Престиж профессии учителя

День учителя

Сегодня современный российский учитель — это пожилая женщина, обремененная заботами и вынужденная думать не о новых образовательных веяниях, технологиях и требованиях, а о том, как обеспечить семью.

Сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, профессия учителя декларируется, как одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. С другой стороны, социальная привлекательность и престиж профессии учителя за последние двадцать лет достигли предельно низкого уровня.

Увы, но большая часть российского населения (в том числе школьники, родители и сами педагоги) относят учительский труд к непрестижным профессиям. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), профессия учитель по критериям престижности и доходности находится на последнем месте. В рейтинге наиболее предпочтительных профессий для своих детей эта профессия занимает лишь восьмое место (2,67 балла из 5 возможных).

Вопрос о престижности/непрестижности, привлекательности/непривлекательности профессии вообще и учительской в частности связан преимущественно с заработной платой. В международной статистике для оценки относительного размера оплаты труда педагогов используется такой индикатор, как соотношения заработной платы учителя с ВВП на душу населения, который нивелирует национальные различия в системах оплаты, формах налогообложения и позволяет проводить достаточно корректные сопоставления.

В России соотношение оплаты труда в образовании и подушевого ВВП составляет 0,64, что примерно в два раза меньше, чем в развитых странах! Сносное материальное существование современный российский учитель обеспечивает за счет увеличения нагрузки.

С одной стороны, это помогает улучшить материальное положение, с другой — отрицательно влияет на качество работы, так как приводит к истощению интеллектуальных, эмоционально-психологических, физических сил учителя. Стимулирующие выплаты не решают проблемы, поскольку для обеспечения достойного уровня материального благосостояния принципиальными являются систематичность выплат и их относительная доступность для массы учителей. Это очевидно — необходимо существенное увеличение размера заработной платы учителям, при чем, на федеральном уровне.

На одном из форумов в Интернете, где обсуждаются проблемы образования в России, люди делятся своим мнением:

— Я считаю, что непрестижность профессии учителя на совести наших властей, даже последними реформами образования они демонстрируют неуважение к образованию в целом, даже противно!

— Увы, вынуждена согласиться с тем, что рухнула не только престижность профессии учителя, но и практически сведена к минимуму престижность образования (в полном смысле этого слова). Диплом еще кому-то кажется нужным, а вот образование — практически, нет! С экранов ТВ нас учат жизни воры, по которым тюрьма плачет, но они богатые и «великие», хоть за плечами «8 классов»…

— Престижность образования на нуле — зачем учиться, если связи помогут сделать карьеру и добиться успеха в жизни, не прилагая усилий? Интеллигентность, широта души нынче не в моде?

— О какой нанотехнологии можно говорить, когда растет поколение безграмотных (во всех смыслах)? Именно учителя меняют мир, как бы пафосно это не звучало!

— В профессии учителя важную роль играет вдохновение. А какое может быть вдохновение, когда еле сводишь концы с концами? Плюс еще на работе стрессы одни. В таких условиях трудно получать удовольствие от того, что делаешь…

— Не соглашусь с Вами! Коллега любит повторять: «Учитель — не профессия, но диагноз!» Учитель получает удовлетворение не от денег… Это сложно объяснить и сложно понять… Но когда глаза ученика загораются пониманием, когда ученик добивается успеха, учитель «ловит кайф», это как у наркомана, раз испытав, не захочешь потерять. Когда все ладится, когда твой ученик добивается успеха — крылья за спиной и ты паришь!

— Вы думаете, это нормальная ситуация, когда представители столь важной и нужной профессии не пользуются уважением? В России представители реально нужных государству профессий влачат жалкое существование.

А что о профессии учителя думают камышане? С просьбой поделиться своим мнением на этот счет мы обратились к жителям Камышина, случайным прохожим. Публикуем их ответы.

Наталья:

Наталья

— К сожалению, профессия учителя сегодня не престижна. Думаю, что одна из причин в том, что ученики сейчас другие. Много стало неблагополучных семей, где воспитанием детей никто не занимается. Учителям очень тяжело. Еще одна из причин в том, что оплата работы учителя, хотя и повышается в последнее время, но не в том объеме, который бы соответствовал их нагрузкам и степени ответственности, которую они несут.

Кроме того, меняются учебные программы, растут требования к учителям. Но оплата их труда продолжает не соответствовать степени трудности и вредности их профессии! Вот поэтому сегодня молодежь предпочитает идти в какие-то другие профессии, но не в учителя! А учить детей идут только те, которые чувствуют в себе призвание к этой профессии.

Я с благодарностью вспоминаю свою учительницу истории Соколову Наталью Вячеславовну. Сейчас она на пенсии, а работала в школе № 9. Это очень любящий свой предмет, очень знающий педагог! На ее уроках всегда было очень интересно. Она каждый свой урок проводила по-новому, много рассказывала такого, чего не было в учебниках. Я до сих пор, благодаря ей, интересуюсь историей!

Валентина:

— Платить надо больше учителям! Насколько я знаю, сегодня начинающий

Валентина

учитель после педагогического училища получает около семи тысяч рублей в месяц. Да и то при соответствующих нагрузках. Ну, получал бы он хотя бы тысяч десять… Хотя, и этого мало, если учитывать, сколько всего сегодня требуется от учителя!

Увы, на учителей сегодня возлагается слишком много обязанностей. Многие родители ошибочно считают — привели ребенка в школу, и с этого момента вся ответственность за его воспитание ложится на учителя! Но это не так! Воспитывать должна семья! Все идет из нее… Но родители уверены — отвели свое чадо в школу, а через одиннадцать лет должны «забрать» готового — воспитанного, трудолюбивого, с хорошими знаниями. Так не бывает, воспитывает в первую очередь семья, а не школа и не детский сад! А учитель обязан в первую очередь учить, давать знания!

Татьяна Геннадьевна:

Татьяна

— К сожалению, профессия учителя в настоящее время перестала считаться престижной — очень тяжело сегодня работать в школе! Почему? Да потому что ученики сейчас такие! Они зачастую к родителям-то никакого уважения не проявляют, а не то чтобы к учителям! А почему такие дети?

Вот у меня внучка учится во втором классе. Родители на работе, мы — бабушки, дедушки, тоже пока работаем, а продленной группы в школе нет. То есть для первоклассников есть, а для второклассников уже нет! Вот и остается ребенок целый день один без присмотра, что хочет, то и делает. Кто ж его воспитывает? Получается, что улица. А учителей не хватает! Была бы продленка… А так… получается замкнутый круг.

Да и оплата сегодня в школах не большая… На мой взгляд, учителям надо платить тысяч двадцать, не меньше.

Поэтому сегодня редко, кто идет в школу, только если по призванию. Вот у меня есть одна знакомая, мы с ней вместе работали. Она медик, работала диет-сестрой. Но, как она сама говорит, всегда мечтала быть учителем. И вот она училась заочно, получила диплом. Сейчас пришла работать в четвертую школу, взяла первый класс. Я думаю, что детям, которых она сейчас учит, повезло! Как она готовилась к школе, я просто поражалась! Очень ответственная женщина! Зовут ее Наталья Николаевна. И со временем она обязательно станет учителем года! Я в этом почти не сомневаюсь. Во всяком случае, я от души ей этого желаю!

А вообще, если учесть, как быстро сегодня развиваются новые технологии, какие развитые в этом отношении современные дети, то мне кажется, что со временем профессия учителя в том виде, какая она существует сегодня, постепенно отомрет. Уже сейчас у детей на первом месте — Интернет! По Интернету учатся, из Интернета узнают новое, по Интернету общаются… Уже есть институты с дистанционным обучением. Моя внучка еще в садик ходила, а уже на компьютере научилась и читать, и писать…

Ирина Николаевна:

Ирина

— Вот раньше — да, быть учителем было очень престижно! А сегодня, как-то не очень. Я думаю, это происходит от того, что изменилось общество, поменялись ценности, перестали ценить интеллект, нравственные устои… Ценить стали другое, в основном — деньги.

А может быть, свою роль сыграли компьютеры. Дети стали меньше читать. Может быть, поэтому они меньше стали ценить учителя, как основной источник информации… Еще, может быть, это связано с религией — у людей осталось мало чего святого.

Причиной может быть и то, что в семьях появилось больше проблем, родители вынуждены работать на двух-трех работах, зарабатывать деньги, чтобы выжить. Заниматься воспитанием детей им некогда, дети остаются без присмотра… А экономический кризис все усиливается, положение семей все тяжелее, поэтому отношения в обществе в ближайшее время вряд ли изменятся в лучшую сторону.

Но профессия учителя будет востребована всегда, и никакие компьютеры его не заменят. Как говорится в одной очень мудрой китайской пословице — «Лучше один день провести с учителем, чем тысячу дней одному!» Потому что в любом случае лучше, когда кто-то объяснит. Есть такие сложные вопросы, которые сам человек постичь не может! Каждому в жизни требуется такой человек, который больше него знает!

Был у нас в третьей школе учитель истории Геннадий Львович. Мы могли его целыми днями слушать! Это был самый любимый мой предмет. И я до сих пор люблю историю, читаю книги по истории. И всегда вспоминаю своего учителя! Умный, интеллигентный, и этот интерес к истории он в нас заложил! Я с благодарностью вспоминаю многих своих учителей. Они всегда приходили на урок подготовленными, к нам они всегда относились уважительно. Никто из них нас не унижал, не оскорблял. К сожалению, некоторых из них уже нет в живых.

Современным учителям желаю прежде всего — терпения, любить свой предмет и любить детей!

Мария:

Мария

— Я согласна с Ириной. Она все уже сказала, что мне хотелось сказать. Я считаю, что в первую очередь надо возрождать духовность в обществе, чтобы люди были добрее, тогда они станут уважительнее относиться к друг другу, в обществе снова станут цениться образованность, интеллект… Увы, ни в одной стране мира люди не живут счастливо во всех отношениях…

Конечно, тяжело сегодня работать учителем. И нагрузки большие, и дети трудные, и зарплата небольшая. И тем более достойны нашего уважения те, кто не смотря ни на что все же идет работать в школу, воспитывает, учит.

Антон:

— Престижна, не престижна… Профессия учителя в настоящее время опасна! Вы

Антон

слышали вчера в новостях, что один студент в Санкт-Петербурге, не сдавший зачет, избил семидесятитрехлетнего преподавателя? Профессор сейчас находится в больнице с черепно-мозговой травмой. Я как об этом услышал, во мне аж все закипело! Ну, думаю, попался бы мне этот студент!

У нас в Камышине, знаю, тоже был случай года два-три назад, когда папашка побил воспитательницу детского сада за то, что она не хотела ему отдавать ребенка, потому что он был пьяный. Воспитательница тогда тоже попала в больницу с травмами.

Да учителям за их труд, за «вредность производства» и за риск надо платить, как шахтерам! По крайней мере, тысяч пятьдесят в месяц, было бы нормально. И квартиры давать им бесплатно! Вот тогда бы их и ученики зауважали и родители!

А то, что некоторые говорят, будто такая зарплата привлечет в школы корыстных, случайных людей, так это ерунда полная! Ведь тогда директора школ могли бы проводить жесткий отбор учителей.

Подводя итоги, можно сделать вывод — необходимо формировать положительный имидж учительской работы, организовать профессиональный отбор лучших выпускников, увеличивая престижность профессии учителя, и, конечно, увеличить объем заработной платы, поднимая доходность педагогической специальности.

Общественное мнение изучала Л. Курсекова

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть