Профессия философ

Расскажите о начале вашего научного пути. Откуда возник интерес к философии?

Е.Т. У меня был интерес к гуманитарным наукам, еще со школы. Не то чтобы мне не давались точные науки, но мне очень нравились литература и история. Я собиралась поступать на исторический факультет. Но семья — папа, мама, бабушка, дедушка (который сам занимался философией) — сказали: «Хочешь идти в гуманитарные науки, выбирай более широкую профессию, потом разберешься, чем будешь заниматься».

Я прислушалась к совету старших и пошла на философский. Конечно, первый год мне давался не просто: я с трудом себе представляла, что такое философия. Все, что я о ней знала — это то, что мой дедушка философ. Ну, значит, подумала я, этим можно заниматься (смеется).

Только со второго курса я поняла, что это мое. Философия меня захватила. Да, кстати, из выпускников нашего курса только двое, если не ошибаюсь, продолжили заниматься наукой, остальные ушли в серьезные компании и банки. Вообще философия хорошо развивает мышление, которое потом пригодится в любой профессии.

А.Я. Мой путь в философию был более тернистым, потому что, в отличие от Елены, которая заканчивала факультет философии в вузе при нашем Институте, я училась в МГУ на философском факультете.

Туда я попала тоже своеобразным путем. Я окончила гуманитарный факультет лицея «Воробьевы горы». У нас преподавали философию в 10-11 классах. На этих уроках нам пытались различными способами объяснить, что такое философия. И, кстати, преподавал Алексей Павлович Козырев, который сейчас занимает пост заместителя декана философского факультета МГУ.

Поступать я хотела на прикладную лингвистику, на филологический факультет МГУ, потому что я хорошо знала одновременно и математику, и язык. Мне казалось, что это правильный выбор, тем более у меня мама филолог. Но мама как раз меня отговорила (смеется). Тогда я остановилась на философском факультете. Выбрала отделение политологии. Это был конец 90-х годов. Известное выражение Аристотеля «человек — существо политическое» было про нас тогдашних. Было очень живо демократическое ощущение и, видимо, это для меня тогда и было первично. Казалось понятным, в каких областях я смогу работать с таким образованием.

Ко второму курсу я поняла, что меня больше интересует не прикладная политология, а теоретические вопросы, в основе которых лежат философские идеи, и пошла на кафедру истории социально-политических учений. Занялась XIX-XX веками, английскими социалистическими идеями. Учебу я закончила и там же защитилась. Во время аспирантуры я начала работать редактором и на время выпала из философии, но спустя пару лет после защиты стала активно сотрудничать с нашим Институтом и быстро погрузилась в эту творческую атмосферу. Поняла, что мне необходимо не править чужие тексты, а писать свои.

Такой вопрос: в школе нечасто рассказывают детям, что такое философия. Врач — лечит, учитель — учит, инженер — проектирует, это понятно. А вот кто такой философ? Чем занимается он?

Е.Т. Хороший вопрос. На самом деле он не простой. У меня в дипломе написано «философ». Хотя обычно пишут «преподаватель философии». И все, кто его видел, очень веселились. Потому что в уме сразу представляется бородатый старец, замотанный в древнегреческую «простыню» (смеется). Который не ест, не пьет, не развлекается, а только о чем-то размышляет. Иногда смотрю и думаю: «Неужели это вот я и есть?»

Можно выделить два типа философов, как это делает наш бывший директор, ныне научный руководитель Института академик Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов. Он делит их на преподавателей философии и философов, то есть на тех, кто учит философии, изучает работы других философов, работает со студентами, и тех, кто вообще может не быть связанным с каким-либо университетом. Но именно он при этом пишет выдающиеся философские труды, задает новые направления и так далее.

Если говорить о современной профессии философа, то, прежде всего, философ — это человек, который занимается исследованием вопросов, на которые наука не имеет возможности дать конкретные ответы. Например, проблема сознания. Есть исследования мозга, но они нам все равно не говорят, что такое сознание. Этот вопрос требует философского осмысления. Таких тем на самом деле очень много. Философ, в отличие от других ученых, пытается описать то, как современная человеческая эпоха понимает вечные вопросы — бытия, сущности человека, жизни в целом. На мой взгляд, философ — это тот, кто лучше других может сформулировать главные вопросы своей эпохи. Такими, например, были Платон и Кант. Они, возможно, не несли какой-то практической, материальной пользы обществу, но они выражали то, чего не могли выразить другие.

Есть много смежных областей, где философия пересекается с другими науками: психология, нейрофизиология, лингвистика, экология, биоэтика. Последняя, к примеру, очень актуальна для медицины — это вопросы клонирования, генетики…

Если брать политику, то сейчас актуальными для философии являются вопросы миграции, прав беженцев, феминизм, урбанизм, исследования повседневности. В русле современной эстетики изучается, например, японская мультипликация аниме. Казалось бы, популярная молодежная тема, являющаяся в то же время предметом серьезных исследований.

А.Я. Мне кажется, что философ — это человек, который конструирует будущее. Он критически осмысляет прошлое и настоящее, формулирует новые проблемы и предлагает формы и методы их решения или констатирует их «вечный» характер. Это его внутренняя потребность — осмыслить окружающий мир, найти способы решения проблем человечества. Как раз это надо объяснять школьникам: философ — это тот, кто не остается наедине со своими внутренними проблемами, которые, кстати, бывают характерными для переходного возраста. Эти проблемы актуальны для всех людей.

Вы получили премию правительства Москвы за цикл работ о трансформации науки в современном обществе. Можете подробнее рассказать, о чем ваши работы?

А.Я. Наука и ученые оказались заложниками современных экономических и политических процессов. В современном мире интеллектуальный труд пытаются измерить и рассматривать его только с точки зрения пользы. То есть ищут прикладное там, где его не может быть по определению, спрогнозировать быстрые результаты. Конечно, это в целом проблема свободы интеллектуальной деятельности и проблема отчуждения результатов научного труда в результате ограничения такой свободы. Мы как раз пытаемся понять, какие существуют опасности в современном мире, которые меняют специфику научной деятельности, к чему это вообще может привести.

Е.Т. Трансформации, которые происходят в науке, мы ощущаем на себе. Но на самом деле те же процессы идут во всем мире, это общая тенденция — загнать науку в сферу услуг. И здесь есть специфика именно гуманитарного знания, которую не учитывают. Для гуманитария — допустим, философа, историка — гораздо важнее написать книгу, над которой он работает несколько лет. Гуманитарий — это, как правило, один человек и одна, очень большая работа. А вообще есть стереотип, что гуманитарий — это тот, кто не умеет считать (смеется).

Сейчас оценивают результат ученого по статьям, а не по книгам. Большое значение имеет цитируемость. Важно то, что статья прошла отбор перед тем, как быть опубликованной в издании. Это определяет ее качество. Хотя ряд изданий на этом делают большой бизнес. За тебя все сделают, оформят, переведут, ты только заплати.

Когда слышишь слово «философия», на ум сразу приходят Платон, Аристотель и прочие мыслители прошлого. А где можно познакомиться с работами современных философов?

А.Я. Вы знаете, мы как философы вообще стараемся выводить современную философскую мысль в публичное пространство. Благо технический прогресс это позволяет. На сайте нашего Института есть огромное количество аудио- и видеоматериалов, книг и статей. Сейчас на сайте выложена философская энциклопедия в четырех томах. В ней собраны как классические статьи, так и работы современных философов. Также в открытом доступе находятся Энциклопедический словарь античной философии и все изданные Институтом книги.

О том, как сегодня выглядит философская мысль и какие проблемы являются самыми актуальными, можно узнать из периодических изданий — научных журналов Института, среди которых «Философский журнал», «Философия науки и техники», «Этическая мысль», «Эпистемология и философия науки», «История философии» и другие, всего восемь журналов по разным направлениям. Это, пожалуй, самый важный ресурс, который позволяет постоянно следить, что происходит в нашем научном мире. И конечно, рупор российской философии — это «Вопросы философии», который тоже находится в открытом доступе.

Мы активно сотрудничаем с зарубежными организациями, институтами, журналами, с независимыми философами. Например, в 2012 году к нам приезжал Славой Жижек. В зал, рассчитанный на 150 человек, набились 250 — и это в августе, когда большинство людей отдыхает за городом.

Е.Т. Мы работаем и с библиотеками. Например, проводятся публичные лекции в библиотеке имени Ф.М. Достоевского (проект «Анатомия философии» под руководством д.ф.н. Ю.В. Синеокой). Многих пугают академические учреждения, а в библиотеке совсем другая атмосфера. Лекции рассчитаны на людей всех возрастов без специальной подготовки. Сейчас в этой библиотеке наш Институт запускает новый проект. Он называется «Реплики». Это дискуссии между двумя участниками на одну актуальную философскую тему.

А.Я. А буквально вчера я читала лекцию в Центральной молодежной библиотеке имени М.А. Светлова. Там занимаются, в основном, школьники и студенты. Мы решили запустить цикл лекций под названием «Грани философии: теории и практики». Можно будет познакомиться и с классической теорией, и с практической стороной философии в современном мире — например, с биоэтикой, которую мы упоминали.

Было много посетителей, был заметен неподдельный интерес. Чувствуется, что в обществе есть запрос на эти проблемы.

Вообще, если возвращаться к вопросу, кто такой философ, философ — это, на мой взгляд, проводник знаний. И его роль очень важна, так как у людей часто складывается фрагментарное представление о мире, если нет общего представления, мировоззренческой картины.

Скоро Международный женский день. Что бы вы пожелали российским женщинам, которые занимаются или планируют заниматься наукой?

Е.Т. У женщин долгое время не было возможности вносить вклад в науку. До сих пор есть определенная ангажированность, особенно при продвижении на какие-то высшие должности. Несмотря на это, на мой взгляд, у женщины сейчас есть все возможности реализовать себя. Если ты чего-то стоишь, никто тебя не задвинет. В нашей стране, кстати, в этом плане все намного лучше, чем в западных. И это заслуга, в том числе, Советского Союза, где женщины давно начали работать в традиционно «мужских» профессиях.

А.Я. Я бы пожелала женщинам не бояться делать то, что они делают. Вообще профессия ученого не предполагает деления по половому или возрастному признаку. Очень хочется, чтобы женщины шли в науку. Есть стереотип, что мир науки — это мир мужчин. Думаю, во многом это связано с тем, что имена женщин-ученых меньше на слуху.

Желаю женщинам посвящать время своим интересам, вне зависимости от того, чем они занимаются. Не обкрадывать себя, не обращать внимания на то, что навязывается окружающими — будто она кому-то что-то должна. И объяснять это мужчинам. Мы часто не объясняем им этого, а делать это нужно.

Вообще наука не имеет ни пола, ни возраста, ни национальности. Если люди будут понимать эти вещи, возможно, и на свою жизнь будут смотреть иначе.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть