Рабочие профессии для детей


Актуальность. В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Проблема выбора профессии, самоопределение в ней, успешное становление и закрепление в избранной сфере профессиональной деятельности, актуальна во все времена.
Нижний Тагил — второй по величине город Свердловской области, крупнейший промышленный центр Урала.
Тагильчане, жили, живут и будут жить благодаря тому, что труд рабочего уважаем и востребован. Учитывая, что большинство родителей это работники градообразующих предприятий ОАО НПК «Уралвагонзавод» и Нижнетагильский металлургический комбинат, это с одной стороны позволит сформировать понимание общественной значимости труда рабочих специальностей, а с другой — будет способствовать становлению адекватной позиции родителей в отношении выбора будущей профессии ребенком.
Цель занятия: закрепить и расширить знания детей о рабочих профессиях, которые есть на основных градообразующих предприятиях города.
Задачи:
- Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях.
- Формировать обобщенное понятие «профессия», обогащать активный словарь.
- Развивать кругозор воспитанников, формировать познавательную активность, уважительное отношение к людям труда.
- Развивать интерес к профессиям родителей, показать значимость профессий для общества.
- Развивать внимание, мышление.
Планируемый результат:
- Расширилось представление о разнообразии профессий, конкретных трудовых действий.
- Обогатился словарь, сформировалось обобщенное понятие «профессия»
- Развился кругозор воспитанников, сформировалась познавательная активность.
- Повысился интерес к профессиям родителей
- Развилось внимание, мышление.
Оборудование/наглядный материал:
- Фото-презентация «Мы с тобою из Тагила»
- Фото памятников рабочим в городе Нижнем Тагиле
- Фото рабочих различных профессий
- Фото основных градообразующих заводов
- Форма одежды рабочих, различных специальностей
- Предметы по профессиям
Виды деятельности:
- Игровая
- Коммуникативная
- Познавательная
Методическая ценность:
- Воспитание интереса к рабочим профессиям.
- Доступность, красочность, необычность.
Предварительная работа:
- Экскурсии в музей завода.
- Сюжетно — ролевая игра «Токарная мастерская»; «Конструкторское бюро», «Цех вагоносборники».
- Сюжетно — игровой комплекс «Экскурсия на Уралвагонзавод.
- Продуктивная деятельность: создание коллективных работ «Интересная профессия сварщик»;
- Игры — занятия, беседы с детьми познавательного характера.
- Развлечения «Я хочу быть вагоностроителем»
- Этюды: «Угадай, кем я хочу стать?» (по действию); «Покажи разные профессии» (с использованием орудий труда).
- Занятия «Предприятия города»
- Знакомство с алгоритмом «История завода»
- Чтение художественной и познавательной литературы
- Слушание песен «Гимн заводу», муз. Филиппенко «Песня про завод»
- Заучивание стихотворений о металлургах
Самостоятельная деятельность детей:
- рассматривание иллюстраций на тему: «Мой завод»
- сюжетно-ролевые игры о профессиях
- Игры-викторины: «Знатоки профессий»; «Что я знаю о УВЗ»;
- Создание коллективных работ «Мой завод — моя гордость»
- Изготовление поздравительных открыток к профессиональным праздникам.
Ход мероприятия:
Дети заходят в музыкальный зал. На стенах развешаны фото с видами города и его различными достопримечательностями.
На проекторе идёт презентация «Мы с тобою из Тагила».
После просмотра презентации воспитатель читает детям стихотворение
В. Пахомова:
Он формовщик, Он шлифовщик, Штукатур и облицовщик, Токарь, Каменщик, Столяр, Слесарь, Стропальщик, Маляр, Он шахтёр И водолаз, И монтажник-верхолаз. Кто же он? Скажи короче. Ну, конечно же, — Рабочий! (дети отвечают хором).
Воспитатель: Правильно ребята, молодцы. Сегодня мы с вами вспомним какие рабочие профессии есть в нашем городе.
Потом на проекторе появляется картина «Седой Урал куёт победу».

Воспитатель: Ребята, какая профессия изображена на картине?
Дети: кузнец.
Воспитатель: А кто знает, где работают кузнецы?
Дети : на Уралвагонзаводе и Нижнетагильском Металлургическом Комбинате.
На проекторе появляются памятник Металлургам

Воспитатель: Кому поставлен этот памятник?
Дети: металлургам
Воспитатель: На каком заводе работают металлурги?
Дети: на НТМК
На проекторе появляется памятник строителям.

Воспитатель: Кому поставлен этот памятник
Дети: Строителям
Воспитатель: Что делают строители?
Дети: строят дома, магазины, детские сады, заводы.
На проекторе появляется УВЗ

Воспитатель: Какой завод изображен
Дети: УВЗ
Воспитатель: Да, правильно ребята.
Наш знаменитый Уралвагонзавод считается одним из крупнейших заводов мира. Его 4 раза заносили в Книгу рекордов Гиннесса. Например, в Книге рекордов Гиннесса 1993 года выпуска записано: «Самое крупное промышленное предприятие в мире — это объединение „Уралвагонзавод“, Н. Тагил, Свердловская область, Россия».
Ему было присвоено 6 орденов трудовой и боевой славы. За все годы своего существования УВЗ выпустил более 1 млн. вагонов. На УВЗ выпускается около 100 видов продукции, в том числе: боевые танки, инженерные машины сопровождения, грузовые полувагоны, спец вагоны, цистерны различного назначения, гусеничные и колёсные экскаваторы, товары народного потребления и т.д.
Воспитатель: А кто вспомнит, что выпускает УВЗ?
Дети: вагоны, танки
Воспитатель: А хотите, поиграть в игру?
Д/и «Кто работает на заводе?»
Дети называют друг за другом профессии.
Игра: «Найди пару».
Цель: проверить насколько хорошо дети помнят основные приемы работы и отличительные черты рабочих разных специальностей.
Ход игры: игра проходит в два этапа.
- Дети выбирают по одной картинке и по команде воспитателя должны найти человека с такой же профессией.
- Дети уже в паре находят картинки с изображением предметов, которые используются людьми данной профессии (фото см. в приложении).
А сейчас, мы с вами отгадаем кроссворд:
Ход игры: Воспитатель, задает вопросы, дети отгадывают, воспитатель помогает записать ответы.

- Кто закрепляет груз на кране и показывает крановщику, куда его положить? (Стропальщик)
- Кто управляет краном? (Крановщик)
- Кто вытачивает и обрабатывает детали из разных материалов? (Токарь)
- Кто обрабатывает металлическую деталь по чертежу при помощи станка? (Фрезеровщик)
- Кто занимается обработкой металла и выковывает из него изделия в кузне? (Кузнец)
- Кто сваривает металлические конструкции? (Сварщик)
- Кто выплавляет сталь? (Сталевар)
- Кто отливает металлические изделия при помощи разных форм? (Литейщик)
- Кто занимается покраской готовых изделий? (Маляр)
Воспитатель: Молодцы, ребята, сколько рабочих специальностей вы знаете, а назвать их можно одним словом «профессия».
Физкультминутка: «Кузнец»
Эй, кузнец, молодец, Захромал мой жеребец. Ты подкуй его опять.
— Отчего ж не подковать? Вот гвоздь, вот подкова — Раз, два и готово. (Дети шагают, припадают на одну, то на другую ногу, разводят руки в стороны, кулаками ударяют перед собой в воздухе на каждое слово.)
Воспитатель: А сейчас, кто лучше расскажет о своей будущей профессии. Дети выбирают картинку и рассказывают о том, что делает человек этой профессии, ее важность, какие качества характера нужны для нее, какие знаки отличия или фирменная одежда, оборудование и т.д.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Интересно рассказали.
Когда придете домой расскажите о понравившейся профессии родителям или младшим брату, сестре. Нарисуйте рисунки «Кем я хочу стать» и мы с вами оформим выставку в группе.
Литература:
- Дзержинский район: годы и люди / Под ред. Е. Логунова. — Екатеринбург: «Пре-Пресс», 2003. — 176 с: ил.
- Нижний Тагил / Сост. В. К. Ковалевич. — 3-е изд., испр., перераб. и доп. — Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1971. — 204 с: ил..
- Нижний Тагил / Сост. В. К. Ковалевич . — 4-е изд., перераб. — Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1977. — 160 с: ил..
- Нижний Тагил: к 275-летию / Кол. авторов: А. Н. Гессе, Н. Н. Диденко, С. А. Клат и др..
Автор: Шатохина Вера Юрьевна, воспитатель I категории, МБДОУ детский сад «Родничок» с. п. детский сад 183, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, Россия
Автор: Гуторова Елена Александровна, воспитатель I категории, МБДОУ детский сад «Родничок» с. п. детский сад 183, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, Россия
Статья размещена в авторской редакции