Профессия артист

Описание профессии

Артист цирка является представителем особого вида искусства — цирк, одним из основных выразительных средств которого является трюк.

Трюк в переводе с французского — ловкая проделка, ловкий прием, ухищрение. Артист цирка в жанрах партерной акробатики, гимнастики, в конном цирке исполняет сальто, стойки, прыжки, кабриоли, пассажи и т.п. в различных комбинациях.

Если же это иллюзионист, то он показывает исчезновения и таинственные появления предметов, людей и животных.

Клоуну же присуща демонстрация комических трюков, которые основываются на неожиданном или контрастном действии, вызывающем смех. Комические трюки клоуна нередко основываются на использовании специального реквизита с особой зарядкой: клоунские слезы, фонтанирующая бутылка шампанского и др.

В отличие от театра и эстрады, где существует лишь фронтальный обзор, цирк открывает возможность кругового обзора, а кроме того, дает возможность видеть артиста и в воздушной сфере.

Чтобы познать природу и особенности трудовой деятельности циркового артиста, нужно, прежде всего, знать цирковые жанры и их разновидности.

Цирковой жанр (франц. genre — род, вид), исторически сложившаяся группа цирковых номеров, эстетически близких между собой и имеющих общий функциональный признак. Так, например, в жанре эквилибристики таким признаком является сохранение исполнителем равновесия при самом неустойчивом положении тела, в жонглировании — это умение артиста в заданном ритме подбрасывать и ловить одинаковые или разнородные предметы.

Корни многих цирковых жанров, а вместе с этим, специальностей артиста цирка, уходят к древним народным играм, культовым обрядам, трудовым навыкам ремесленников и крестьян. Предшественниками гимнастов на ремнях считают шорников, проверяющих крепость изготовленных подпруг исполнением на них различных гимнастических упражнений. (можно продолжить)

Среди основных цирковых жанров: акробатика, атлетика, гимнастика, дрессировка, жонглирование, иллюзия, клоунада, эквилибр (термины «основной» и «неосновной» жанр ввел в научный оборот автор книги «О жанрах цирка» З.Б. Гуревич).

В каждом из жанров есть разновидности. В эквилибристике, например, более 10 жанровых разновидностей, в гимнастике — около 20, а в акробатике — свыше 30.

Принадлежность артиста цирка к тому или иному жанру определило его узкую специализацию: акробат, атлет, гимнаст, клоун и др. Но у артиста цирка есть такие специальности, такие номера, которые не относятся ни к одному из основных жанров. Среди них: мнемотехника, «счетная машина», фигурное катание на роликовых коньках, чревовещание, свехметкая стрельба, игра с хлыстами, игра с хула-хупами и др.

В 20-30 годах в цирковых программах встречались номера, действие которых строилось на демонстрации не связанных между собой трюков из разных жанров, получивших название «меланж-акт». Однако прогресс циркового искусства связан не с механическим соединением в номере трюков разных жанров, а с тенденцией к гармоничному совмещению различных жанров в самих трюках.

Типичным примером жанрового синтеза может служить творчество А. и В.Кисс, органично объединивших в своих трюках жонглирование, антипод и акробатику.

В создании образа самую важную роль играет личность артиста цирка. Иногда его творчество является основой для создания новой специализации, нового жанра, новой профессии. К примеру, общенародная популярность всем известного клоуна Карандаша, была настолько велика, что многие спрашивали: «А кто у вас в программе Карандашом работает?».

Профессия артиста цирка имеет глубокие корни — Египет, Греция, Рим, Древняя Русь (скоморох мог делать все, потом пошла дифференциация жанров).

Цирковое искусство синтетично. Для создания художественного образа артисту цирка помогают хореографы, композиторы, художники.

Личные качества

Упорство и терпение, хорошие физические данные, требовательность к себе и другим, творческое мышление, непринужденность в работе, актерские способности, физическая выносливость, готовность е ежедневному риску, легкость, способность преодолевать страх и усталость.

Образование (Что надо знать?)

Цирковое искусство живет традициями.

Уникальное явление — знаменитые цирковые династии. Любая, даже самая суперсовременная программа основана на достижениях многих поколений людей.

Но цирк — это не только традиции. Артист цирка пребывает в постоянном поиске новых идей и технических возможностей, новых сюжетов и трюков. Он не может остановиться на достигнутом, ведь зрителей нужно постоянно удивлять, восхищать и покорять.

Словом, развитие не только физическое, но и в первую очередь творческое — одна из основных задач артиста цирка.

Место работы и карьера

Артисты цирка — народ кочевой, все время они проводят в бесконечных разъездах. Такова традиция циркового искусства, берущая начало от цирков шапито.

«Только одержимые люди, — писал Ю.Никулин, — могут переезжать из города в город, жить в гостиницах или чужих квартирах, ежедневно часами репетировать».

Родственные профессии:

Полезные курсы:

Менеджмент в сфере культуры и искусств

Направление: Культура и искусство

Свердловский колледж искусств и культуры

Центр речевой культуры: Основы публичного выступления

Направление: Человеческий капитал

Екатеринбургский государственный театральный институт

Курсы актерского мастерства для всех желающих — «Голливудская» программа

Направление: Человеческий капитал

Екатеринбургский государственный театральный институт

Центр речевой культуры: Говорим правильно

Направление: Человеческий капитал

Екатеринбургский государственный театральный институт

Все курсы по направлению Человеческий капитал

Где учиться?

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть