Профессиональные качества профессий

Моя профессия

Олег Красовский: «От звукооператора зависит всё, но сам он всегда остается в тени»

Светлана Гришина

Есть профессии, в которых необходимо быть одновременно и «физиком», и «лириком». Наш собеседник, преподаватель Вологодского музыкального колледжа Олег Красовский рассказывает о тонкостях профессии звукооператора.

Олег Игоревич, звукооператор — это относительно молодая профессия, связанная с техническим прогрессом ХХ столетия?

Олег Красовский. Фото из личного архива

Не совсем так. Звукооператорское «ремесло» зародилось буквально вместе с театром. На спектаклях у Шекспира в одном месте сцены было написано «лес», в другом — «замок» и тому подобное. А за сценой специальные люди создавали соответствующие звуковые эффекты: катая ядро по железному листу, имитировали звук грома, высыпая горох на навес — звук дождя, подражали пению птиц, ржанию лошадей. До сравнительно недавнего времени звуковое оформление любого сценического действа считалось чем-то вспомогательным и находилось в ведении помощника режиссера и техников сцены. Но в последние десятилетия важность профессии звукооператора сильно возросла. Произошло это в связи с тем, что уровень технического оснащения стал стремительно расти, а работа на сложном оборудовании требует специальной подготовки.

В чем состоит работа звукооператора?

На практике звукооператору чаще всего приходится совмещать функции саунд-продюсера, который видит общую картину звука, звукорежиссера, который занимается подбором музыкального материала, и звукооператора, который отвечает за техническое обеспечение.

Что важнее в обучении этой профессии — музыкальная или техническая одаренность? Можно ли стать хорошим звукооператором, не имея базового музыкального образования?

Звукооператор обязательно должен быть музыкантом. Я не знаю ни одного известного звукорежиссера или звукооператора, у которого бы не было базового музыкального образования. Можно получить хорошую теоретическую подготовку по электротехнике, можно научиться прекрасно паять провода, но если ты не знаешь, чем кларнет отличается от второй трубы, или не можешь определить, насколько выше звучит мелодия — на секунду или на терцию, — тебе в этой профессии делать нечего. В этом году на отделение звукооператорского мастерства в колледж было подано 16 заявлений, взяли четверых, и, конечно, сразу отсеялись ребята без музыкального образования.

Как вы сами пришли в профессию?

Вообще в нашу профессию редко приходят случайные люди. В моем случае всё началось с увлечения. Когда я только начинал учиться в школе — а было это в начале 70-х — коллега отца показал мне самодельный усилитель и колонки, рассказал, для чего они нужны, и продемонстрировал, как они работают. Для меня это открытие стало шоком, по силе сравнимым с шоком от первого поцелуя. И уже в тот момент я понял, с чем должна быть связана моя будущая профессия. Я уже занимался в радиокружке, что мне очень нравилось, а вот быть музыкантом совершенно не хотелось. Но звукорежиссеру без музыкального образования никуда, поэтому я окончил музыкальную школу по классу народных инструментов, потом поступил в Вологодское музыкальное училище. Оттуда меня пару раз обещали отчислить за чрезмерное увлечение звуковым оборудованием в ущерб специальности, но я нашел для себя отдушину: пошел работать в городской Дом культуры, в аккомпанирующую группу только начинавшего тогда ансамбля «Рябинка». Там я получил возможность заниматься работой звукооператора.

Позднее, в конце 90-х, стало появляться хорошее оборудование, первые звукоусилительные комплексы. Сейчас даже небольшие дома культуры зачастую имеют в своем распоряжении технику приличного качества, но специалисты, способные на ней работать, есть не везде. А чем выше техническая оснащенность, тем лучше нужно разбираться во всем этом. Я, уже работая, окончил университет телекоммуникаций имени Бонч-Бруевича в Петербурге, и техническое образование мне очень помогает.

Чему учат на отделении звукооператорского мастерства?

Учат, во-первых, студийной звукорежиссуре: как работать со звуковыми редакторами, созданием звукового образа, развитием слуховых навыков. Во-вторых, преподают электротехнику, акустику и работу на концерте. Помимо специальности, изучаются в полном объеме музыкальные предметы: и теория музыки, и сольфеджио, и второй инструмент, и хор, и оркестр.

Выпуска по этой специальности еще не было, нынешний набор — третий. И если раньше это была, по сути дела, мужская профессия, то сейчас девушек у нас на отделении больше половины.

Работа звукорежиссера. Олег Красовский - третий слева. Фото из личного архива

Где будут востребованы ваши выпускники?

Профессиональные звукооператоры сегодня требуются везде: в домах культуры, в ночных клубах, при проведении концертов, музыкальных фестивалей и конкурсов, на радио и на телевидении. Но тем, кто работает на селе и в небольших городах, зачастую приходится вариться в собственном соку, а это не есть хорошо. Чтобы развиваться профессионально, ты должен много общаться с коллегами, смотреть, как работают другие, постоянно совершенствоваться, находить для себя что-то новое. В этом плане в крупных городах работать интереснее, но и конкуренция там больше.

Какие профессиональные качества особенно важны для звукооператора?

Нужно быть готовым постоянно учиться — в профессиях, связанных с развитием техники, время идет очень быстро. Сейчас во многих местах переходят с аналоговых панелей на цифровые — там можно буквально одной кнопкой все испортить. И ведь мало понимать, какая кнопка за что отвечает, — тебе нужно быть как бы внутри всего этого.

Есть и психологический нюанс. Звукооператор — это своего рода трасформатор, связующее звено между исполнителем, фонограммой и конечным продуктом. И тут как в оркестре: нужно прислушиваться к человеку из другой партии, иначе ничего не получится. Тот, кто хочет заниматься звуком, должен понимать: звукооператор всегда будет в тени, на вторых ролях, хотя от него зависит всё.

Читайте также:

Галина Щенникова: «Главные качества режиссера — ответственность и четкая жизненная позиция» («Сфера», лето 2013)

Илья Папин: «Археологии без романтики не бывает» («Сфера», весна 2013)

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть