Специфика профессий машиностроения


Машиностроение — главная отрасль мировой промышленности. Работники этой сферы задействованы в создании буквально всех благ цивилизации: от самолётов и космических аппаратов до деталей мебели и механических карандашей. По словам тех, кто учится и работает по данному направлению, профессия позволила им лучше узнать современный мир и его устройство; понять, как функционирует тот или иной механизм, из каких деталей он собран, как самому создать эти детали.
Истоки машиностроения берут начало ещё в эпохе неолита: древние люди вытачивали из дерева и кости орудия труда и обороны с помощью самых первых станков, примитивных ручных устройств. Технологии развивались вместе с цивилизацией: ко временам Древнего Египта появился полноценный токарный станок для обработки керамики и дерева, где вращение обтачиваемой детали происходило с помощью натянутой тетивы лука. В Древней Греции и Древнем Риме тоже применялись токарные станки, причём за 400 лет до нашей эры они уже обрабатывали металлические изделия. Однако прошло еще много столетий, прежде чем пришла индустриализация, и машиностроение превратилось в целую отрасль, базовую для экономики всего мира, промышленное и индустриальное сердце любой страны.
Сейчас вокруг машиностроительных специальностей — станочников, инженеров, конструкторов — много необоснованных стереотипов и мифов. Миф № 1 — о том, что профессия станочника и инженера невостребована или очень плохо оплачивается — родом из 90-х. Прошлый подъём машиностроения в России пришёлся на годы Великой Отечественной войны, успех в которой во многом зависел от технической оснащённости армии. Но после распада Советского Союза закрылись многие конструкторские бюро, встали заводы, и зарплаты инженеров и рабочих действительно снизились настолько, что люди были вынуждены идти работать в другие сферы. Сейчас эта государственно важная отрасль переживает новый расцвет: машиностроительные заводы переоборудуются, получают госзаказы, финансируются научные исследования. И хотя отрасль продолжает развиваться в первую очередь благодаря оборонной промышленности, работа станочников и технологов востребована практически во всех областях человеческой деятельности.
Чему учиться?
Самые младшие специалисты машиностроения — станочники. К ним относятся токари, фрезеровщики, шлифовщики, операторы станков с программным управлением (ЧПУ) — все, кто непосредственно работает за станками, обрабатывая детали из металла, дерева, оргстекла и пластмассы. Токари обрабатывают вращающиеся детали цилиндрической или закруглённой формы, выполняют на них сверление, нарезают резьбу (например, на винтах) с помощью токарных станков. Фрезеровщики выполняют те же операции на фрезерных станках, работающих с плоскими деталями. Шлифовщики, соответственно, работают на шлифовальных станках, а операторы станков с числовым программным управлением (могут быть и токарными, и фрезерными, и универсальными) управляют установками удалённо, через компьютер.
Получить профессию станочника можно после 9 класса, обучаясь в среднем специальном учебном заведении от двух до трёх лет на очном отделении, или год после 11 класса. Поступающему в ссуз необходимо знать основы математики, физики и информатики. Во время обучения станочников научат правильно читать чертежи, работать с самыми разными станками, понимать принцип их действия. Важное место в образовании этого специалиста занимает материаловедение — необходимо знать, как ведут себя материалы в разных условиях, какие способы позволяют безопасно и эффективно с ними работать. Кстати, что касается безопасности — этому аспекту здесь уделяется особое внимание, потому что работать приходится с мощными станками, которые запросто режут самые прочные материалы, а руки рабочих в процессе обработки изделий находятся в непосредственной близости от активных лезвий, свёрл и напильников. По той же причине станочнику важно иметь хороший глазомер, твёрдую руку, как у хорошего хирурга, быструю реакцию и способность концентрировать внимание на работе в течение долгого времени. Студенты-станочники проверяют свои силы, нарабатывают навыки и понимают значимость соблюдения техники безопасности в учебных мастерских — фрезерных, токарных, слесарных — в которых они занимаются уже со второго курса. «Говорят, у нас пальцы отрывает, — с энтузиазмом рассказывают учащиеся машиностроительного факультета техникума. — Это правда, но такое случается только с опытом. То есть, когда уже начинаешь делать всё легко, не обращая внимания на технику безопасности. Хотя, даже если пальцы оторвёт, почти всегда их можно пришить обратно». Так что все станочники обязательно носят форму: защитные очки и халат из такого непрочного материала, что его можно проткнуть пальцем (чтобы, в случае, если рукав попадёт в действующий механизм, он оторвался, и в станок не затянуло руку).
Говоря о практике, стоит вспомнить миф № 2: будто бы труд станочника механический и однообразный, и в нём нет места фантазии и творчеству. Это мнение не обосновано. Токари и фрезеровщики часто совмещают работу с хобби и в свободное время с удовольствием создают на станках в мастерских произведения искусства из металла или дерева. А студенты соответствующих специальностей оставляют себе результаты практических и курсовых работ, делая из них брелоки и подарки для близких.
Стоит отметить, что машиностроительным специальностям учат в основном в государственных учебных заведениях. Обучение технологии машиностроения требует больших затрат на оборудование мастерских, закупку станков, компьютеров с дорогостоящими программами для проектирования технологических процессов и в целом на полноценное оснащение учебных мест, где большая роль отводится практической работе студентов. Коммерческие организации не могут обеспечить полноценное оборудование учебных мастерских, поэтому качество обучения в них остаётся сомнительным.
Как развиваться?
Миф № 3 гласит, что для работы станочником не нужно большого ума. В нашем веке, когда активно развиваются технологии и окончательно автоматизируются все сферы деятельности, становится интеллектуальным и труд рабочего-машиностроителя. Всё большее распространение получают станки с числовым программным управлением (ЧПУ), которые могут быть и токарными, и фрезеровочными, и универсальными, то есть работающими во всех плоскостях одновременно. На станках с ЧПУ не используется ручной труд: человеку нужно только запрограммировать работу через компьютер, а станок будет выполнять её автоматически. Поэтому станочникам приходится постоянно повышать квалификацию, обучаясь работе на новых технологических установках, и в то же время всё более востребованными специалистами в машиностроении становятся технологи, конструкторы, инженеры, имеющие более глубокую профессиональную подготовку, которую можно получить в средних специальных учебных заведениях на направлении «технология машиностроения». После 9 класса обучение по этой специальности займёт 3 года 9 месяцев, после 11 класса — 2 года 9 месяцев. Получив специальность в колледже или техникуме, студент может продолжить обучение по тому же направлению в вузе по сокращенной программе, одновременно работая по специальности.
Работа технологов машиностроения заключается в проектировании той продукции, которую будут создавать рабочие в мастерских. Технологов учат работать с разными станками и понимать принцип их действия, но их деятельность в первую очередь связана заключается в том, чтобы разрабатывать схемы и другую рабочую документацию для токарей, фрезеровщиков, слесарей. Технологи занимаются моделированием изделий в компьютерных программах, описывают технологический маршрут, в котором указывают все этапы создания изделия из исходного материала, производят расчёты, составляют чертежи, указывают нужные инструменты и режимы выполнения операций.
Основные дисциплины, которые изучают в техникумах на данном направлении, примерно такие: технология машиностроения, инженерная графика, процессы формообразования и инструменты, технологическая оснастка (универсальные резцы, свёрла, всё то, чем производится металлообработка), техническая механика, электротехника и электроника, метрология, стандартизация и сертификация, программирование для автоматизированного оборудования, управление техническими системами, конструирование режущего инструмента, системы автоматизированного проектирования, охрана труда.
Кроме того, в программу обучения входят гуманитарные предметы: иностранный язык, основы права, основы политологии и социологии, основы философии, психология и этика деловых отношений.
Разработка новых технологий — одна из основных сфер деятельности технолога. Так что уже в колледже дипломной работой студента может стать инновационный продукт в сфере машиностроения, собранный из разных деталей, например, созданная с нуля полноценная рабочая модель автомобиля (особенно приятно, если результат работы можно будет оставить себе). Станочники же, в отличие от технологов, в дипломах описывают процессы создания различных деталей для того или иного механизма.
Где работать?
Хороший специалист технологии машиностроения — это мастер на все руки. Его с нетерпением ждут на производстве любой техники: бытовой, космической и авиационной, где он будет проектировать и изготовлять детали для самых разных машин; кроме того, он может реализовывать свой талант в конструкторских бюро, заниматься разработкой и проектированием механизмов, инновационных технологий. В конце концов, поскольку этот профессионал хорошо разбирается в машиностроении, он может заниматься ремонтом машин самого разного профиля в любых организациях, будь то сервисные центры, заводы, разные тюнинг-ателье, мастерские и т.д.
Что касается оплаты труда, нижняя планка зарплаты станочника в Москве — 35 тысяч рублей, а технолога или конструктора — 45 тысяч рублей, если говорить об окладе. Однако специфика профессии позволяет зарабатывать во внеурочное время на частных заказах, поэтому средний заработок за месяц вполне может достигать 70 тысяч рублей. Кстати, в учебных мастерских при ссузах распространена практика сотрудничества с разными предприятиями, когда, работая над практическими заданиями мастеров, студенты, не отрываясь от учебного процесса, могут выполнять коммерческие заказы, создавать рабочие детали и получать за это деньги.
Так что, вопреки мифам, выбирая профессию станочника или технолога машиностроения, в будущем можно смело рассчитывать на стабильный доход, постоянное развитие, возможность осваивать и разрабатывать новые технологии, а также, пожалуй, самое важное для человека, склонного к практической деятельности: результаты своего труда материальны, их всегда можно увидеть и подержать в руках.