Профессии где нужна логика

Вечное сияние чистой логики

«Логика» буквально означает «учение о словах» и трактуется как «искусство использования слов», «наука о правильном мышлении». Это раздел философии, нормативная наука о методах, формах и законах интеллектуальной познавательной деятельности с помощью логического языка. Логика также определяется как наука о способах рассуждения, доказательства и опровержения.

Научный предмет логики — способы достижения истины в процессе познания: не из чувственного опыта, а из полученных знаний. Основная функция логики — исследование того, как из одних утверждений можно выводить другие. Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок и получить истинное знание о предмете через размышление.

Логика является одним из главных инструментов любой науки. При этом логические операции (такие как классификация, определение, опровержение и доказательство) любой человек неосознанно и с погрешностями использует ежеминутно.

Как дисциплина логика — это знание об абстрактном мышлении, а оно всегда вербально, поэтому логика интересуется языками и высказываниями. Футурологи прогнозируют, что в будущем человечеству рано или поздно придется отказаться от несовершенных естественных языков в пользу идеально логичных искусственных. Ведь языки, которые создаются народами, обществом, — это открытые и принципиально не завершаемые системы с множеством «неправильных» выражений. Искусственные языки — системы закрытые и завершенные, работающие строго по созданным правилам, в которых все подчинено требованиям логики. Например, если в искусственном языке есть хотя бы одно неправильное выражение, это считается серьезным изъяном, который стремятся скорее устранить.

Всю свою историю человечество мучается с вопросом правильного понимания людей, событий, высказываний и явлений. Языки наследуют и общность нашего мышления, но и всю нюансировку мышления конкретных людей. Все мы сталкивались с тем, что говорим с собеседником об одном и том же, но, кажется, на разных языках: вкладываем в понятия вроде бы, одно и тоже, а все-таки разное. Всю свою историю цивилизация занимается совершенствованием логики как науки.

Античная логика до Платона и Платонова логика, логика Аристотеля, логика стоиков, индийская, китайская, исламская логика, схоластическая средневековая логика, ренессансная и современная логика: эта древнейшая дисциплина сквозь века непрерывно обогащается разными народами, культурами и множеством исследователей. Еще Платон ставил три вопроса:

  • Что можно считать истиной и ложью?
  • Какова природа связи между посылками в рассуждениях и заключениями?
  • Какова сущность понятий?

В середине прошлого века прогресс в области вычислительной техники привел к началу новой эпохе в развитии логики и ее проникновению в практические сферы, которые теперь определяют наш образ жизни. Были разработаны такие области логики как логическое проектирование и моделирование вычислительной техники, проблемы логического синтеза. В 80-х годах стартовали исследования в области искусственного интеллекта на основе систем и языков логического программирования. Инженеры приступили к созданию систем с автоматическим доказательством теорем, к разработке методов доказательного программирования для верификации алгоритмов и программ. Все это повлекло перемены в образовании: в школах появились персональные компьютеры, начали выходить учебники по информатике с разделами математической логики. Это стало необходимым для того, чтобы объяснить принципы работы логических схем, логического программирования и ЭВМ в целом.

Логика как профессиональная необходимость

Логика — дисциплина большая и сложная, с множеством разделов (в частности, формальная, неформальная, символическая, диалектическая, математическая, логика предикатов, логика высказываний). Для изучения она требует многих часов напряженной работы серого вещества, фактора усидчивости, воли и упорства и чаще всего помощи ментора. Изучение логики, особенно для людей с преобладанием «нематематического» типа мышления, может быть довольно утомительным и непростым. Однако вознаграждение новым качеством мышления будет как минимум симметричным приложенным усилиям. Мы не ставим задачу уместить курс логики в несколько тысяч знаков одной статьи. Цель — напомнить о том, какую практическую пользу логика как дисциплина способна принести каждому из нас, какими интересными задачами она развивает мышление и какой полезной может оказаться в работе.

Логика пронизывает многие сферы нашей жизни: быт, общение, личные отношения, работу в широком смысле. Логика и в бытовом контексте, и в значении дисциплины необходима в таких профессиях как программист, преподаватель, математик, шахматист, следователь, криминалист, юрист, адвокат, психолог, врач, предприниматель, бухгалтер, менеджер, аналитик.

Логика как функция личности имеет принципиальное значение в профориентации. К примеру, и соционика и применяемая в США для профориентации и управления персоналом «Типология Майерс-Бриггс: MBTI (Myers-Briggs Type Indicator) оперируют типами функций личности и сочетаниями этих функций для составления портрета человека. Эти типы в соционике: экстраверты и интроверты, рационалы и иррационалы, этики и логики, интуиты и серсорики. В MBTI это шкалы: ориентация сознания Е-I (Еxtraversion, экстраверсия — Introversion, интроверсия); способ ориентировки в ситуации S-N (Sensing, здравый смысл — iNtuition, интуиция); основа принятия решений T-F (Thinking, мышление — Feeling, чувство); способ подготовки решений J-P (Judging, суждение — Perception, восприятие).

По индивидуальным характеристикам и сочетанию функций определяется, насколько человек склонен и способен к той или иной профессии. Например, любая научная, исследовательская деятельность, маркетинг, экономика, диспетчерская работа, консалтинг благоприятны для людей с развитыми функциями логики и интуиции. Люди с выраженной функцией логики тяготеют к ясности, прогнозируемости, доказательности, обдуманности и детализации, к парам суждений «заслуживает-не заслуживает», «необходимо-не необходимо», «нужно-не нужно» и т. д. Разумеется, типологии вроде MBTI — не приговор. Всегда есть ремарка, что и со слабой функцией логики человек может стать неплохим бизнесменом или кодером. Разница будет только в том, что в работе такие специалисты опираются на известное, то есть маловероятны прорывные достижения. В управлении и производстве, бухгалтерии, технической, инженерной, хозяйственной, административной работе также необходима сильная функция логики. Есть те, кто стоит на позиции «что дано природой, то не изменить». Но если без фатализма (что разумнее), то любой скилл можно «прокачать» в той или иной мере. Многие люди, в школе «забившие» на математику, физику, химию, программирование и логику, ближе к возрасту молодой зрелости (30+/-) приходят осознанию, что они не такие уж непроходимо бестолковые и созрели для того, чтобы разбираться. Конечно, одним в силу природных качеств осваивать точные дисциплины, требующие сильной логики, легче, а другим — труднее. Тем важнее для вторых изучение логики (в том числе): для совершенствования мышления и открытия новых возможностей в работе.

Поисковики предлагают немало курсов по изучению логики, в том числе при вузах. В посещении занятий есть смысл, поскольку помощь преподавателя может требоваться довольно часто. Практика показывает, что гораздо легче и продуктивнее изучение логики идет, если изначально есть понимание хотя бы основ предмета, ведь логика оперирует правилами, специфическими таблицами и формулами. Если кто-то что-то не понял с первого захода на групповом занятии, легко выпасть из процесса и потерять звено в цепи знаний. Если у кого-то мышление от природы более логичное, то менее «логичные» становятся отстающими и вообще перестают разбираться и прикладывать усилия. Индивидуальные занятия с преподавателем логики в этом смысле хороши тем, что дают возможность вникать столько, сколько нужно индивидуально и без комплексов. Но в вебе достаточно много открытых источников и для самостоятельного изучения логики. Например, «Логика. Краткий курс лекций для вуза»

Логика высказываний

Один из самых увлекательных разделов дисциплины — логика высказываний. В процессе ее изучения с помощью правил и специальных таблиц решаются интересные логические задачки.

Логика высказываний — это логика суждений, формальная теория, основным объектом которой является понятие логического высказывания. Ее также называют пропозициональная логика (Propositional Logic), или исчисление высказываний. Это раздел, посвященный изучению логических форм сложных высказываний, образованных из элементарных высказываний с помощью связок, аналогичных союзам «и», «или», «если…, то…» и отрицания «не».

Высказывание — это грамматически правильное предложение, взятое вместе с его смыслом (содержанием) и являющееся истинным или ложным.

Самое приятное, что логика высказываний считается простейшей логикой, которая исследует суждения довольно ограниченным средствами. То есть велик шанс действительно разобраться, уяснить и пользоваться в обычной жизни.

Все наши высказывания на самом деле представляют собой формулы, которые в свою очередь состоят из частей (подформул), которые и сами являются формулами. Логика высказываний представляет собой классическую логику (формальный язык) нулевого порядка, так называют логические теории, которые являются каркасом классической логики. У логики высказываний есть свой «алфавит» из знаков, которые называются пропозициональными связками. Это отрицание, конъюнкция, дизъюнкция и импликация.

0
1

Отрицание в логике — операция над суждениями, результатом которой является суждение, противоположное исходному. Обозначается знаком ¬ перед или чертой над суждением. Синоним: логическое «НЕ».

2

Конъюнкция (от латинского conjunctio — союз, связь) — это логическая операция, по применению близкая к союзу «и». Конъюнкция также имеет названия: «И», логическое «И», логическое умножение.

1111

Дизъюнкция (от латинского disjunctio — разобщение) — это логическая операция, приближенная к союзу «или» («или то, или это, или оба сразу»). Она также называется: логическое сложение, логическое «ИЛИ», «включающее ИЛИ», ИЛИ.

moon

Импликация (от латинского implicatio — связь) — это двойная логическая связка, по применению близкая к союзной конструкции «если…, то…». Импликацию (->) нельзя путать со знаком логического следования (=>).

Пример импликации в жизни: А — босс. Он может приказать: «Работай» (1) или сказать: «Делай что хочешь» (0). В — сотрудник. Он может работать (1) или не работать (0). Импликация в этой ситуации — «послушание» сотрудника. По таблице истинности сотрудник проявляет «непослушание» только тогда, когда босс приказывает работать, а сотрудник бездельничает.

У пропозициональных связок, существуют таблицы истинности, которыми пользуются для решения логических задач. При изучении логики придется зазубрить и разобрать много теории, в частности, правила построения формул, признаться, достаточно нудные до тех пор, пока вы не начнете что-то понимать. Для одной только логики высказываний придется разобрать и выучить также законы Де Моргана, законы контрапозиции, дистрибутивности и поглощения, а также систему аксиом, таблицы истинности и т. д. Но оно того стоит. Логику нужно изучать логично: вдумчиво, поступательно, методично, двигаясь от простого к сложному и разбираясь (не считая себя при этом конченным человеком, даже если пока ничего не понятно).

dontpanic

В общем, «Dont Panic!» И тогда наградой будут правильные ответы в таких и намного более сложных, но невероятно увлекательных логических задачах, которыми «пропитаны» все уроки логики.

Пример логической задачи. Мистер Блэк, Мистер Грей и мистер Уайт работают в большом известном отеле. Один из них официант, другой бухгалтер, а третий лыжный инструктор (не обязательно в таком порядке). На научный конгресс прибыли три профессора с такими же именами и поселились в этой гостинице. Известно, что:

  1. Профессор Уайт приехал из Шотландии.
  2. Бухгалтер родился и учился в Манчестере.
  3. Профессор Грей по рассеянности забыл свои чемоданы в аэропорте.
  4. Профессор, которого зовут так же, как и бухгалтера, живет в Брайтоне.
  5. Бухгалтер и один из профессоров (заядлый спортсмен, который привез свое лыжное снаряжение из дома) посещали одну и ту же церковь.
  6. Мистер Блэк обыгрывает лыжного инструктора в шахматной игре (неудивительно, ведь шахматы это не лыжи).

Как зовут официанта?

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть