Роль дисциплины в профессии учителя


Современный учитель истории и обществознания — это специалист с высшим историческим образованием, понимающий роль учебных предметов истории и обществознания в развитии индивидуальности ученика, осознающий ценности исторического опыта для познания настоящего и прогнозирования будущего. Учитель истории и обществознания (профессионал) — это человек, способный выстроить траекторию своего духовного и личностного профессионального развития, связанного с освоением и выбором культурных смыслов исторического развития, самоопределением в системе ценностей педагогической деятельности. Учитель истории и обществознания — массовая профессия, одна из пользующихся устойчивым спросом и востребованных на рынке труда. Преимущества профессии: ее социальная значимость, самостоятельность в принятии решений в условиях изменения подходов к познанию истории и обществознания и утверждения либеральных ценностей. Ограничения профессии: высокий уровень ответственности за нравственный облик и знания учащихся, необходимость постоянно развивать свои навыки и умения, осваивать новые приемы и методы работы, к примеру, применять компьютерные обучающие программы, разнообразные информационные технологии.
Тип и класс профессии
Профессия учителя истории и обществознания относится к типу: «Человек — Человек», т.к. связана с общением и взаимодействием с людьми. Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, проявлять активность, общительность, обладать развитыми лексическими способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью.
Профессия учителя истории и обществознания относится к классу эвристических. Она предполагает профессиональную деятельность, которая связана с анализом, исследованиями, планированием и контролем, управлением другими людьми. Она требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.
Требования к знаниям и умениям учителя истории и обществознания
Квалифицированный учитель истории и обществознания должен знать основные явления прошлого и настоящего; главные тенденции и закономерности исторического процесса; основы общественных наук — философии, социологии, политологии, правоведения, экономики. Квалифицированный учитель истории и обществознания должен уметь объективно оценивать знания учащихся; творчески подходить к организации учебного процесса; делать обоснованные выводы о степени освоения учебных дисциплин и их разделов; правильно оформлять учебную документацию.
Требование к индивидуальным особенностям учителя истории и обществознания
Для успешной деятельности учителя истории и обществознания необходимо обладать следующими профессионально — важными качествами:
- • эмоциональная стабильность;
- • коммуникабельность;
- • высокая нормативность поведения;
- • высокий уровень самоконтроля;
- • внимательность;
- • наблюдательность;
- • аккуратность;
- • ответственность;
- • организованность;
- • склонность к работе с большим объемом информации;
- • высокий уровень развития таких свойств внимания как концентрация, устойчивость, переключаемость;
- •аналитичность (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации) мышления; предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления;
- • оперативность (скорость мыслительных процессов, интеллектуальная лабильность) мышления;
- • хорошо развитые мнемические способности (свойства памяти);
- • рассудительность;
- • методичность;
- • импровизационность.
Области применения профессии
Учителя истории работают в сфере образования. Они востребованы в следующих организациях:
- — образовательные учреждения (школы, колледжи, училища, вузы);
- — учреждения культуры (музеи, архивы, библиотеки);
- — социальные организации (детские центры творчества и досуга);
- — СМИ.
Перспективы карьерного роста
У каждого учителя истории складывается индивидуальный путь развития в зависимости от творческих интересов, освоения педагогических методов и умений.
Возможные пути построения карьеры
Управленческое карьерное развитие (руководство школами, их структурными подразделениями, руководство сферой образования на региональном и федеральном уровнях).
Научная карьера (выполнение научных исследований, публикация их результатов, выступления на научных конференциях, защита диссертаций, получение ученых званий).
Выпускники исторического факультета, успешно реализовавшиеся в профессиональной деятельности
Герш (Бамбизова) Ксения Вадимовна — кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории и методики преподавания истории НФИ КемГУ, заместитель декана исторического факультета по учебной работе;
Симонов Даниил Александрович — директор муниципального автономного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 112 с углубленным изучением информатики», учитель высшей квалификационной категории, руководитель высшей квалификационной категории;
Костюченко (Фомина) Юлия Владимировна — директор муниципального бюджетного учреждения культуры музей-заповедник «Кузнецкая крепость»;
Позднякова Наталья Александровна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры отечественной истории и методики преподавания истории НФИ КемГУ;
Горбачева Анна Александровна — учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории ГОУ СПО «Новокузнецкое УОР олимпийского резерва»;
Овчинников Максим Владимирович — учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории муниципального автономного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 112 с углубленным изучением информатики».