Профессии в культуре


Краткая историческая справка:
Профессия учителя (педагога) столь же древняя, как и история культурного человечества. В качестве учителей во все времена выбирались самые образованные и достойные. В Древнем Риме, например, от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие, и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. А в древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в ХХ веке до н. э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества.
Сама педагогика как наука зародилась в V веке до нашей эры в Древней Греции. Уже тогда сложились афинская и спартанская системы обучения и воспитания подрастающего поколения.
Согласно словарю Ожегова, учитель — лицо, которое кого-либо чему-либо обучает. Другими словами, учитель — это человек, который обучает учащихся, передает им знания и навыки, занимается преподавательской и воспитательной работой.
Родственные профессии:
Инструктор по безопасности жизнедеятельности, инструктор спорткомплекса, спортивной организации, инструктор-методист в спортивной школе, инструктор-методист спорткомплекса, спортивной организации, педагог-организатор основ безопасности жизнедеятельности, преподаватель по физической культуре в образовательных организациях профессионального образования (кроме вузов), профессиональный спортсмен, тренер-преподаватель по спорту.
Преимущества профессии:
В пользу учительской профессии свидетельствуют и такие моменты, как длительный летний отпуск, а также относительно небольшое количество времени, которое необходимо проводить на рабочем месте. Ведь уроками занята, как правило, только первая половина дня, вторую же учитель может планировать самостоятельно. (При работе на одну ставку он обязан провести 18-20 уроков в неделю, хотя большинство других специалистов должны пробыть на рабочем месте 36-40 часов, а то и больше.) Это не означает, что в остальной период он бездельничает — ведь проверка работ учеников и подготовка к урокам тоже требуют много времени и сил. Однако свободы в распоряжении своим временем у педагогов все равно куда больше, чем, скажем, у офисных работников.
Ограничение профессии:
К качествам, препятствующим эффективности профессиональной деятельности тренера:
- отсутствие физической и психической выносливости;
- агрессивность;
- безответственность;
- равнодушие;
- слабоволие.
Содержание деятельности:
По сравнению с учителями других специальностей учитель физической культуры работает в специфических условиях. В психологии физического воспитания их делят на три группы: условия психической напряженности, условия физической нагрузки и условия, связанные с внешнесредовыми факторами.
Условия психической напряженности:
- шум от криков занимающихся (особенно на занятиях с младшими школьниками), который отличается прерывистостью и высокими тонами, вызывает психическое утомление у учителя;
- необходимость переключения с одной возрастной группы на другую;
- значительная нагрузка на речевой аппарат и голосовые связки;
- ответственность за жизнь и здоровье учеников, так как занятия физическими упражнениями отличаются высокой степенью риска в получении травм.
Условия физической нагрузки:
- необходимость показывать физические упражнения;
- осуществление физических действий совместно с учениками (особенно в походах);
- необходимость страховать учеников, выполняющих физические упражнения.
Условия, связанные с внешнесредовыми факторами:
- климатические и погодные условия при занятиях на открытом воздухе;
- санитарно-гигиеническое состояние спортивных классов, залов.
Исходя из специфических условий работы, учитель физкультуры должен обладать хорошим здоровьем, постоянно заботиться о поддержании себя в форме. Ему нужны умственные, эстетические, экспрессивные, организаторские и особенно коммуникативные способности. Отличительными чертами учителя физической культуры в частности являются: наблюдательность, терпимость, выдержка, чувство юмора, доброта, организованность, оптимизм, самостоятельность, ответственность, общительность,готовностьк симпатии, сочувствию, эмпатии,умениеразбираться в настроениях учащихся, изучать и учитывать их индивидуальные и возрастные способности.
Инструмент деятельности:
К средствам труда учителя физической культуры относятся: оборудования, нестандартные снаряды, наглядные пособия, технические средства обучения, спортивные сооружения, инвентарь для физкультурно-спортивной деятельности. На уроке, учитель использует как вербальные (словесные), так и невербальные средства общения: выразительные движения (жест, мимику, пантомиму) в качестве стимулирующей информации.
Требования к знаниям и умениям:
Квалифицированный учитель физической культуры должен уметь
- свободно ориентироваться в имеющемся многообразии современных подходов, систем, методик, а также технологий физического воспитания детей дошкольного возраста, а также комплексной оценки состояния их физического здоровья;
- формулировать цели и задачи физического воспитания на определенный период времени (например, на учебный год, месяц, неделю, занятие и т.д.);
- организовать процесс физического воспитания дошкольников в определенной системе, выбирая наиболее целесообразные средства, формы и методы работы с учетом конкретных условий;
- организовать детей на физкультурно-оздоровительную деятельность;
- организовать мониторинг физического здоровья дошкольников (диагностика, обработка и анализ результатов);
- сравнивать достигнутые результаты с исходными данными и поставленными целями и задачами.
Квалифицированный учитель физической культуры должен знать:
- основные отечественные и международные нормативно- правовые документы по организации физического воспитания дошкольников;
- основы дошкольной педагогики, теории и методике физического воспитания детей дошкольного возраста, возрастной физиологии и психологии детства;
- основные требования санитарно-гигиенического контроля в процессе организации физического воспитания дошкольников;
Квалифицированный учитель физической культуры должен владеть:
- основами теории, методикой или технологией физического воспитания дошкольников;
- методикой или технологией планирования системы физического воспитания детей дошкольного возраста (видами: перспективным; календарным; текущим; физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы);
- методикой или технологией комплексной оценки состояния и анализа результатов физического здоровья дошкольников;
- самооценкой профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его.
Профессионально важные качества:
Способности:
- физическая сила, оптимальная для данного вида спорта;
- физическая выносливость;
- быстрота реакции;
- хорошая координация движений;
- высокий уровень развития моторной памяти (двигательной);
- высокая психическая и эмоциональная устойчивость;
- способность к волевому саморегулированию;
- творческие способности.
Личностные качества, интересы и склонности:
- уверенность в себе;
- стремление преодолевать неудачи;
- умение работать в команде;
- организованность;
- стремление к самопознанию, к саморазвитию, целеустремленность;
- наличие ораторских способностей, лексическое богатство речи, умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой;
- высокая степень личной ответственности, требовательность к себе и к другим;
- самоконтроль, уравновешенность, терпимость;
- интерес и уважение к личности другого человека, тактичность;
- наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии ребенка);
- качества ума:гибкость, остроумие, критичность, последовательность, оригинальность и т.п.
- чувство юмора;
- артистизм, навыки актерского мастерства;
- общительность, готовность к симпатии, сочувствию (эмпатии);
- выраженная склонность к работе с людьми, т.е. высокоразвитая потребность в социальном взаимодействии, которая проявляется в стремлении к передачи знаний и к общению;
- доброта, оптимизм;
- самостоятельность.
Медицинские противопоказания:
Работа учителя физической культуры не рекомендуется людям с заболеваниями:
- нервно-психическими;
- сердечно-сосудистыми;
- опорно-двигательного аппарата;
- хроническими инфекционными;
- органов дыхания;
- слухового и зрительного анализаторов
- речеголосового аппарата.
Условия работы:
В помещении/вне помещения; мобильный. По сравнению с учителями других специальностей учитель физической культуры работает в специфических условиях. В психологии физического воспитания их делят на три группы: условия психической напряженности, условия физической нагрузки и условия, связанные с внешнесредовыми факторами.
Условия психической напряженности:
- шум от криков занимающихся (особенно на занятиях с младшими школьниками), который отличается прерывистостью и высокими тонами, вызывает психическое утомление у учителя;
- необходимость переключения с одной возрастной группы на другую;
- значительная нагрузка на речевой аппарат и голосовые связки;
- ответственность за жизнь и здоровье учеников, так как занятия физическими упражнениями отличаются высокой степенью риска в получении травм.
Условия физической нагрузки:
- необходимость показывать физические упражнения;
- осуществление физических действий совместно с учениками (особенно в походах);
- необходимость страховать учеников, выполняющих физические упражнения.
Условия, связанные с внешнесредовыми факторами:
- климатические и погодные условия при занятиях на открытом воздухе;
- санитарно-гигиеническое состояние спортивных классов, залов.
Области применения профессии:
- дошкольные, средние общеобразовательные организации;
- образовательные организации среднего и высшего образования.
Предприятия г. Якутска, на которых используется труд специалиста:
Образовательные организациипо линии Министерства образования РС(Я);
Подведомственные организации Министерства спорта РС(Я);
Подведомственные организации Министерства профессионального образования, подготовки и расстановки кадров РС(Я).
Перспективы карьерного роста:
Словосочетание «карьера учителя» не очень привычно в русском языке. Перспективы карьерного роста этих специалистов связаны, прежде всего, с повышением уровня своего педагогического мастерства, победой в конкурсах профессиональных достижений, подготовкой успешных учеников (например, весьма почетным считается подготовить победителей предметных Олимпиад). Учитель физической культуры может пройти курсы повышения квалификации, продолжить обучение в аспирантуре. Возможности для административного и материального роста не очень велики. Так, иногда учителя становятся завучами или директорами школ, переходят на управленческую работу в органы образования. Опытные, успешные и нацеленные на рост карьеры педагоги могут в перспективе организовать свою частную школу, становятся владельцами собственного бизнеса, направленного на оказание образовательных услуг. Такой бизнес не относится к высокодоходным, однако вполне позволяет зарабатывать в несколько раз больше, чем обычная учительская зарплата.
Учебные заведения г. Якутска, обучающие по специальности » Учитель физической культуры»