Профессия следователь обучение

На наши вопросы об обучении следователей ответили в Московском университете МВД России им. В.Я. Кикотя

Продолжая разговор о юридических профессиях, мы узнали у представителей кафедр предварительного расследования, криминалистики, уголовного процесса МосУ МВД России им. В.Я. Кикотя о том, какую подготовку проходят будущие следователи, в чем заключается отличие программы обучения следователей от программ обучения в других юридических вузах, а также каково предназначение профессии следователь и какими знаниями и навыками должен обладать сотрудник следственных органов.

КонсультантПлюс: Ранее следствием по различным делам занимались и милиция, и прокуратура. В 2010 г. Следственный комитет был отделен от прокуратуры. Как сейчас взаимодействуют эти две структуры? Какое место занимает полиция в этой деятельности?

Расследованием преступлений в Российской Федерации изначально занимались различные органы правоохранительной системы. Помимо милиции, Федеральной службы безопасности и госнаркоконтроля, предварительное расследование ранее осуществляла и прокуратура. В июне 2007 г. произошло реформирование следственного аппарата прокуратуры путем создания Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации, который впоследствии был преобразован в самостоятельный орган государственной власти — Следственный комитет Российской Федерации. В настоящее время он полномочен расследовать преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности, против конституционных прав и свобод человека и гражданина, в сфере экономической деятельности, против общественной безопасности и общественного порядка, экологические преступления, преступления, совершенные лицами с особым правовым статусом, преступления, совершенные должностными лицами правоохранительных органов, а также тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними и в отношении них.

Полное и качественное раскрытие и расследование преступлений возможно только при всестороннем и активном взаимодействии всех подразделений и служб правоохранительных органов. В процессе реализации указанной деятельности должно обеспечиваться соблюдение законных прав и интересов человека и гражданина в Российской Федерации. Именно это обстоятельство обусловило разграничение полномочий органов правоохранительной системы.

Органы прокуратуры осуществляют от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Одним из направлений этой деятельности является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие (ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»). Таким образом, Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за процессуальной деятельностью следователей Следственного комитета. Иными словами, органы прокуратуры и Следственный комитет совместными усилиями осуществляют борьбу с преступностью.

Не менее важное место в системе расследования преступлений занимает следственный аппарат органов внутренних дел, следователи которого расследуют подавляющее большинство уголовных дел. Для повышения эффективности борьбы с преступностью на помощь следственным подразделениям приходит полиция, в которой созданы и успешно функционируют различные подразделения и службы. Согласно федеральному законодательству, на полицию, наряду с выявлением, раскрытием и расследованием преступлений, возложены функции по розыску лиц, скрывшихся от следствия и суда, государственной защите участников уголовного процесса, осуществлению экспертно-криминалистической деятельности (ст. 2 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»).

Таким образом, полиция занимает одно из важнейших мест в системе правоохранительных органов, ведущих борьбу с преступностью.

КонсультантПлюс: Произошли ли в связи изменением структуры следственных органов какие-то изменения в программе обучения следователей?

Любые изменения, происходящие в структуре правоохранительной системы, обусловливают необходимость адекватного изменения условий подготовки кадров для соответствующих подразделений и служб, входящих в ее состав.

Именно поэтому в Московском университете МВД России им. В.Я. Кикотя созданы факультеты, готовящие кадры для полиции. Помимо факультета подготовки следователей в университете имеются факультеты подготовки дознавателей, подготовки оперативных сотрудников полиции, подготовки сотрудников полиции по охране общественного порядка, факультет экономической безопасности, экспертно-криминалистический факультет и др.

С учетом структурных изменений, в процессе подготовки профессиональных кадров правоохранительных органов появляется необходимость корректировки учебного материала, особенно специализированными кафедрами: уголовного процесса, уголовного права, криминалистики, предварительного расследования и другими, формирующими основу тех знаний, умений и навыков, которые необходимы каждому следователю и дознавателю. Особый упор на кафедрах делается в сторону практической основы преподаваемых дисциплин. В ходе проведения лекционных, семинарских и практических занятий преподаватели стремятся не только преподнести учебный материал в соответствии со стандартами образования нового поколения, но и передать свой личный практический опыт, полученный в ходе прохождения службы в различных подразделениях правоохранительных органов. Преподаватели постоянно повышают свою квалификацию, проходя стажировки в органах. Кроме этого, на кафедрах успешно применяется проведение занятий с участием действующих работников, имеющих большой опыт.

Проведение в учебных группах специально разработанных деловых игр, которые сопровождаются составлением обучающимися макетов процессуальных документов, а по окончании изучения блока тем о досудебном производстве проводятся комплексные учения, максимально приближенные к реальной практической деятельности.

Также предусмотрены спецкурсы, преддипломная стажировка и подготовка выпускной квалификационной (дипломной) работы, нацеленные на совершенствование знаний, умений и навыков по организации и производству расследования преступлений в новых условиях.

КонсультантПлюс: Университет МВД с 1992 г. готовит кадры для следственных подразделений. Означает ли, что молодые люди, завершившие обучение в университете, имеют все шансы получить работу в следственных органах? Какой процент ваших выпускников работает по специальности? Какие функциональные обязанности обычно возлагаются на молодых специалистов в органах следствия?

По окончании обучения в Московском университете МВД России на факультете подготовки следователей слушатели работают в следственных подразделениях системы МВД России. Распределение по территориальным округам осуществляется в соответствии с тем комплектующим органом, который направлял на обучение данного слушателя.

Практически 100% выпускников работают первые 5 лет по профилю специальности, то есть в следственных подразделениях. Функции следователя возлагаются на молодых специалистов в полном объеме. Иными словами, в должности следователя молодые специалисты самостоятельно расследуют преступления, проводят следственные и иные процессуальные действия, руководствуясь при этом нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Другое дело, что молодым специалистам до 1 года работы поручается, как правило, расследование несложных преступлений. Кроме того, за молодыми сотрудниками закрепляются наставники из числа наиболее опытных следователей.

КонсультантПлюс: Как вы можете в целом охарактеризовать профессию следователя — в чем его предназначение, в чем суть его деятельности? И поясните, пожалуйста, в чем разница между следователями и дознавателями.

Следователь — это юрист, занимающийся расследованием преступлений. Профессия следователя одна из самых древних и существует еще со времен Римской Империи и возникновения «Римского права». Следователь собирает доказательства, систематизирует их и представляет материалы уголовного дела на судебное разбирательство. Сегодня следователь — это мозг следственно-оперативной группы, направляющий и координирующий действия других сотрудников. Благодаря его работе доказывается вина преступника или невиновность лица (непричастность к преступлению).

Расследование преступлений — вид государственной деятельности, который осуществляется только теми органами и должностными лицами, которые уполномочены на то государством. Эти органы перечислены в ст. 150 УПК РФ. В зависимости от тяжести расследуемого преступления существуют разные процессуальные процедуры расследования или две формы расследования: предварительное следствие и дознание. Расследование в форме дознания отличается сокращенным сроком расследования и исключением некоторых процессуальных процедур из системы расследования. Порядок производства дознания и предварительного следствия определен в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (главы 21, 32 УПК РФ).

КонсультантПлюс: Каким, по вашему мнению, должен быть работник органов следствия, какими обладать знаниями, навыками, качествами?

Подготовка будущих следователей ведется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030901.65. Правовое обеспечение национальной безопасности (далее — ФГОС ВПО), которым предусмотрена уголовно-правовая специализация.

В этом ФГОС ВПО закреплена совокупность обязательных требований к выпускникам, которые складываются из набора определенных знаний, умений, навыков.

В свою очередь, реализация указанных требований позволяет сформировать у выпускника ряд компетенций общего и специального значения, необходимых в работе следователя. Например, выпускник должен обладать способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета, проявлять непримиримость к коррупционному поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры и т.д.

Специальные или профессиональные компетенции призваны показать готовность выпускника к профессиональной деятельности следователя. Среди таких компетенций можно выделить следующие: способность анализировать правоотношения, являющиеся объектами профессиональной деятельности, юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства, выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения, применять в профессиональной деятельности теоретические основы раскрытия и расследования преступлений, использовать в целях установления объективной истины по конкретным делам технико-криминалистические методы и средства, тактические приемы производства следственных действий, формы организации и методику раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений и многое другое.

Что касается качеств следователя, то их набор традиционен: соблюдение требований законности при осуществлении деятельности, сочетание теоретических знаний и практических навыков, умение руководить коллективом при раскрытии и расследовании преступлений, честность, порядочность, принципиальность.

КонсультантПлюс: Расскажите, как проходит обучение будущих следователей? Есть ли отличие от программ других юридических вузов? На какие дисциплины делается особый упор? Как психологически готовят студентов к этой сложной профессии? 

Обучение будущих следователей ведется в соответствии с основной образовательной программой (далее — ООП) подготовки специалистов с соблюдением требований ФГОС ВПО. То есть подготовка складывается из необходимого теоретического блока учебных дисциплин и дальнейшей практико-ориентированной подготовки. Этому способствует наличие серьезной материально-технической базы университета.

ООП служит основой для разработки программ различных учебных дисциплин. Освоение курсантами (слушателями) этих программ позволяет сформировать наборы компетенций, предусмотренные ФГОС ВПО.

На первом и втором годах обучения, в основном, осваиваются общетеоретические дисциплины, характерные для высшего юридического образования. Тем не менее практически все они имеют уклон в сторону подготовки будущего следователя. На старших курсах преподаются, в основном, дисциплины профессионального цикла, нацеленные на приобретение профессиональных компетенций.

Конечно же, программы подготовки будущих следователей, реализуемые в учреждениях высшего профессионального образования системы МВД России, отличаются от программ вузов, не относящихся к правоохранительным органам или Министерству обороны России. Это отличие заключается, в основном, в реализации в специальных вузах уголовно-правовой специализации подготовки специалистов. В иных вузах (гражданских) реализуются, как правило, иные специализации ФГОС ВПО: гражданско-правовая, международно-правовая и т.п. Кроме того, подавляющее большинство таких вузов реализует программы не специалитета, а бакалавриата.

КонсультантПлюс: На каком курсе начинается специализация? Обязательным ли для студентов является прохождение практики в следственных органах? В чем она заключается?

Специализация для курсантов начинается на 3 курсе. Учебные планы предусматривают уже в 6 семестре изучение дисциплин специализации, например, учебной дисциплины «Предварительное следствие в ОВД», а также прохождение ознакомительной практики в органах предварительного следствия системы ОВД. Прохождение практики в практических подразделениях является обязательным элементом учебного процесса. Для ее прохождения разработаны специальные программы, которые предусматривают: ознакомление со структурой территориальных органов предварительного следствия, изучение рабочего места следователя, его функциональных обязанностей, условий реализации участниками уголовного судопроизводства своих прав и обязанностей, изучение правоотношений, складывающихся между следователем и руководителем следственного органа, следователем и прокурором, судьей и иными участниками уголовного судопроизводства, происходит ознакомление с процессуальными документами. На 5 курсе обучения слушатели проходят стажировку в практических подразделениях органов предварительного следствия, где в должности стажера-следователя участвуют в производстве следственных и процессуальных действий, выезжают вместе со следователем-наставником в составе следственно-оперативных групп на место происшествия, готовят проекты различных процессуальных и иных организационных документов, необходимых в ходе расследования.

КонсультантПлюс: В каких сферах, кроме следственной работы, ваши студенты могут реализоваться (приведите, пожалуйста, примеры)?

Помимо следственной работы наши слушатели могут реализовать себя в различных службах системы ОВД (например, в должности дознавателя, инспектора по делам несовершеннолетних, участкового уполномоченного и др.). За пределами системы ОВД слушатели могут реализовать себя по юридической специальности: в качестве юриста, мирового или федерального судьи, в адвокатской деятельности (естественно, после прохождения определенных процедур, установленных законодательством для получения права на занятие конкретными видами деятельности).

КонсультантПлюс: Обучаете ли вы студентов работе со справочными правовыми системами? В чем видите пользу таких систем для будущих следователей?

В процессе реализации профессиональной деятельности юристам важно своевременно оперировать правовой и справочной информацией, которая подвержена постоянным изменениям. Формирование специальных справочных правовых систем способствует повышению эффективности работы следователя. В процессе обучения в университете курсанты и слушатели получают навыки использования и применения различных справочных правовых систем, в которых содержится обобщенная правовая информация государства, в которую входят тексты указов, положений, распоряжений и решений всех государственных органов управления. Кроме этого, справочно-правовые системы содержат массив консультационного материала правовой сферы, а также множество типовых форм различных документов.

В университете осуществляется обучение курсантов и слушателей навыкам использования справочных правовых систем в процессе обучения, а также в дальнейшей практической деятельности.

Информация, размещенная в системах, дает возможность курсантам и слушателям качественно готовиться к занятиям, использовать ее при написании курсовых работ, рефератов, выпускных квалификационных работ, а также для подготовки выступлений и докладов на научных конференциях.

КонсультантПлюс: Посоветуйте нашим читателям — студентам юридических факультетов, интересующимся профессией следователь, чему им уделять особое внимание в учебе и какие шаги предпринимать для достижения успехов в карьере.

Всем студентам юридических вузов хочется пожелать глубокого изучения основ юридических дисциплин, формирования своей правовой позиции по актуальным проблемам юридической науки, способности отстаивать свои научные интересы перед оппонентами. Работа следователя предусматривает общение с людьми, что обусловливает необходимость выработки у студентов навыков общения в рамках уважения чести и достоинства, соблюдения законных прав и интересов граждан.

Все это, а также постоянное самосовершенствование, поддержание высокого личного профессионального уровня, доброжелательные отношения с коллегами способствует достижению высоких результатов и успехов в карьере.

Материал подготовлен Отделом информации и общественных связей Московского университета МВД имени В.Я. Кикотя

Фото: http://mosumvd.com

Профессия следователь

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть