Профессия машинист поезда где учиться

Машинист –это звучит гордо!
Машинист –это звучит гордо!

Машинист –это звучит гордо!
Машинист –это звучит гордо!

Те, кто еще в раннем детстве заявляет: «Хочу быть машинистом!» — обычно не догадываются, что слово «машинист» обозначает сразу целый спектр профессий. Если речь идет о железнодорожной индустрии России, то это машинист автомотрисы, машинист тепловоза, машинист пескоподающей установки, машинист уборочных машин, машинист электровоза. Сюда можно отнести и такие специальности, как помощник машиниста тепловоза, помощник машиниста электровоза и даже крановщик (машинист) железнодорожного крана… И, заговорив о железных дорогах, нельзя не вспомнить такую смежную сферу, как метрополитен…

Чаще всего, когда произносят слово «машинист» — имеют в виду человека, который водит поезда. Кстати, это только непосвященные считают, что машинист «водит поезда», тогда как, на самом деле, речь может идти об управлении локомотивом (электровозом, тепловозом и даже паровозом) или моторвагонным подвижным составом (дизель-поездом, электропоездом). Для того, чтобы научиться не только различать эти виды транспорта, но и управлять ими, разумеется, требуется немало знаний и умений.

Машинист и помощник машиниста

«В детстве у меня было три мечты, я хотел одновременно быть летчиком, моряком и машинистом, — рассказывает Александр, машинист электропоезда на экспрессе „Москва-Рязань“. — Но так получилось, что летчиком быть сложновато, морская работа подразумевает долгую разлуку с домом, а на железнодорожника и учиться было достаточно недалеко, на поездах много ездил, интересовался. Вот и пошел учиться…

Обучение на помощника заняло три года, после чего лет 15 работал помощником машиниста на поездах дальнего следования. Раньше перейти из помощников в машинисты было гораздо сложнее, чем сейчас, можно и всю жизнь было проработать помощником. С 2008 года я был уже машинистом, работал на „дизелях“ — рельсовых автобусах. После перешел на Аэроэкспресс…»

Если вы, как и Александр, мечтаете о профессии машиниста, пройти обучение можно в образовательных учреждениях железнодорожного транспорта: технических школах, учебных центрах, колледжах, образовательных подразделениях. Например, в Москве это Железнодорожный колледж № 52 и Московский колледж железнодорожного транспорта. На машиниста метро обучают в Учебно-производственном центре Московского метрополитена.

Поскольку и в метро, и на железной дороге требуются высококвалифицированные кадры, а машинист — главная профессия в этих сферах, то обучение осуществляется на соответствующем уровне. Оно происходит по следующей схеме: молодой человек сначала овладевает специальностью помощника машиниста, а затем, в ходе профессионального роста, становится машинистом.

Однако каждый, желающий получить профессию машиниста или его помощника, сначала должен пройти психофизиологическое тестирование. Ведь, помимо специального образования, машинисту необходим еще целый ряд качеств. Это крепкое здоровье, острый слух, отличное зрение, быстрая реакция, хорошо развитый глазомер… Причина здесь в том, что, например, нагрузка на зрение у машиниста метро — огромная: каждые 3-4 минуты зрачки то расширяются, то сужаются. А когда машинист, на некоторых участках дороги, выезжает из подземного тоннеля на поверхность, его глаза, уже привыкшие к темноте, в первый момент просто ослепляет яркий свет (особенно зимой, когда все покрыто снегом). Кроме того, работа машиниста (или его помощника) — это постоянное воздействие на организм вибрации, электромагнитных излучений: крепкое здоровье здесь необходимо. Кстати, те, кто водит поезда, и на пенсию выходят рано — в 55 лет (многих привлекает такая перспектива).

Но вот медкомиссия (в поликлинике, которая закреплена за метрополитеном) успешно пройдена. Начинается учеба. Обучаться профессии помощника машиниста могут те, кто окончил 11 или 9 классов (во втором случае учеба, соответственно, продлится дольше). Те, кто желает получить более глубокие знания, должны поступить на специальность «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»: после 11 класса обучение продлится 2 года 10 месяцев, после 9 класса — почти 4 года; выпускник получает квалификацию «техник». Отметим, что и те, кто мечтает работать в метрополитене, и те, кто видит себя в локомотивном депо, получат в колледже необходимые знания.

Если ваша цель — как можно скорее стать помощником машиниста или машинистом, минимальный требуемый объем знаний (необходимый для старта в профессию) вы можете получить примерно за полгода: для помощника машиниста — 5 месяцев (после 11 класса), для машиниста — 7. Раньше учеба длилась дольше, но благодаря компьютерным технологиям, учебным фильмам, современным тренажерам стало возможным ее сократить. Примерно половину этого срока занимают теоретические занятия, другую половину — практика. Обучающиеся профессии машиниста закрепляют теоретические познания, тренируясь на специальных тренажерах. Их управление полностью моделирует ту систему контроля, которая установлена на действующих локомотивах. Специальные приборы отражают расход «топлива» и «электроэнергии» и т. д. Также формируется список нарушений, сделанных в ходе тренировки.

Покинув стены учебного заведения в качестве помощника машиниста, человек должен отработать в этой должности от нескольких месяцев до двух лет, прежде, чем поднимется на ступень вверх по карьерной лестнице и станет машинистом. Пока же он не преодолел эту ступень, в его обязанности будет входить поверка технического состояния поезда, наблюдение за посадкой, он также должен будет реагировать на обращения по радиосвязи. Ну и, разумеется, ему предстоит все это время учиться: перенимать у машиниста опыт работы. А потом — еще немного теории в технической школе или центре управления ОАО РЖД, занятия на тренажерах, обучающих быстро находить выход из аварийных ситуаций, освоение энергооптимального, экономичного режима вождения… И вот наступает торжественный момент: бывший помощник машиниста впервые садится за контроллер — главный орган управления локомотивом.

Дальше — занятия в депо: закрепление навыков, ознакомление с изменениями в нормативных документах. Машинист, даже вступив в должность, обязан постоянно подтверждать свою квалификацию, кроме того, он имеет возможности для профессионального роста. Ежеквартально он должен проходить компьютерное тестирование, проверку на тренажере, а также сдавать экзамен на действующем локомотиве. Если все это проходит «без сучка, без задоринки», если и в каждодневном труде он безупречен, тогда машинист направляется в дорожно-техническую школу на курсы повышения квалификации, после прохождения которых получает новый квалификационный класс. По мере профессионального роста, машинист поднимается от третьего до первого класса квалификации.

Машинисту необходимо обладать достаточно солидным багажом знаний. Это, если речь идет о машинисте метро, знание конструкции и оборудования вагонов — электрических, пневматических, механических; изучают будущие машинисты и схемы вагонов, а также огромное количество разнообразных инструкций (как говорится, на все случаи жизни). В программу обучения входят основы технической эксплуатации метрополитена, сигнализация, маневровые работы, инструктаж по движению поезда — и многое другое. Одним словом, обучение профессии машиниста — дело серьезное; но ведь и сама профессия — ответственная, общественно-значимая.

Машинисты, как правило, работают на одних и тех же участках. Если говорить о метро, то там маршруты не особенно длинны, но на «наземных» поездах ситуация иная. Из этого явствует еще одна особенность профессии — машинисты поездов проводят дома не слишком много времени. Даже в метрополитене, где маршруты сравнительно коротки, после ночной смены машинисты ночуют либо в депо, либо в специальных в комнатах отдыха возле метро.

Стоит сказать еще несколько слов о качествах, которые необходимы машинисту. Выбрав такую профессию, человек должен научиться моментально переключать внимание с одного объекта на другой или даже держать под контролем сразу несколько объектов, обладать хорошей зрительной памятью. Разумеется, тот, кто стремится стать машинистом, должен любить работу с техникой. Ни для кого не секрет, что мерное покачивание поезда, монотонный перестук колес нередко навевает на пассажиров дремоту… важно только, чтобы точно также не реагировал на все эти факторы и машинист — а потому он должен обладать таким качеством, как устойчивость к монотонии и засыпанию. Одним словом, машинисту необходимо всегда быть начеку: пока он на работе, от него требуется неослабевающая сосредоточенность. Восприятие окружающей реальности должно быть не просто адекватным, а даже обостренным (по крайней мере, в том, что касается визуальных и звуковых факторов). Еще бы — ведь он несет ответственность за жизни стольких пассажиров!

Нужно сказать и несколько слов об истории профессии. Появилась она после изобретения паровой машины — то есть, более двухсот лет назад. Первых машинистов называли «механиками». Локомотивная бригада состояла изначально из трех человек: помимо машиниста и его помощника, в эру паровозов необходим был еще и кочегар. Когда паровозная тяга сменилась тепловозной, кочегара сменил дизелист, но позже эту должность упразднили. Сегодня локомотивная бригада — это машинист, его помощник и, при необходимости, дублер помощника. Впрочем, в некоторых случаях машинисты работают без помощников (благодаря современной технике).

Существуя уже не первую сотню лет, профессия машиниста, очевидно, будет оставаться весьма востребованной как в ближайшем, так и в отдаленном будущем. Ни авиация, ни морской транспорт не могут заменить железных дорог, последние все равно будут выигрывать по целому ряду пунктов, как-то: разветвленность, степень охвата, грузоподъемность, пропускная способность — и, конечно, надежность. Транспортная система не сможет обойтись без железных дорог, а они — без профессиональных, ответственных машинистов.

И еще один важный фактор: профессия машиниста и помощника машиниста сегодня — почти исключительно мужские (пожалуй, единственным исключением из правила является помощник машиниста Юлия Юрова, работающая на «Аэроэкспрессе»).

Машинист уборочной машины

Для того, чтобы стать машинистом уборочной машины, необходимо знать ее назначение и устройство, правила эксплуатации, а также технологию приготовления смесей моющих средств и правила пользования ими. Пройти обучение можно в каком-либо центре подготовки кадров, центре дополнительного профессионального образования. Кстати, для водителей напольных уборочных машин также существуют курсы повышения квалификации и переаттестация. Какие-либо ограничения, связанные с половой принадлежностью, здесь, кстати, отсутствуют. Работа, конечно, не для мечтателей и романтиков — но зато для тех, кто стремится, чтобы его труд был полезен. Кстати, в обязанности такого машиниста входит не только управление уборочной машиной, но и устранение ее неисправностей, их выявление. Иными словами, эту технику необходимо знать досконально.

Машинист пескоподающей установки

Машинист пескоподающей установки, помимо знания принципов действия механизма, режимов смазки своей рабочей техники, должен еще помнить требования к качеству песка для локомотивов. Возможно, не все из читающих этот текст знают, для чего в поездах, в специальной песочнице, находится песок: его используют для улучшения сцепления колес с рельсами — это препятствует буксованию. Специальность машиниста пескоподающей установки также предполагает совершенствование, повышение квалификации: в этой профессии существует несколько квалификационных разрядов. Обучение можно пройти в учебном центре, колледже.

Машинист железнодорожного крана

Работа машиниста железнодорожного крана — одна из наиболее важных и ответственных. В сферу его компетенции входит не только управление краном, но и осмотр его механизма, определение факторов, влияющих на его устойчивость, поиск безопасного способа перемещения груза, определение пригодности канатов и съемных грузозахватных приспособлений… Одним словом, тем, кто любит иметь дело с серьезной техникой, такая работа должна понравиться. Отметим еще, что это единственный вид кранов, который может перемещаться по железнодорожным путям; его грузоподъемность — от 20 до 250 тонн (в зависимости от типа крана). Чтобы работать по этой специальности, нужно сначала получить образование в среднем специальном учебном учреждении, а потом пойти на курсы крановщиков. Далее можно постоянно повышать квалификацию, пока не будет достигнут высший 8-й разряд.

Машинист автомотрисы

Что же касается профессии машиниста автомотрисы, то она имеет немало общего с такими видами работ, как, например, машинист тепловоза или электровоза, ведь автомотриса — это моторный самоходный вагон, который передвигается по рельсам. Во многих странах такие вагоны сегодня используют для пассажирских перевозок. Существуют дефектоскопные и рельсоизмерительные автомотрисы, служебно-грузовые, рельсосмазыватели и ряд других. Обучение по специальности машиниста автомотрисы можно пройти в колледжах, учебных центрах. В этой профессии, как и во всех вышеперечисленных, существует система разрядов. Повышая квалификацию, получая все более высокий разряд, машинист автомотрисы может выполнять все более сложные работы (соответственно, возрастает и заработная плата).

Для тех, кто стремится работать в системе российской железнодорожной индустрии или в метро, есть целый перечень профессий на выбор — вопрос только, с какой именно техникой человек предпочитает иметь дело, какой уровень ответственности готов на себя взять, какой вид работ желает выполнять. На самом деле список профессий гораздо шире, чем тот, который здесь приведен: например, на железной дороге работают и водитель дрезины, и дежурный по переезду, и дежурный стрелочного поста, и монтер пути, и оператор поста централизации… Перечислять можно еще долго; все это — тема для отдельного большого рассказа.

Не секрет, что сегодня рабочие профессии находятся отнюдь не на пике своей популярности. Во многом такое отношение к ним является незаслуженным: среди них есть немало интересных, которые действительно могут стать любимым делом. А кроме того, все они обладают одним большим достоинством, которого нет у многих «модных» специальностей: человек, приобретающий рабочую профессию, всегда востребован, ему практически не приходится страдать от безработицы, и даже когда в стране кризис, даже в самой трудной экономической ситуации сохраняется спрос на его знания и умения.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть