Профессия тренер по художественной гимнастике

Татьяна Калонбаева

Тренер по художественной гимнастике, Спортивно-юношеская школа Олимпийского резерва

Стаж работы — 6 лет

ПУТЬ К ПРОФЕССИИ

Никогда не думала, что стану тренером и буду работать с детьми. Лет шесть назад мне предложили попробовать себя в роли тренера, потому что я всегда очень хорошо ладила с детьми, будь то мои племянницы или дети знакомых. Я попробовала, у меня получилось, и я поняла, что эта работа мне нравится, нравится вдохновлять детей, нравится, что я могу их чему-то научить и влюбить в этот вид спорта.

Мой папа занимался боксом, а мама танцами. Я всегда была спортивным ребенком. Лет с шести занималась хореографией, народными танцами. С 10 лет занималась легкой атлетикой и пятиборьем, была спринтером. Впоследствии пробовала себя во многих видах спорта. Я очень люблю танцевать, танец — это моя жизнь, а художественная гимнастика включает в себя элементы танцев, поэтому стала тренером именно в этом виде спорта.

Также у меня есть юридическое образование, я думала, что буду работать по этой профессии. Для меня важна справедливость и честность. А сейчас так получилось, что я стала не только тренером, но и спортивным судьей.

О СПЕЦИФИКЕ И СЛОЖНОСТЯХ

В художественной гимнастике важна фактура, конституция тела: удлиненные ручки и ножки, высокий рост, стройность ребенка. Конечно, детки приходят маленькими, в этом возрасте они все еще пухленькие, но тех, у кого есть потенциал, видно сразу. Также важен характер ребенка — трудолюбие, целеустремленность, желание побеждать. Я занимаюсь с детками с четырех лет. В этом возрасте у них еще мягкие мышцы и связки, растяжка дается им легче.

Когда тренируешь детей, особенно совсем маленьких, на первоначальном этапе очень важно, чтобы им понравилось. Важно не отбить желание заниматься спортом. Любой спорт, а тем более художественная гимнастика — это тяжкий труд, это упражнения на растяжку, на гибкость и это все больно. Чтобы расположить детей, влюбить в этот вид спорта, приходится много придумывать: проводить тренировки в форме игры, говорить на их языке, быть с ними на одной волне — ползать с ними, смеяться, петь детские песенки. Это располагает их к тренеру, и у них появляется желание ходить на занятия.

Добиваться хороших результатов в спорте очень часто мешает элементарное отсутствие у ребенка времени на занятия. Он начинает показывать хороший результат, у него появляются первые успехи, и в этот момент родители принимают решение, что нужно все-таки уделять больше внимания учебе. Это одна из больших сложностей в работе тренера.

Будучи тренером, весь результат своей работы ты видишь на соревнованиях

Работу тренера и ребенка оценивают судьи. Бывает так, что на тренировках дети выполняют элемент без запинки в день по сто раз, а на соревнованиях влияет страх и волнение, и ребенок уже не может ничего показать, у него не получается, или он просто забыл, как это делается. Бывает даже что он просто не выходит «на ковер». Ни мама, ни тренер никакими уговорами, просьбами, обещаниями не могут убедить его. Поэтому очень важно перед соревнованием морально подготовить своего подопечного, настроить его на то, что не нужно ничего бояться.

Для меня огромный плюс этой профессии в том, что тренер вместе с ребенком постоянно нацелен на преодоление какого-то рубежа: шпагат с первой реечки, потом со второй и так далее. Вы каждый день ставите перед собой небольшие цели и достигаете их. Это постоянная гонка за результатом. Спорт учит детей дисциплине, уверенности в себе, а также умению добиваться своих целей. Спортсмены знают, на что они способны, и это дает им силы реализовываться и в других сферах жизни.

Бывает, что на тренировке или после нее детки плачут. Но слезы бывают разные. Дети еще маленькие и могут плакать из-за того, что потерялся блокнотик. Или потому что у них что-то не получается, а когда мы растягиваем какие-то мышцы, они могут плакать, потому что это больно. И во всех этих ситуациях им просто нужна поддержка и понимание.

Важно прислушиваться к ребенку. Всегда, когда есть такая возможность, я даю им право выбора. Они могут выбрать музыку, под которую хотят танцевать. При постановке упражнений я спрашиваю, какой элемент больше нравится. У каждого ребенка свой характер, поэтому подход ко всем должен быть разным. Одного нужно постоянно хвалить, другого немного поругать, третьему показать, что у кого-то получается лучше.

Я всегда говорю детям: «Если не получилось один раз, второй и третий — не страшно. Продолжай делать, на 1001 раз получится. Главное не останавливаться». На моих тренировках нет слова «не могу», есть только «не хочу». А когда я говорю им: «Если сильно захотеть, можно в космос полететь» — они смеются и начинают тренироваться усерднее.

Мы работаем не только с детьми, но также и с их родителями

У этой части есть свои сложности. Для каждого родителя его ребенок — самый лучший, и некоторые родители дают свои советы и вмешиваются в процесс тренировок. Сложно объяснить маме или папе, что у каждого ребенка есть свои данные, у одного лучше получится это, у другого другое.

Разговаривая с родителями, я всегда говорю открыто и не обещаю, что их ребенок станет великим спортсменом. Но если он хочет заниматься, то это никогда не помешает. Он научится держать осанку, у него будет хорошая растяжка, гибкость, научится хорошо двигаться, координировать свое тело, а для девочки это очень важно. А еще гимнастика помогает выпрямить ножки детям с косолапием.

Со временем тренер начинает оказывать на ребенка очень сильное влияние. И родители потом даже просят: «Скажите ей, пожалуйста, что по утрам нужно кушать кашу, и что нужно ходить в садик. Она слушается только вас». Рядом с тренером ребенок проводит много времени, проходит через сложности и победы. И поэтому со временем тренер становится наставником, которому ребенок может довериться и поделиться своими переживаниями.

Иногда я выхожу с тренировки как выжатый лимон. Детей много и каждого нужно запомнить по имени, особенно если это дети из нового набора. Для ребенка приятно, когда ты обращаешься к нему по имени.

Мне нравится моя профессия. Я получаю много энергии от детей, когда у них что-то получается, когда они достигают успехов на соревнованиях. Восхищаюсь ими, и в тот момент в очередной раз доказываю себе, что я могу.

О ГЛАВНЫХ КАЧЕСТВАХ ТРЕНЕРА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Первое, что нужно тренеру — это уравновешенность и спокойствие. Чтобы дети смогли чему-то научиться и уловить смысл того, что им объясняешь, тренер должен уметь держать внимание детей, сохранять дисциплину.

Для человека нашей профессии важны упорство и настойчивость. Потому что нужно доносить до детей информацию и добиваться, чтобы тебя услышали.

На тренировках нужно больше разговаривать с детьми, общение разрушает все барьеры и помогает добиваться хороших результатов.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть