Профессия менеджер по персоналу

Многие считают, что у менеджера по персоналу непыльная работа. Может, она и непыльная в компаниях типа «Газпром», где набирают в основном белых воротничков по знакомству. А вот в торговых сетях, где приходится массово набирать персонал из самого низкого ценового сегмента на рынке труда, работа кадровика — не сахар. О том, какие отношения складываются между линейным персоналом в крупных компаниях, сколько платят за подбор персонала и кадровый учет, и в каких условиях приходится работать, журналу IQ Review рассказала HR сети супермаркетов.
Содержание
Профессия HR

Меня зовут Марина, я живу в Беларуси, в небольшом городе с населением 150 тысяч человек. Работаю менеджером по персоналу в супермаркете крупной торговой российско-белорусской сети «АЛМИ». Работаю с 2013 года. В городе имеется один магазин формата супермаркет под маркой нашей сети.
В мои обязанности входят следующие задачи:
Табели ведут руководители отделов, то есть непосредственные начальники. В более крупных магазинах есть специальные табельщики.
Для того чтобы успешно выполнять свою работу, я стараюсь изучать отраслевую литературу, быть в курсе законов и нововведений по оформлению документации и применению трудового законодательства. По образованию я — документовед. Окончила экономический институт. Кадровый учёт изучала на двухнедельных курсах, в принципе, этого вполне достаточно, чтобы постичь азы кадрового учёта. В штате моего супермаркета 230 человек, плюс есть полставочники и внешние совместители — 10 человек.
Работу менеджером по персоналу я нашла по объявлению. Правда, пришлось пройти собеседование в несколько этапов, в том числе ехать в Минск для беседы с главой Департамента персонала. В «АЛМИ» очень сложная структура управления. На собеседовании мне задавали вопросы по оформлению приказов, отпусков. Искать работу в крупных торговых сетях лучше через интернет, я вижу много вакансий — кадровики редко работают на одном месте больше 3 лет. Наверное, это связано с «выгоранием» — кадровик один на весь магазин, а требования высокие. Много «внутренних» отчётов, которые приходится выполнять в замысловатых экселевских таблицах.
Как таковой трудовой процесс состоит из составления однотипных приказов и прочих документов. Иногда приходится массово набирать персонал, если прошла волна увольнений. Увольняются у нас в основном со скандалами. Кто-то недоволен зарплатой, кого-то «съели коллеги», кто-то был уличён в краже. Крадут в супермаркете по-чёрному.
Кассиры — пробивают товар подороже, выносят из кассы сигареты, продавцы — отрезают куски от уже фасованного сыра и колбасы. Из работников цехов, где готовят кулинарию, наверное, дома не питается никто. Всему этому противостоит служба внутреннего контроля — охрана.
Мало кто знает, что охрана не подчиняется руководству магазина, а является особым структурным подразделением, задачей которого является поддержание внутреннего распорядка в магазине. Еще меньше людей знают, что основной функцией охраны является не слежение за тем, чтобы покупатели не стащили пачку печенья, за этим следит один охранник, просматривающий видео, а в бюджет магазина заложена статья «на кражи».
Ещё, охрана строго следит, чтобы форма одежды кассиров и продавцов соответствовала дресс-коду, чтобы они не курили в неположенном месте, уходили и приходили на обед и с обеда вовремя. За выявленное нарушение с продавца также снимается премия в пользу ретивого охранника. Я эти докладные записки о нарушениях регистрировала по 50 штук в день!

Кстати, просрочка — это преступление только в торговом зале! Хороший продавец — старший в своём отделе — просрочки не имеет! Поэтому если такая возникает, то печенье превращается не в упакованное, а в фасованное, на колбасе — аккуратно подтирается дата и штрихкод. Хороший продавец списывает мало товара, списание большого количества товара грозит лишением премии.
Обедаем мы едой, которая готовится в кулинарных цехах магазина. Заказываем заранее, тогда нам салаты не разбавляют водой, а отбивные не обваливают в сухарях по 10 раз для придания объёма. В кулинарных цехах работают женщины, которые в обед пьют исключительно чай. Конечно, это является предметом различных шуток. В кулинарных цехах видеокамер охраны нет, так как кулинария — тоже отдельное структурное подразделение со своими начальниками и администрацией. В более крупных магазинах со штатом более 350 человек у них есть отдельный кадровик, но у нас магазин небольшой, поэтому сотрудников кулинарии набираю и оформляю я.
Приказы о лишении премии — самая нервная часть работы. Работники, особенно новые, считают, что если приказ напечатала я, и я же ознакомляю их с ним, то это исходит от меня. Много раз слышала, что я могла бы не 30% написать, а 15%. Ага! Конечно! Всё проверяется начальником службы охраны перед отправкой в бухгалтерию. Но простые люди не сильно вникают в такие тонкости, им детей надо кормить, вот и случаются скандалы и истерики.
Кстати, охрана на выходе нещадно досматривает всех. Я выношу по мелочи — канцтовары (ручки, скотч — не, ну не буду же я, работая в офисе, это покупать!) в пакете с почтой. Почту охранники не имеют права вскрывать.
Зарплата… У нас в Беларуси счет идет на миллионы из-за низкого курса национальной валюты, поэтому буду писать в долларах, чтобы не сбивать с толку огромными цифрами. Зарплата моя — 160 долларов. У кадровиков вообще зарплата маленькая, особенно в небольших городах. Но я на работу не ради денег хожу. Мне как три года назад на собеседовании назвали эту цифру, так её исправно и платят. На бензин — доехать до работы — и на косметику как раз хватает.
Зарплата полностью белая, выдаётся 2 раза в месяц в кассе магазина. Соцпакет — стандартный. Правда, у нас есть ещё Профсоюз работников — это тот, который детям подарки на Новый год дарит. Так вот, за счёт профвзносов работников покупается 10-15 абонементов спортзал и в бассейн. Как бы на оздоровление персонала. Думаю, не надо говорить, что до линейных работников ни один абонемент не доходит, всё распределяется между сотрудниками администрации магазина. Ну и мне всегда достаётся. Ещё иногда организуются поездки-экскурсии за счёт компании.
Основной плюс профессии менеджера по персоналу — работать легко, в смысле, ничего сложного в работе нет. Конечно, если знать, что делать, и всё делать вовремя. Основным же плюсом я считаю для себя возможность изучать людей. Люди очень разные, разного образования и достатка, красивые и не очень. Все эти хитросплетения взаимоотношений в коллективе будут покруче «Дома-2».
Лишение премии грозит всем. Меня лишают за наличие вакансии в магазине более 3-х дней.
Поэтому иногда приходится брать явно неподходящего человека, дабы не лишили премии. Отсюда ещё один минус — большая текучесть кадров. Конечно, основной костяк меняется редко, а так, происходит 20-30 увольнений в месяц. Наверное, через наш супермаркет прошла половина населения нашего города. Из-за текучести кадров накапливается огромный объём бумажной работы, плюс девочки постоянно уходят в декрет, выходят из декрета. Надо держать в голове много информации.
Повышение мне не светит. Моё начальство находится в Минске, изредка наносит мне визиты. Была должность координатора по персоналу по области, вроде как, заведовать всеми магазинами области, но назначили другого кадровика из другого города. Я и не стремилась, так как о повышении зарплаты речи при этом не было. А у нас любят завалить обязанностями, а зарплату повысить «забыть».
Что нужно знать кадровику
Никогда не откладывайте работу на потом, ведь не подготовленный вовремя приказ об отпуске может лишить работника отпускных в этом месяце. Неправильно оформленный декретный отпуск влечёт неполучение детского пособия и т. д. Следите за изменениями в законодательстве. Со своими коллегами я стараюсь придерживаться норм делового этикета, обращаюсь на «вы» ко всем, даже к уборщикам и студентам-стажёрам.