Профессии в торговле

В четвёртую субботу июля торговцы в России традиционно отмечают свой профессиональный праздник. В 2014 году этот день выпадает на 26 июля.

Торговля зародилась в каменном веке, ещё при племенном строе. С разделением труда появилась возможность обмена продуктов и изделий. За деньги чаще всего приобретали дефицитные товары, которые невозможно было обменять.

На Руси центральной фигурой в торговле был купец. Скупкой сельских продуктов в сёлах и деревнях занимались прасолы-скупщики. Были также и мелкие торговцы — офени*, ходебщики**, коробейники***, щепетильники****.

Слово «продавец» появилось в русском языке лишь в конце XIX века, когда в России стали появляться крупные магазины и универмаги.

АиФ.ru подготовил интересные факты об этой профессии.

Ярмарки на Руси длились до полутора месяцев

Первая ярмарка в России появилась в конце XIV — начале XVI века. Её называли холопьей (или мологской) ярмаркой, поскольку она располагалась в Холопьем городке в 50 км от устья реки Мологи в Поволжье. Ярмарка могла длиться от одного дня до полутора месяцев. Товары продавали прямо с телег или лотков. Продавцы активно зазывали покупателей и нахваливали свой товар: «С моего кваску не бросишься в печаль и тоску!» или «Подходите, подходите, на товары поглядите. Привезли издалека мы и ситцы, и шелка». На крупные ярмарки съезжались купцы из разных стран Европы. На ярмарках обычно устраивали увеселительные мероприятия: цирк, балаганы, соревнования, кукольный театр, выступления с дрессированными животными.

Пятница — базарный день

Раньше пятница считалась базарным днём. Товар получали в пятницу и обещали ровно через неделю в следующий базарный день отдать полагающиеся за него деньги. С тех пор для обозначения людей, не исполняющих обещания, говорят: «У него семь пятниц на неделе».

В гостиных дворах торговали только оптом

Во многих городах сохранились гостиные дворы, где купцы раскладывали свои товары. В XVII веке торговля в гостиных дворах была оптовой, в розницу покупали в основном малоимущие горожане. Купцы оставались на ярмарках до полного сбыта товара, за год они могли объездить шесть — восемь городов. Первые этажи гостиных дворов предназначались для хранения и продажи товара, а вторые — для проживания купцов. Дворы как украшение города строились масштабно и порой занимали целые кварталы.

Первый блошиный рынок в Париже портил вид города

Первый в мире блошиный рынок появился в 1841 году в Париже. Ряды старьёвщиков и антикваров, торговавших на бульварах столицы, никак не вязались с задуманным архитектурным обликом. Тогда их решили собрать в одном квартале — на севере города, на площади перед воротами крепости Porte de Clignancourt. Из-за блох, разведшихся в грудах старых вещей, рынок сразу же окрестили блошиным («marche aux puces»), и это название закрепилось за всеми барахолками в Европе.

Подлинники византийских икон за копейки

До 1930-х годов главный московский блошиный рынок, который москвичи прозвали «блошка», располагался в районе Сухаревки. Антиквариат не пользовался тогда большим спросом, поэтому до революции здесь за небольшие деньги можно было купить подлинники древних икон и первопечатные книги на старославянском.

Челябинский верблюд — символ торговли

На гербе Челябинска изображён верблюд. Как утверждают историки, Челябинск был построен на линии «Великого шёлкового пути», соединяющего Европу с Азией, поэтому здесь всегда шла бурная торговля. В тех же краях кочевали тюрки, которые для передвижения использовали верблюдов. Для торговли верблюды были самым идеальным транспортным средством, поэтому местные жители их очень высоко ценили, да так, что даже разместили на гербе.

Продавец — одна из самых суеверных профессий

Прибыль торговца непостоянна и во многом зависит от удачи. Вероятно, именно по этой причине у продавцов существует множество примет, например:

  • Если первому покупателю сделаешь скидку, то в течение дня наторгуешь гораздо больше.
  • Погладишь деньгами от первой продажи весь товар — всё распродашь.
  • Первые деньги, полученные за товар, нельзя тратить или одалживать до окончания торгового дня.

Рекордсмен продаж

Самый известный продавец в истории — Джо Джирард — родился в бедной американской семье и только к 35 годам решил заняться торговлей. Он стал лучшим продавцом автомобилей. За 15 лет работы Джо продал более 13 тысяч машин. Причём он работал с частными лицами и не занимался оптовыми сделками с крупными компаниями. Его результат продаж занесён в Книгу рекордов Гиннесса и до сих пор никем не побит.

Магазин без продавца

В Норвегии при фермах можно встретить магазины со свежими овощами и домашними продуктами, в которых нет продавцов. Покупатель выбирает, что ему нужно, и оставляет деньги, взяв при необходимости сдачу.

Время вместо денег

Американский анархист Джосайя Уоррен в 1827 году открыл магазин Цинцинати Тайм Стор (Cincinnati Time Store), где можно было купить товары намного дешевле, чем у конкурентов. Однако рассчитывались в нём покупатели не деньгами, а обязательствами выполнить эквивалентную этой сумме работу. Цена за один рабочий час равнялась 5 кг зерна.

Риелтор Елена Черепанова.

Торговцы мечтами

Так называют людей, которые готовы исполнить любое желание клиента. Для этого необходимо прийти в специальное агентство и озвучить свою мечту, заплатить определённую сумму денег и предоставить профессионалам возможность действовать. Фиксированной платы за мечту не существует — всё зависит от её масштабов. Такая компания существует пока только в Чикаго, услуги стоят от 150 тысяч долларов.

Продавцы слёз

Платные плакальщики присутствуют на похоронах, выражая скорбь об умершем. Эта профессия известна с глубокой древности, образы плакальщиков встречаются в древнеегипетском и древнегреческом искусстве. Продавцы слёз существуют до сих пор. Так, в Бразилии пользуется популярностью потомственная плакальщица Ита Роша, которую нанимают на похороны знаменитостей. В азиатских странах, чтобы стать продавцом слёз, необходимо сдать тест на знание традиций, умение драматически плакать и быстро успокаиваться.

* Офеня — продавец галантерейных и мануфактурных товаров.

** Ходебщик — в XVI–XIX веках человек, носивший рекламные щиты и ходивший по домам с целью продать мелкие товары.

*** Коробейник — в западных губерниях Российской империи мелкий торговец-разносчик с коробом.

**** Щепетильник — торговец галантерейными товарами.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть