпочитают довольствоваться малым.
Ваш ребенок, особый или обычный, достоин всего, чего может достичь максимально используя свои способности, и ваша задача — не удерживать его, не губить его веру в себя. Верьте в него — и он достигнет большего.
Кропивянская С.О.