Роль дисциплины в профессии учителя

Современный учитель истории и обществознания — это специалист с высшим историческим образованием, понимающий роль учебных предметов истории и обществознания в развитии индивидуальности ученика, осознающий ценности исторического опыта для познания настоящего и прогнозирования будущего. Учитель истории и обществознания (профессионал) — это человек, способный выстроить траекторию своего духовного и личностного профессионального развития, связанного с освоением и выбором культурных смыслов исторического развития, самоопределением в системе ценностей педагогической деятельности. Учитель истории и обществознания — массовая профессия, одна из пользующихся устойчивым спросом и востребованных на рынке труда. Преимущества профессии: ее социальная значимость, самостоятельность в принятии решений в условиях изменения подходов к познанию истории и обществознания и утверждения либеральных ценностей. Ограничения профессии: высокий уровень ответственности за нравственный облик и знания учащихся, необходимость постоянно развивать свои навыки и умения, осваивать новые приемы и методы работы, к примеру, применять компьютерные обучающие программы, разнообразные информационные технологии.

Тип и класс профессии

Профессия учителя истории и обществознания относится к типу: «Человек — Человек», т.к. связана с общением и взаимодействием с людьми. Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, проявлять активность, общительность, обладать развитыми лексическими способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью.

Профессия учителя истории и обществознания относится к классу эвристических. Она предполагает профессиональную деятельность, которая связана с анализом, исследованиями, планированием и контролем, управлением другими людьми. Она требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.

Требования к знаниям и умениям учителя истории и обществознания

Квалифицированный учитель истории и обществознания должен знать основные явления прошлого и настоящего; главные тенденции и закономерности исторического процесса; основы общественных наук — философии, социологии, политологии, правоведения, экономики. Квалифицированный учитель истории и обществознания должен уметь объективно оценивать знания учащихся; творчески подходить к организации учебного процесса; делать обоснованные выводы о степени освоения учебных дисциплин и их разделов; правильно оформлять учебную документацию.

Требование к индивидуальным особенностям учителя истории и обществознания

Для успешной деятельности учителя истории и обществознания необходимо обладать следующими профессионально — важными качествами:

  • • эмоциональная стабильность;
  • • коммуникабельность;
  • • высокая нормативность поведения;
  • • высокий уровень самоконтроля;
  • • внимательность;
  • • наблюдательность;
  • • аккуратность;
  • • ответственность;
  • • организованность;
  • • склонность к работе с большим объемом информации;
  • • высокий уровень развития таких свойств внимания как концентрация, устойчивость, переключаемость;
  • •аналитичность (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации) мышления; предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления;
  • • оперативность (скорость мыслительных процессов, интеллектуальная лабильность) мышления;
  • • хорошо развитые мнемические способности (свойства памяти);
  • • рассудительность;
  • • методичность;
  • • импровизационность.

Области применения профессии

Учителя истории работают в сфере образования. Они востребованы в следующих организациях:

  • — образовательные учреждения (школы, колледжи, училища, вузы);
  • — учреждения культуры (музеи, архивы, библиотеки);
  • — социальные организации (детские центры творчества и досуга);
  • — СМИ.

Перспективы карьерного роста

У каждого учителя истории складывается индивидуальный путь развития в зависимости от творческих интересов, освоения педагогических методов и умений.

Возможные пути построения карьеры

Управленческое карьерное развитие (руководство школами, их структурными подразделениями, руководство сферой образования на региональном и федеральном уровнях).

Научная карьера (выполнение научных исследований, публикация их результатов, выступления на научных конференциях, защита диссертаций, получение ученых званий).

Выпускники исторического факультета, успешно реализовавшиеся в профессиональной деятельности

Герш (Бамбизова) Ксения Вадимовна — кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории и методики преподавания истории НФИ КемГУ, заместитель декана исторического факультета по учебной работе;

Симонов Даниил Александрович — директор муниципального автономного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 112 с углубленным изучением информатики», учитель высшей квалификационной категории, руководитель высшей квалификационной категории;

Костюченко (Фомина) Юлия Владимировна — директор муниципального бюджетного учреждения культуры музей-заповедник «Кузнецкая крепость»;

Позднякова Наталья Александровна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры отечественной истории и методики преподавания истории НФИ КемГУ;

Горбачева Анна Александровна — учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории ГОУ СПО «Новокузнецкое УОР олимпийского резерва»;

Овчинников Максим Владимирович — учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории муниципального автономного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 112 с углубленным изучением информатики».

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть