Проблемы организации удаленной работы

Причем чаще подводили не технические системы, а психологическая неготовность многих людей работать из дома. К такому выводу пришли участники онлайн-конференции «DigitalRemoteOffice: цифровые платформы и сервисы для дистанционной работы».

Эксперты выделили три основных направления, на которые необходимо обратить внимание при переводе сотрудников на «удаленку». Это обеспечение безопасного доступа к ИТ-инфраструктуре, удаленный контроль работы и взаимодействие с сотрудниками. Последнему в нынешних условиях стоит уделять особое внимание: только письменных коммуникаций недостаточно, нужно общаться и по телефону, и по видеосвязи. Эффективно работать из дома многим мешают бытовые аспекты. У одного за стенкой идет ремонт, у другого нет возможности уединиться и изолироваться от семьи. А кто-то психологически не готов работать из дома, не может себя организовать и заставить что-то делать. Таким людям стоит обеспечить возможность бывать в офисе, советуют эксперты.

Технические сложности при переходе на «удаленку» тоже есть. Например, возросло количество видеоконференций, периодически возникают сложности с «картинкой» и качеством звука, рассказал директор по облачным технологиям CDNvideo Андрей Листопад. Многие сотрудники работают из дома на собственных ноутбуках — обслуживать эти устройства в удаленном формате сложнее, чем в офисе, когда ИТ-специалист может подойти к любому работнику и посмотреть, в чем проблема.

Разработчики подобных решений рассказали, что рабочий день на «удаленке» увеличился — звонки теперь начинаются раньше и заканчиваются позже, чем до пандемии. Это связано с тем, что люди не спускаются в метро и не тратят время на дорогу.

Он также обратил внимание на то, что у сотрудников должны быть максимально востребованные на рынке навыки — условно говоря, все должны уметь работать в Excel и знать иностранный язык. Чем больше у компании сотрудников с универсальными навыками, тем она сильнее. Кирилл Аношин из Freelance.ru согласился с тем, что на фрилансне стоит отдавать глобальные процессы, но какие-то точечные задачи он вполне может решить.По его словам, проблемы с внештатными сотрудниками часто в неправильной постановке задач и перекладывании ответственности за их выполнение. Нужно работать с фрилансерами очень взвешенно и аккуратно, считает эксперт.

Что можно сказать наверняка, так это что очень востребованными становятся так называемые «мягкие навыки» — умение выстраивать командную работу, вести переговоры и договариваться, готовность принимать решения и нести за них ответственность, эмоциональный интеллект (это как раз про умение войти в положение сотрудника, у которого за стенкой ремонт). Еще в 2015 году исследование Гарвардского университета, Фонда Карнеги и Исследовательского центра университета Стэнфорда доказало, что от «твердых навыков» (умения готовить для повара и лечить людей — для врача) зависит только 15% успеха человека в профессии. 85% успеха — это «мягкие навыки».

Если до пандемии количество специалистов, работающих удаленно, составляло 30 000 человек, то с началом распространения новой коронавирусной инфекции число людей, занятых дистанционно, увеличилось до пяти миллионов человек.

Типы удаленной работы

  • постоянная дистанционная (удаленная) работа;
  • временная дистанционная (удаленная) работа;
  • комбинированная дистанционная (удаленная) работа.

Временная удаленная работа — мера, которая допускает временное отсутствие сотрудника на территории работодателя.

Эти предложения будут иметь необходимый защитный эффект для работника, который длительное время работает удаленно и формально не может ссылаться на наличие у него дистанционной работы.

Для таких случаев разработаны порядок оформления и основания для временного перевода работника на дистанционный труд.

При этом работодатель и сотрудник смогут в том числе договориться о графике работы для временной удаленной занятости, уточнить количество и пе­риодичность не только рабочих дней, но и рабочих часов.

Обратите внимание: законодатель разделяет понятия дистанционной и удаленной работы.

Между дистанционной и удаленной работой существует разница. Дистанционный труд — это фриланс, и для него существует ряд упрощенных подходов, удаленный труд — это работа не на своем классическом рабочем месте, это работа в другом месте, но по аналогичному режиму и графику, как и для работника в офисе.

Трудовой договор на удаленную работу должен иметь свои особенные положения

Одновременно с этим предложено ­отказаться от использования электронной подписи при заключении трудового договора.

При этом работодатель и сотрудник получат возможность выбрать, каким образом им подписать рабочий контакт — на бумаге или в цифровом виде. Ранее президент РФ Владимир Путин дал поручение изучить возможность ведения документооборота между сторонами трудовых отношений через сайт «Госуслуги».

Исключается положение о том, что для предоставления обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством дистанционный работник направляет работодателю оригиналы документов, предусмотренных российским законодательством, по почте заказным письмом с уведомлением.

Исключаются из ТК РФ в части регулирования дистанционной работы требования, связанные с трудовой книжкой.

Упорядочить вопросы, связанные с рабочим временем дистанционных работников, в частности, их право не быть круглосуточно на связи с работодателем и не отвечать на письма и звонки в определенные временные интервалы. Данная проблема разрешается через указание на порядок взаимодействия работодателя и работника.

А проблема действительно актуальная: авторы поправок отмечают, что, согласно исследованиям, количество рабочих часов для сотрудников, занятых удаленно, увеличивается, и связанно это с необходимостью непрерывно находиться на связи с руководством компании и коллегами. Изменения законодательства позволят ввести в рабочие отношения между сотрудниками, занятыми удаленно, и компанией понятие сверхурочной работы.

Это означает, что в трудовом соглашении стороны должны будут указать время, в течение которого сотрудник и работодатель должны быть на связи.

Работодатель обязан компенсировать работнику расходы на удаленному работнику

Как это будет реализовано на практике, партнеры должны решить самостоятельно в рамках трудового договора. Например, работодатель может увеличить оклад сотрудника на размер его дополнительных затрат.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть