Соответствие гражданских и военных специальностей

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 3/1996, стр. 43-51
Проблемы интеграции высшего военного и гражданского образования
Вице-адмирал Н.Д.ЗАКОРИН,
кандидат военных наук
Капитан 1 ранга в отставке В.П.КОБЗЕВ,
кандидат военных наук, доцент
Капитан I ранга в отставке Н.В.МАХРОВ,
кандидат военно-морских наук, доцент
В ПОСЛЕДНЕЕ время в печати интенсивно обсуждаются вопросы подготовки офицерских кадров в высших военных и гражданских вузах. Анализ публикаций показывает, что проблемы высшего военного профессионального образования охватывают интересы военных и гражданских вузов, органов управления образованием, главкоматов, руководства Министерства обороны, а также затрагивают все области государственной власти и управления. Поэтому подготовка офицерских кадров выходит за рамки военного ведомства и является общегосударственной задачей. Решать ее следует на основе нормативно-правовой базы Российской Федерации в области образования с учетом специфики деятельности офицерских кадров в мирное и военное время.
Предлагаем соображения, которые, на наш взгляд, могут сыграть важную роль в интеграции военной и гражданской школ.
О двух специальностях за пять лет обучения. В законах РФ «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих» есть статьи, предусматривающие в военных вузах одновременно со специальной образовательной программой реализацию программ по подготовке специалистов в родственных (смежных) гражданских отраслях, а также обучение курсантов гражданским специальностям. При этом сроки обучения не указываются. Что это означает для высших военных училищ? В гражданских вузах по ряду инженерных специальностей срок обучения от пяти с половиной до шести лет, в военных училищах по специальностям командно-инженерного и инженерного профиля пять лет. Из них, как свидетельствуют данные Главного управления кадров и военного образования, требуется не менее полутора лет (трех тысяч учебных часов) на становление курсантов как будущих офицеров. Следовательно, за оставшиеся три с половиной года они должны освоить образовательные программы бакалавриата в избранных направлениях, чтобы по вопросам науки, техники, технологии и культуры получить такое же образование, как студенты гражданских вузов. Необходимо учитывать, что программа бакалавриата является научной основой для освоения и военной, и гражданской специальностей. В соответствии с госстандартом для ее реализации требуется не менее четырех лет. Поэтому за пять лет обучения в военных училищах невозможно реализовать положения названных выше законов без ущерба освоению военной специальности. И тем более невозможно освоить шестилетние программы по отдельным инженерным специальностям в военных училищах за пять лет, поскольку один учебный год в соответствии с госстандартами в среднем составляет не менее двух тысяч часов. Складывается парадоксальная ситуация: в гражданских вузах для освоения одной специальности необходимо пять с половиной — шесть лет обучения, а в подавляющем большинстве военных вузов для освоения двух специальностей — пять.
Порядок применения госстандартов в высших военно-учебных заведениях МО РФ, по нашему мнению, может быть реализован за счет уменьшения времени на фундаментальную подготовку в области науки, техники, технологии и обшей культуры будущего военного специалиста. Ориентация гуманитарных и социально-экономических дисциплин на формирование у выпускников только военной культуры и сведение фундаментальной теоретической подготовки к изучению конкретных образцов ВВТ неизбежно приведет к снижению их профессионального уровня и общей культуры по сравнению с выпускниками гражданских вузов. А это противоречит одному из основных положений Концепции развития системы военного образования ВС РФ. Что касается использования учебного времени, отводимого на факультативные дисциплины в целях освоения двух специальностей, то в соответствии с госстандартами оно не является обязательным и предназначается для свободного посещения занятий. Это способствует более полному развитию курсантов с учетом их индивидуальных особенностей и запросов.
Попытки реализовать положения ранее названных законов и порядок применения государственных образовательных стандартов путем уплотнения учебной нагрузки, отнесения внутренней, гарнизонной, караульной службы к профессиональной практике, а также исключения из учебных программ дисциплин по выбору не могут гарантировать высокого качества подготовки будущих офицеров. Кроме того, такой подход к образованию ущемляет право курсанта выбирать дополнительные дисциплины и курсы, основное предназначение которых — предоставление возможности расширять и углублять научно-технический, профессиональный и культурный кругозор. Опыт ряда высших военно-морских училищ по использованию государственных образовательных стандартов свидетельствует, что в условиях острого дефицита учебного времени кафедры вынуждены сокращать и даже исключать из учебных программ материал, необходимый для формирования офицера-профессионала и воспитания его как защитника Отечества/Поэтому очевидно, что для получения военной и гражданской специальностей в* высших училищах необходимо шестилетнее обучение. Если это невозможно, то следует прорабатывать иные варианты подготовки офицерских*кадров, которые не дискредитировали бы высшее военное образование.
О государственных образовательных стандартах. Опыт функционирования высшей военной школы показывает, что она отстает в реализации новых идей. Так было с введением квалификационных характеристик, так продолжается и сейчас с введением государственных образовательных стандартов высшего военного профессионального образования, созданием учебно-методических объединений как собственных военных вузов, так и вузов, объединенных с гражданскими.
Переход высшей школы страны на подготовку специалистов в соответствии с государственными образовательными стандартами установлен Законом РФ «Об образовании». Эти стандарты «являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования». В результате все вузы «независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности» получили право на самостоятельную разработку и утверждение образовательных программ и учебных планов. В системе высшего профессионального образования госстандарты вводятся на любую специальность, в том числе и на уникальную, — таково требование Закона. Это документы длительного действия, они определяют стратегию образования специалистов.
Высшая военная школа — неотъемлемая часть высшей школы страны. Правительство Российской Федерации через Министерство обороны осуществляет государственную политику в военном образовании. Вполне естественно, что на каждую военную специальность должен разрабатываться только один госстандарт с максимально возможным учетом его требований к родственной гражданской специальности. При таком подходе представляется возможным обеспечить интеграцию систем образования и социальную защиту по образованию офицеров при их увольнении. Под социальной защитой офицеров по образованию следует, видимо, понимать такую общенаучную, общетехническую, общекультурную и профессиональную подготовку в военном вузе, которая при необходимости позволяла бы ему после прохождения краткосрочного обучения в системе дополнительного образования освоить одну из гражданских специальностей в ранее избранном направлении или продолжить обучение в любом из вузов страны для получения магистерской степени без сдачи дополнительных экзаменов.
Об интеграции образования. Связь военного образования с гражданским имеет глубокие корни. Ведущие ученые России одновременно преподавали в университетах и военных образовательных учреждениях. Так, академики М.В.Остроградский, В.Я.Буняковский, Э.Х.Ленц читали лекции в Военно-морской академии и Морском училище. Академик-кораблестроитель А.Н.Крылов постоянно читал лекции во многих вузах Санкт-Петербурга и был одним из основателей Санкт-Петербургского политехнического института. В различные годы в Военно-морской академии проходили обучение гражданские специалисты оборонных отраслей страны.
Проблема интеграции военного и гражданского образования является актуальной и в других морских державах мира. Например, в США офицерский корпус ВМС для замещения первичных должностей формируется следующим образом: 20% офицеров получают образование в собственном военно-морском училище, а 80% — в гражданских университетах и колледжах по специальным программам резерва и кадра с последующей обязательной практической подготовкой в образовательных учреждениях ВМС. Будущие офицеры-подводники США получают высшее профессиональное образование сначала в университетах по направлениям естественных или технических наук в течение 4-6 лет (в зависимости от программ обучения), затем после отбора образование кандидатов продолжается в школе ядерной энергетики, а за время службы в составе ВМС — в различных школах и на офицерских курсах с периодичностью 2-3 года. Общий срок подготовки офицера-подводника с учетом времени обучения на университетах составляет не менее 10-12 лет. При этом надо отметить, что продолжительность обучения юношей в средней школе 12 лет.
Проблема интеграции военного и гражданского образования в нашей стране наиболее остро проявилась в период перехода от плановой экономики к рыночной. Во многом это связано с финансовыми затруднениями как высшей гражданской, так и высшей военной школы. В бывшем СССР развитая сеть военных вузов позволяла успешно решать кадровые вопросы Армии и Флота. В условиях рынка труда высшая гражданская школа лишилась государственного заказа на подготовку специалистов и стала активно искать источники финансирования. Одним из таких источников стало Министерство обороны.
Однако сейчас настойчиво формируется общественное мнение о низком качестве подготовки военных специалистов в военных вузах. При этом делается акцент на большой потенциал гражданских вузов, которые якобы способны заменить военные вузы при подготовке инженерных кадров для Вооруженных Сил. Нередко такие выводы делаются на основании тестирования выпускников некоторых военных училищ, недавно переведенных на пятилетний срок обучения и еще не имеющих высокого научно-педагогического потенциала, а также соответствующей материальной базы. Оценивая качество подготовки выпускников отдельных военных вузов, выводы распространяют на всю систему военного образования. Такой подход, на наш взгляд, недопустим. Брать средний результат для количественной оценки параметров, которые имеют различную природу и ценность, нельзя. Так, Г.А.Кабакович приводит усредненные данные об уровнях профессиональной подготовленности выпускников военных вузов и военных кафедр технических вузов по инженерным должностям ВВС: в начальном периоде службы уровень подготовленности выпускников военных вузов на 7% выше уровня подготовленности выпускников гражданских вузов, а через полтора-два года уровни выравниваются.
С этим, на наш взгляд, согласиться нельзя. Если сравнивать качество подготовленности выпускников различных вузов по каждому параметру в отдельности, то выпускники военных вузов превосходят своих сверстников: по командирским навыкам в 3,5 раза, умению принимать решение в 1,5 раза, работе с подчиненными в 3,1 раза, морально-психологическим качествам в 1,7 раза, теоретической подготовке по специальности в 1,8 раза, практической подготовке в 1,9 раза, по умению применять наставления и документацию в 2,5 раза и т.д. И только по одному параметру — общетеоретической инженерной подготовке выпускники гражданских технических вузов превосходят выпускников военных вузов в 1,04 раза! Это непростительно мало для технических гражданских вузов, в которых, по нашему мнению, уровень общенаучной и общеинженерной подготовки должен быть значительно выше, чем в военных училищах. Через полтора-два года службы в одинаковых условиях выпускники военных вузов сохраняют свое подавляющее превосходство в профессиональной подготовке. И только по двум параметрам — общественно-государственной и общетеоретической инженерной подготовке выпускники гражданских технических вузов превосходят выпускников военных училищ в 1,2 и 1,3 раза соответственно. И это вполне естественно, поскольку различны направленность обучения гражданского и военного специалиста, а также распределение учебного времени, отводимого на изучаемые дисциплины.
Таким образом, если приведенные исходные данные для сравнительной оценки уровня подготовленности выпускников военных и гражданских технических вузов верны, то высшая военная школа имеет неоспоримое преимущество перед гражданскими техническими вузами в подготовке офицерских кадров для замещения первичных инженерных должностей в ВВС. Тем более что в течение первых полутора-двух лет службы издержки- в профессиональной подготовленности офицеров -выпускников гражданских вузов, несомненно, снижают уровень боеспособности и боеготовности подразделений.
Поэтому вывод Г.А.Кабаковича, что через год-полтора эти уровни выравниваются, по нашему мнению, не соответствует реальности.
Армия и Флот имеют систему вузов, которая по своему потенциалу может соперничать с гражданской. И пока она успешно работает, путь разумного использования интеллектуальных потенциалов систем военного и гражданского образования является наиболее рациональным.
В чем же заключается проблема интеграции высших военной и гражданской школ в подготовке офицерских кадров? По нашему мнению, с одной стороны, в разрешении диалектического противоречия между количеством подготавливаемых офицеров кадра и запаса, качеством их образования, сроками обучения, а с другой — в стоимости подготовки в военных и гражданских вузах. Это противоречие можно разрешить в рамках нормативно-правовых взаимоотношений высших военной и гражданской школ только с участием органов государственной власти и управления.
Известно, что основными компонентами любой системы образования являются органы управления высшим профессиональным образованием, системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, а также сети образовательных учреждений различных типов и видов.
Подготовка военных и гражданских специалистов осуществляется на одних и тех же правовой, научной, методологической и образовательной основах (рис.). Главные отличия заключаются в органах управления, структуре и содержании профессионального образования, сетях образовательных учреждений. Кроме того, имеются существенные отличия в финансировании и материально-техническом обеспечении.
Согласование усилий, направленных на интеграцию систем образования, необходимо, на наш взгляд, начинать прежде всего с органов управления гражданским и военным образованием. Не исключено, что в России может быть единый федеральный орган управления гражданским и военным образованием. Необходимо, чтобы на этом уровне управления достигалось понимание важности для страны обеспечения высокого качества военного образования и подготовки контингента офицеров как в высших военной, так и гражданской школах. И это особенно важно при переводе комплектования Вооруженных Сил на контрактную основу, когда резко возрастает сменяемость офицерского состава. 1
В интересах интеграции военного и гражданского профессионального образования должна создаваться единая законодательная база, которая позволяла бы решать как общие, так и специфические задачи военного образования. Например, в настоящее время высшая военная школа нуждается в признании на государственном уровне четвертого и пятого уровней высшего военного профессионального образования, а также введения соответствующих госстандартов на все военные специальности.
Высшее профессиональное образование независимо от ведомственной принадлежности вузов основывается на фундаментальных и новейших достижениях науки, техники, технологии и культуры. Поэтому военные специалисты в общенаучном, общетехническом и общекультурном отношении должны получать соответствующее образование наравне с гражданскими специалистами. Содержание такого образования является составной частью федерального компонента государственных образовательных стандартов. Реализация данного подхода позволит исключить необоснованные и резкие выпады отдельных представителей в адрес офицерского корпуса Вооруженных Сил РФ. Образовательные программы бакалавриата, установленные госстандартами на родственные гражданские специальности осваиваемые в течение четырех лет, должны быть незыблемы по срокам и для военных вузов, ведущих подготовку специалистов третьего уровня образования.
Следовательно, два первых уровня образования в военных и гражданских вузах тго содержанию должны быть общими. Обучающиеся по этим программам в последующем могут получить военную или гражданскую специальность в зависимости от избранного вуза. Это не исключает, а подразумевает необходимость введения учебного материала в образовательные программы неполного высшего профессионального образования и бакалавриата, учитывающего специфику деятельности военного специалиста. Вот почему нужны собственные госстандарты в вузах МО РФ.
Принципиальное различие обучения в военных и гражданских вузах начинается после четырех лет обучения, т.е. при переходе на третий уровень образования (подготовка специалиста или магистра). Это означает, что подготовку в военных и гражданских вузах можно осуществлять по нескольким направлениям. При интеграции высшего военного и высшего гражданского профессионального образования конкуренция военной и гражданской школ может осуществляться, на наш взгляд, только в пределах федерального компонента государственных образовательных стандартов на специальности, а именно — в общенаучном, общетехническом и общекультурном отношении. Что касается освоения военно-образовательного компонента (профессионального и специального), то военная школа является естественным монополистом в подготовке военных специалистов подобно тому, как гражданская — в подготовке гражданских специалистов.
Из мировой практики военного образования известно, что подготовка офицерских кадров осуществляется не в параллельных, а в смешанных системах гражданского и военного образования. При этом подготовка военных специалистов в военных и гражданских вузах государству обходится дешевле. Однако в мире нет ни одного крупного государства, которое не имело бы собственных систем военного образования. Они создаются с учетом национальных интересов, традиций, социальных, экономических возможностей и ряда других факторов. Хорошо также известно, что костяк кадрового офицерского корпуса формируется только в системе собственных военных образовательных учреждений, начиная с довузовского образования. Массовая подготовка офицеров с учетом мобилизационных планов в большинстве зарубежных стран осуществляется при сотрудничестве гражданской и военной школ и только для замещения первичных должностей.

В настоящее время Министерство обороны РФ готовит кадровый офицерский корпус по военным специальностям для всех видов, родов войск в собственных вузах. Часть специалистов, предназначенных для службы в ВС РФ (медицинского, юридического, финансового, ветеринарного профилей), проходит подготовку в гражданских вузах по специальному заказу. Офицеры запаса (резерва) готовятся в гражданских вузах при наличии в них военных кафедр. Для этой цели Министерство обороны содержит около 300 военных кафедр, на которых работают более 2500 офицеров, учатся 235 000 студентов и ежегодно выпускается примерно 55 000 чел.. При такой системе подготовки на одного военного преподавателя приходится более 90 студентов, а в военных вузах — 8 курсантов. В гражданских вузах военные преподаватели фактически оторваны от высшей военной школы. Кроме того, там нет учебно-лабораторной и информационной базы, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к военным специалистам. Поэтому и нет оснований говорить о высоком качестве военно-профессиональной подготовки офицеров в гражданских вузах по всем значимым параметрам.
Следует подчеркнуть, что не учитывается один из важнейших факторов формирования офицеров как особой категории государственных служащих. Для их воспитания важное значение имеет сама среда, создаваемая в военных училищах.
Предложения по обоснованию системы подготовки офицеров запаса и даже кадровых офицеров в гражданских вузах, высказываемые некоторыми авторами, носят в основном экстенсивный характер, а именно: увеличение количества военных кафедр и их профессорско-преподавательского состава, создание военных, военно-технических, военно-инженерных факультетов и межвузовских учебных центров, замена устаревшей учебно-материальной базы и др. Как видно, эти предложения являются затратными и могут уравнять стоимость образования офицеров в военных и гражданских вузах. Тем более при условии увеличения стипендии студентам, заключившим контракт с Министерством обороны, до денежного содержания курсантов. При этом следует учитывать, что в системе образования в военных вузах есть вся необходимая инфраструктура, которая может использоваться военными кафедрами гражданских вузов для подготовки студентов по военным специальностям.
При решении проблемы интеграции военного и гражданского профессионального образования по критерию «стоимость — эффективность» зададимся вопросами: надо ли создавать параллельную инфраструктуру образования для подготовки офицерских кадров в гражданских вузах, не целесообразнее ли рассмотреть другой путь объединения усилий учреждений систем гражданского и военного образования?
По нашему мнению, ответ на первый вопрос очевиден: ведущие гражданские вузы представляют собой современные технопарки, имеют высокий научно-педагогический потенциал, авторитетные научные школы, поэтому они с наибольшей эффективностью могут реализовать программы двух уровней образования федерального компонента госстандарта. Что касается военно-образовательного компонента, то в этих вузах недостаточно сил и средств для его реализации. Совершенно алогичной представляется идея создания в гражданских вузах военных, военно-технических, военно-инженерных факультетов в сложнейших экономических условиях, в которых находится страна. С одной стороны, на создание параллельной инфраструктуры военного образования в гражданских вузах потребуются огромные материальные и финансовые затраты, с другой — нужны десятилетия на выращивание военной профессуры и формирование военно-научных школ. И это предлагается осуществить в то время, когда ликвидируются высшие военные образовательные учреждения с уникальными учебно-материальными базами и бесценным опытом подготовки военных кадров. Поэтому предложение о создании параллельных структур военного образования, на наш взгляд, необосновано.
Главная идея интефации высшего военного и высшего гражданского профессионального образования заключается в том, чтобы от каждой системы образования взять все самое лучшее и внедрить в практику подготовки офицерских кадров. Причем надо осознать, что военное образование является одной из важнейших государственных задач. Ведомственный подход к решению этой проблемы недопустим. Поэтому подготовку офицерского корпуса предлагается осуществлять следующим образом.
Во-первых, образование молодежи, решившей посвятить свою жизнь военной службе, осуществлять только в системе военных образовательных учреждений. Особая роль в формировании офицера-профессионала должна отводиться его воспитанию, что возможно только в недрах военной системы.
Во-вторых, образование офицеров запаса и части кадрового состава осуществлять совместными усилиями высших гражданской и военной школ. Для этого должны быть разработаны государственные образовательные стандарты на военные специальности, на основании которых осуществляется подготовка студентов и курсантов в гражданских и военных вузах соответственно. На гражданские вузы возлагается задача по обучению студентов, изъявивших желание получить военное образование, только на первых и втором уровнях освоения федерального компонента государственных образовательных стандартов. Срок обучения студентов два и четыре года соответственно. Министерство обороны РФ в избранных вузах размещает заказ на определенное количество студентов, которые могут обучаться по части основной образовательной программы в объеме двух лет и по четырехлетним программам бакалавриата. В процессе обучения студентов в гражданском вузе Министерство обороны на конкурсной основе осуществляет отбор кандидатов для завершения образования по избранной специальности в одном из военных вузов.
С отобранными кандидатами заключается контракт на военную службу по окончании военного вуза на срок, необходимый для полного освоения первичных офицерских должностей (командира группы, боевой части и им соответствующих в других видах, родах войск).
В-третьих, подготовка офицеров запаса полностью осуществляется гражданскими вузами. При этом в процессе обучения студенты, заключившие контракт с Министерством обороны, используют для освоения образовательных программ учебно-лабораторную и информационную базу военных вузов, проходят практику (стажировку) на кораблях, в частях Армии иФлота. По окончании гражданского вуза офицеры запаса проходят военную службу в соответствии с действующим законодательством.
Для повышения качества образования офицерских кадров в гражданских вузах их военные кафедры должны тесно взаимодействовать с родственными кафедрами военных вузов. Это позволит оперативно корректировать учебные планы и программы, совершенствовать методику обучения, а также учитывать опыт военных вузов. Мы полагаем, что функцию организации взаимодействия военных и гражданских вузов в Министерстве обороны целесообразно возложить на органы управления военным образованием.
В соответствии с Концепцией развития системы военного образования ВС РФ высшая военная школа в 1996 году вступила в завершающий этап проведения реформы военного образования. Основными направлениями этого этапа являются: оптимизация сети и емкости военных вузов; создание крупных учебно-методических и научных комплексов, межвузовских (региональных) учебных центров; приведение уровней военного образования в соответствие с законодательной базой государства; увеличение сроков обучения курсантов в военных училищах и их перевод на единый командно-инженерный профиль.
Согласование образовательных программ в системах высшего образования затрагивает интересы военных и гражданских вузов, органов управления образованием, главкоматов, руководства Министерства обороны, а также всех ветвей государственной власти и управления. Поэтому подготовка офицерских кадров выходит за рамки военного ведомства и является общегосударственной задачей. Решать ее следует на основании нормативно-правовой базы Российской Федерации в области образования с учетом специфики деятельности офицерских кадров в мирное и военное время.
В бывшем СССР проблема интеграции военного и гражданского образования не была актуальной. Вооруженные Силы не испытывали недостатка в квалифицированном послевузовском и дополнительном профессиональном образовании. Как видно из приведенных направлений, интеграция военного и гражданского высшего профессионального образования не включена в Концепцию развития системы военного образования ВС. Однако сама жизнь заставила высшую военную школу страны заниматься данной проблемой. По нашему мнению, реализацию третьего этапа невозможно осуществить без решения проблемы интеграции двух систем образования. Так, например, нельзя оптимизировать сеть и емкость военных вузов, не-решив на законодательном уровне задачу количественного соотношения подготовки офицеров в военных и гражданских вузах, не разработав и не согласовав образовательные госстандарты на все военные специальности с госстандартами на гражданские специальности, не установив в законодательном порядке четвертый и пятый уровни высшего военного профессионального образования, не создав учебно-методических объединений, включающих как военные, так и гражданские вузы.
В заключение подчеркнем, что интеграция высшего военного и высшего гражданского профессионального образования является комплексной научной, правовой, социально-экономической, организационной проблемой, и решаться она должна с участием органов государственной власти и управления.
Кабакович Г.А. Социально-экономические аспекты подготовки военных специалистов в гражданских вузах// Военная мысль. — 1995. — №6. — С.65-73.
Санкт-Петербургские ведомости. — 1995. — 17 ноября.