Профессия ведущий праздников

Путь ведущего: от первых шагов к мастерству

В профессии ведущего, как и в любой другой, есть свои сложности и секреты мастерства. О том, с чего начинать, как развиваться и в чем заключается истинный профессионализм, нам рассказал один из лучших ведущих Санкт-Петербурга, один из Топ 13 Лучших ведущих, организатор слета «Мастер церемоний» Александр Поляков.

Исходные данные

Наверное, одно из первых, что должно присутствовать у человека, который выбирает профессию ведущего, это природный дар. Выражаясь простым языком, как правило, ведущими становятся те, кого называют душой компании. Если человек сам это понимает, окружающие его хвалят, у него получается, то в эту сторону и надо двигаться.

Из того, что мы называем профессиональными навыками, конечно, в первую очередь должна быть правильная речь. Занятия речью автоматически предполагают театральное образование, поэтому достаточное количество ведущих — это артисты и актеры. Но тут не надо путать: хороший ведущий не всегда хороший актер, а хороший актер не всегда хороший ведущий. Театральное образование дает некий комплекс знаний, которые потом здорово выручают.

Если ты занимался речью как актер или в частном порядке, то уже знаешь, что без правильной подачи никогда не добиться внимания публики. Плюс речь должна быть грамотная, даже если это идет в разрез с наиболее употребительными вариантами. Например, многие говорят «звОнит», а правильно «звонИт». Или все говорят «Чайковский», а правильно «Чайковскый». Пусть некоторые гости в зале даже подумают, что ведущий говорит неправильно, но в этом и прелесть — ты для них уже другой, интересный, лучше, ярче. Это должно транслироваться твоей аудитории.

Плюс самообразование — нужно много читать, потому что разговорный жанр предусматривает всевозможные темы: философские, спортивные, политика, религия — и ты должен как ведущий на любую тему знать или варианты ответа, или уметь пошутить, сымпровизировать. Ведущий должен быть абсолютно разносторонним человеком, для этого приходится периодически смотреть новости, интернет, соцсети, газеты, желтую прессу — весь этот шлак ты должен обязательно через себя пропустить, потому что когда-нибудь где-нибудь тебе это пригодится. 90% проходит мимо, а 10% остается, и из них ты сможешь создать свой маленький спектакль.

Читать то, что тебе нравится, тоже нужно, но масс—медиа — это основа. Не обязательно читать всю Маринину или Донцову, но нужно знать пару сюжетов их книг. Плюс знать то, что модно. Опять же не обязательно полностью читать все романы про Фандорина или Пауло Коэльо, Мураками, но что-то нужно знать, где-то это может пригодиться. В какой-то момент ты это вставишь, и аудитория скажет: «Ух ты! А он знает!». Это как в школе — есть хрестоматии с кратким содержанием, вот на таком уровне нужно знать и медицину, и последние новости, а то, что нравится, можно знать чуть глубже.

Если ты умеешь петь, это тоже пригодится. Например, на свадьбе ведущий говорит: «Вы такие хорошие ребята, я хочу вам спеть!» Понятно, что у него это все заготовлено, но так как он поет хорошо, то все удивляются: «Ничего себе, еще и спел».

Или, например, вышла бабушка, ей поставили музыку, а ты раз! — и подхватил ее в вальсе, потому что умеешь. А если еще сел за фортепиано и что-то сыграл, то это говорит о том, что как ведущий ты многогранен. Яркий пример — это Ваня Ургант, гениальный ведущий, у него есть и музыкальное образование, и жилка юмора, и множество знаний из разных областей, и пласт театральной культуры, без которого никуда, он говорит на английском языке, играет на многих музыкальных инструментах, поет — и все это создает его успех.

Ведущий много чего должен уметь, этим он отличается от тех, кто сидит в зале. В первую очередь это личность, на которую интересно смотреть. Это такой комплекс, без которого, как я считаю, хорошим ведущим стать невозможно.

Первые шаги

Могу ответить исходя из своего опыта. Я служил в театре «БУФФ» и, так как у нас было очень много эстрадных программ, иногда приходилось вести вместо эстрадных ведущих — у меня оттуда появились первые клиенты. Плюс в тот момент на рынке не так много было ведущих, с людьми, которые представляли те или иные компании, можно было просто пообщаться, и они могли тебя взять. Но в наших современных условиях начинающему ведущему лучше подойти и попроситься к уже состоявшемуся профессионалу, поездить с ним на мероприятия, посмотреть, как он работает. Потом поездить с другим — посмотреть, как он работает. И в какой-то момент может так случится (а так бывает часто), что у ведущего на один день два мероприятия — и одно он может предложить тебе. В этом случае как отправная точка у тебя есть некий куратор.

Конечно, можно разместиться в соцсетях, дать объявление, расписать свои достоинства, ждать своего шанса, но просто так в этот рынок не влезть, где-то надо начинать. Может быть, проще делать это в провинциальных городах, там меньше конкуренции. Хотя многие хотят все сразу: рекламы накидали — все, я ведущий, сейчас начну зарабатывать деньги. Конечно, деньги — это хорошо, но на первом месте должна быть профессия, тогда тебе за твой профессионализм будут платить деньги. А если это хобби, чтобы срубить бабла, то ты так и останешься на этом уровне и никогда никем не станешь.

Можно искать первые заказы через друзей. Даже если ты провалишься, друзья все поймут, тем более, я надеюсь, если ты сделал им все бесплатно. А если все получится, то у друзей есть еще друзья, а у тех — свои друзья. Сарафанное радио никто не отменял.

Надо пробовать со всех сторон. Конечно, можно сказать: «Я сейчас найду богатого человека и рекламой всех закидаю». Да, кто-нибудь тебя возьмет, но вот если ты там провалишься, то уже никогда никуда не пролезешь. 10 раз отработал хорошо — скажут «как всегда», один раз отработал плохо — всю жизнь тебя будут попрекать этим.

Со стороны смотришь — ну что сложного, болтать в микрофон, а на самом деле это очень жесткая профессия. Очень жестко приходится себя ущемлять, чтобы чего-то добиться.

На первом этапе нужно больше слушать и записывать, что говорит заказчик и организатор. Будет возможность — выскажись, но больше слушай. Даже если заказчик предлагает фуфло, но это же его праздник. Например, хочет жених какую-то андергаундную группу, которая только ему нравится, бесполезно с ним спорить. Пусть все гости уйдут в этот момент, и он один будет их слушать, но он будет счастлив! Это ведь его праздник. Может быть, это неправильно с точки зрения логики и здравого смысла, но это правильно по человеческим принципам.

Выстраивание образа

Основное отличие ведущего от актера в том, что ему не нужно играть чужую роль. В театральном есть такая практика: дают роль на сопротивление. Каким ты никогда не был, такую тебе дают роль. И ты копаешься, занимаешься…Ведущий, наоборот, не должен изобретать себе образ — это будет неорганично и будет отталкивать людей. Нужно отталкиваться от того, что тебе максимально комфортно и идет.

Из тех ведущих, у которых я учился — это, например, Коля Фоменко — у него острый юмор, моментальное мышление и при этом он всегда остается собой. То же самое Валдис Пельш — он иногда гламурный, но он совершенно по-другому ведет мероприятия — он активный, может шуткануть, но это Валдис, просто он такой многосторонний. Ваня Ургант — то же самое. Поэтому образ ведущего — это он сам, сам себя развивший.

При этом негативные черты своего характера лучше не проявлять. Например, не всегда нужно высказывать свое мнение, не всегда нужно отшучиваться… И самое главное, когда ты чувствуешь, что тебя слушают и аплодируют — не допустить, чтоб мероприятие переросло в твой бенефис. Не уходить в самолюбование. Не ты здесь самый главный, ты одно из важных звеньев, но заказчик и гости главнее. Пусть лучше потом люди скажут, что ты молодец, чем ты сам себя будешь расхваливать.

Путь к профессионализму

Если ведущий попадает в ту обстановку, которая ему не близка, то он вряд ли проведет мероприятие хорошо. Ему в этом случае нужна программа, много артистов, потому что его как ведущего вряд ли будут слушать. Это узконаправленный жанр. Если ведущий один, как часто это бывает, ведущий и звукорежиссер, с этим не каждый может справиться, это верх мастерства. Это такой йодовский вариант ведения, когда ты добился такого профессионализма, что можешь общаться напрямую с людьми. Это не стенд-ап, когда можно рассказать о своей жизни — это конферанс, подача. И тогда даже тем, кто пришел накидаться, будет интересно, потому что ты заворожил их. Без конкурсов, без выступлений, просто на общении: где-то анекдот рассказал, где-то шутку, где-то поговорил… «-А вот у нас есть в списке Сергей Степаныч? — Да, я. — Ну и хорошо. Хорошо, что есть Сергей Степаныч» А он думает, что ж такое? А потом: «У нас сейчас перерыв. Танцует кто? Правильно — Сергей Степаныч!». Это те ситуации, когда ты из ничего можешь сделать юмор. Когда человек смеется, на следующий день рассказывает — «Так смешно было! — А что было? Ну там, короче, про Сергея Степаныча… Ай, ничего!» Это было смешным именно в тот момент, именно с теми людьми, назавтра ты его не перескажешь. Но ощущение осталось, что ржачный ведущий, нужно будет в следующий раз позвать — и в этом успех твоей профессии, вот это высший пилотаж, к нему надо стремиться.

Нужно развиваться сначала в том, что тебе интересно и комфортно. Чувствуешь, что тебе тесно в этих рамках, пора раскрывать ракушку пошире. Например, брать статусные мероприятия, какие-то презентации, где ситуация знакома, но при этом нужна отличная память, чтобы запомнить имена всех официальных лиц, которые ты не всегда можешь прочитать. Здесь уже надо выйти из своего комфортного мирка, где-то уже голос сделать чуть ярче, где-то использовать градацию. Ты уже должен быть интересен не только самому себе, но и данной аудитории. Когда будешь уверенно себя чувствовать на официальных мероприятиях, можно перейти на мероприятия площадные, здесь уже не просто покричать нужно, но и столько энергии потратить!

И вот так как ромашка раскрываешься. Я лет 5 назад сказал, что теперь могу вести все, но я 16 лет до этого работал как черт. Реально надо уметь все, но, если ты не можешь что-то, это не значит, что ты плохой ведущий. Есть потрясающе ведущие, которые в нашей среде считаются свадебниками, но это не значит, что они не умеют вести корпоративы, мальчишники и т.д. Просто у них своя карма, свое обаяние, своя другая энергия, где-то лирическая, где-то не такая резкая, как у меня — и это больше востребовано в свадьбах. Свадьба же предполагает не только веселье, где-то мамы очаг зажигают, где-то слад-шоу, все эмоционально параболический должно идти.

Невозможно всему сразу научиться, нужно сначала встать на своей почве крепко, а потом уже перемещаться.

И напоследок

У нас самый красивый язык, очень многогранный, и только он может дать такое подспорье, который не один язык больше не даст. Нужно верить в людей, в доброту людей.

В работе нужно четко понимать, будешь ты ведущим или нет. Если ты работаешь год-два-три и остаешься на том же уровне, то не нужно обманывать ни себя, ни других. А если получается, иди до конца, потому что конца в этой профессии не существует.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть