Профессиональные профессии


Краткая историческая справка:
Для того чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать социальный опыт новым поколениям. Поэтому возникновение педагогической профессии имеет объективные основания.
Для более глубокого проникновения в суть педагогической профессии следует обратиться к этимологии слова «педагог». В Древней Греции педагогом называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу.
Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие.
Согласно словарю иностранных слов «педагог» (греч. paidagogos — pais (paidos) — дитя + ago — веду, воспитываю) употребляется как обобщенное название профессий, связанных с обучением и воспитанием прежде всего детей и молодежи, — воспитателя, учителя, преподавателя.
Оформление педагогики в самостоятельную науку связывают с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670) в связи с написанием выдающегося труда «Великая дидактика», в котором сформулировано большинство принципов, методов и форм организации педагогического процесса, принятого в современной общеобразовательной и профессиональной школе.
Родственные профессии:
Педагог дополнительного образования, социальный педагог, менеджер образования.
Преимущества профессии:
Востребованность, перспективность, престижность креативность.
Ограничения профессии:
Отсутствуют
Содержание деятельности:
Педагог профессионального обучения организует практическое обучение по группам родственных профессий транспортного профиля. Организует и проводит учебно-воспитательную работу. Профессионально ориентирует молодежь, воспитывает и развивает профессионально важные и значимые качества личности современного рабочего и специалиста. Организует и принимает активное участие в опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работе по проблемам профессионального образования, транспортной отрасли.
Осуществляет организационно-методическую деятельность в учебных заведениях, а также в учебно-курсовой сети предприятий и организаций, создавая педагогические проекты содержания образования, частных методик обучения и инновационной деятельности. Разрабатывает учебно-методическую документацию (основные профессиональные образовательные программы: учебные планы и программы учебных предметов, пособия и рекомендации). Постоянно совершенствует формы и методы профессионального обучения и повышения квалификации кадров. Принимает участие в оснащении и развитии материальной базы образовательных организаций.
Принимает участие в организационно-управленческой работе в организациях профессионального образования.
Инструмент деятельности:
Главные средства труда педагога: его профессионализм, интеллектуальные способности и познания в предметной области. Также важным рабочим инструментом любого педагога являются голосовые связки.
Требования к знаниям и умениям специалиста:
Выпускник педагог профессионального обучения должен иметь представление:
- о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов;
- о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях и социальных факторах;
- о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой;
- об основных принципах творческой деятельности, ее психологических и методических особенностях.
Быть способен:
- адаптировать методические разработки к условиям реального учебного процесса в профессиональных учебных заведениях;
- самостоятельно работать со специальной и справочной литературой.
Владеть:
- системой методов обеспечения условий развития личности обучаемого;
- технологиями развития личности обучаемого, технологиями обучения и воспитания;
- личностно-ориентированными технологиями обучения, воспитания;
- технологией педагогического общения;
- навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, решения педагогических задач.
Квалифицированный педагог профессионального обучения должен знать:
- историю и современные тенденции развития психолого-педагогических концепций;
- закономерности психического развития;
- факторы, способствующие личностному росту;
- закономерности целостного образовательного процесса, современные психологические и педагогические технологии;
- методы обучения, формирования профессиональных умений и навыков.
Квалифицированный педагог профессионального обучения должен уметь:
- характеризовать личность (темперамент, способности), анализировать собственное психическое состояние, использовать простейшие приемы психической саморегуляции;
- направлять саморазвитие и самовоспитание личности;
- организовывать процесс профессионального самоопределения личности обучаемых;
- выбирать средства и методы обучения, разрабатывать индивидуально личностно-ориентированную технологию обучения.
Профессионально важные качества:
- эмоциональная устойчивость;
- гибкость мышления;
- способность понимать других;
- креативность мышления;
- тактичность;
- чуткость;
- умение сосредотачиваться и устойчивость внимания;
- вербальная речь;
- высокая личностная ответственность;
- толерантность;
- любовь к детям;
- коммуникативные способности;
- эмоциональная устойчивость;
- аналитическое мышление;
Медицинские противопоказания:
- нервные и психические заболевания;
- нарушение функций опорно-двигательного аппарата;
- заболевания сердечно-сосудистой и дыхательных систем;
- устойчивые нарушения зрения и слуха;
- хронические инфекционные кожно-венерологические заболевания;
- вредные привычки.
Условия труда:
Плата проездных до места работы, предоставление жилья.
Области применения профессии:
- кадровые агентства;
- службы подбора персонала и переподготовки;
- аттестационные отделы и отделы повышения квалификации;
- колледжи;
- средние профессиональные образовательные организации;
- школы;
- дошкольные образовательные организации.
Предприятия г. Якутска, на которых используется труд специалиста
- Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия);
- муниципальные, городские управления образованием;
- юридические лица оказывающие образовательную услугу.
Учебные заведения г. Якутска, обучающие по специальности Педагог профессионального обучения (Автомобильный транспорт)»