Подросток выбор профессии

Подросткам свойственно заблуждаться, но отдельные заблуждения могут стать причиной тотальных жизненных ошибок, исправить которые будет трудно. Они зачастую случаются при выборе будущей профессии. Подросток идет на поводу у друзей, родителей или же делает выбор неосознанно, поддавшись легкомысленному порыву. В будущем такой поступок может стать причиной психологического дискомфорта, связанного с неудачами на профессиональном поприще.
Как понять, что ваш ребенок не готов к осознанной профориентации и нуждается в вашей помощи? Повод для беспокойства появляется, если ваш ребенок говорит следующее…
Содержание
- 1 Заблуждение 1. «Мне все равно, чем заниматься. Главное, чтобы вместе с друзьями»
- 2 Заблуждение 2. «Я сделаю так, как скажут мне родители. Я с ними во многом не согласен, но про жизнь они точно знают больше!»
- 3 Заблуждение 3. «У меня все получается. Я не знаю, что выбрать. Поэтому выберу то, что меньше всего не нравится»
- 4 Заблуждение 4. «Я уже давно играю в школьном театре, и мне это очень нравится. Но я не уверен, что смогу зарабатывать этим на жизнь, поэтому пойду учиться на экономиста»
- 5 Заблуждение 5. «Мне лень далеко ездить, поэтому пойду учиться в универ около дома. Ни пробок, ни метро — 2 минуты пешком и я на парах! Красота!»
- 6 Больше знаний!
Заблуждение 1. «Мне все равно, чем заниматься. Главное, чтобы вместе с друзьями»
Проблема. Подросток еще не нашел свою индивидуальность, поэтому ему проще поступить так же, как поступают друзья. Он попросту еще не разобрался в себе и не понял, к каким занятиям его влечет и в каком направлении развиваться. Скорее всего, ребенку нужно помочь с саморазвитием и самоопределением.
Что отвечать? «Работа, которая подойдет твоему другу, не обязательно подойдет тебе».
Что делать? Стоит пояснить подростку, что у него есть собственный жизненный путь. При выборе профессии, которая, станет важным этапом в жизни, не стоит идти на поводу у друзей. Объясните, что даже друг, с которым у него много общего, на самом деле может иметь совершенно иной склад ума или характер. Попробуйте подойти к выбору профессии осознанно. Вместе с подростком проанализируйте те сферы деятельности, к которым его влечет. Включите в анализ и сферы, предлагаемые друзьями. Затем отберите те, которые его наиболее привлекают. Возможно, в их списке появятся совершенно новые для ребенка.
Заблуждение 2. «Я сделаю так, как скажут мне родители. Я с ними во многом не согласен, но про жизнь они точно знают больше!»
Проблема. Вместо того чтобы воспитывать в подростке индивидуальность, вы делаете упор на собственный авторитет. Возможно, вам как родителям стоит пересмотреть степень давления на подростка, ведь он явно неосознанно подходит к своему выбору, заранее соглашаясь с чужим мнением. Пусть даже оно принадлежит близким ему людям.
Что отвечать? «Наш совет нужно воспринимать не как последнюю истину, а лишь как очередной источник информации. Решать только тебе».
Что делать? Ребенок вам доверяет — это уже огромный плюс. Не стоит ломать его индивидуальность, лучше, напротив, помочь ему самореализоваться. Лучше направить родительскую инициативу именно в это русло. Для этого необходимо показать подростку тот диапазон сфер деятельности, в которых он может себя проявить. Пусть их будет несколько — в ходе анализа, при сопоставлении «плюсов» и «минусов» подросток выберет подходящий вариант. Главное — дать ему больше информации. Посещайте вместе факультеты, общайтесь со специалистами, старайтесь, чтобы подросток больше узнавал о специфике той или иной профессии.
Заблуждение 3. «У меня все получается. Я не знаю, что выбрать. Поэтому выберу то, что меньше всего не нравится»
Проблема. Все-таки успехи не могут быть одинаково хорошими в различных сферах. Возможно, подросток излишне самоуверен, заблуждается и чересчур переоценивает свои способности. Вполне вероятно, что он попросту не углубился по-настоящему ни в одно из занятий, а привлекает его внешняя атрибутика карьеры. С тем же успехом он мог еще не обнаружить дела, которое бы его по-настоящему заинтересовало.
Что отвечать? «Давай вместе посмотрим, что именно у тебя получается лучше всего и оценим твои способности объективно».
Что делать? Для начала определите вместе с ребенком главную цель: кем он себя видит, в какой сфере деятельности наиболее применимы его способности. Поинтересуйтесь, какой он планирует свою жизнь, какие требования к себе предъявляет. Затем стоит помочь подростку оценить его ресурсы. Вместе обсудите его способности, склонности, черты характера, особенности личности. Сопоставьте требования и ресурсы — в какой-то момент они совпадут. Если так и произошло, то, велика вероятность — это и есть та самая профессия, к которой у ребенка наибольшая склонность.
Заблуждение 4. «Я уже давно играю в школьном театре, и мне это очень нравится. Но я не уверен, что смогу зарабатывать этим на жизнь, поэтому пойду учиться на экономиста»
Проблема. Почему-то ребенок уверен, что он не может зарабатывать на жизнь своим хобби. Он уже заранее знает, какая профессия сейчас наиболее престижна и готов пожертвовать любимым делом ради занятия, к которому, возможно, у него даже не достаточно способности.
Что отвечать? «Единственное, с чем нужно считаться, — это твой интерес к профессии. Даже удачная карьера при нелюбимом деле не принесет удовольствия».
Что делать? Зачастую именно в своих хобби люди становятся подлинными профессионалами, хотя, возможно, никогда не обучались на профессиональном уровне. Именно высокий уровень мастерства делает человека востребованным на рынке труда. Количество же экономистов значительно превышает спрос, поэтому добиться успеха на этом поприще можно только с большим талантом. Лучше вместе поищите примеры удачной карьеры актеров, которые вышли из школьного театра. Проанализируйте с подростком, достаточно ли у него ресурсов для профессионального роста. И какие шаги нужно предпринять, чтобы выстроить удачную карьеру. Насколько достижима эта цель?
Заблуждение 5. «Мне лень далеко ездить, поэтому пойду учиться в универ около дома. Ни пробок, ни метро — 2 минуты пешком и я на парах! Красота!»
Проблема. Лень — прямое следствие недостатка мотивации в жизни подростка. Если он привыкает «плыть по течению», в дальнейшем ему будет трудно проявлять инициативу и добиваться желаемого, потому что все будет казаться ему чересчур сложным и недостижимым, да и зачем, если всегда есть туча более простых занятий.
Что отвечать? Можно предложить ребенку поразмышлять над причинами возникновения лени и определением в психологии лени как отсутствия интереса.
Что делать? Можно действовать в нескольких направлениях.
Начать придется с себя. Деятельные, активные родители — лучший пример подражания для ребенка. Стоит заняться и физическим воспитанием подростка, возможно, ему элементарно не хватает энергии.
Направление второе: постарайтесь заинтересовать его вузами, которые находятся за пределами 2-минутной ходьбы. Возможно, он плохо представляет, какие варианты для выбора существуют. Осознав преимущества учебы в том или ином вузе, он получит стимул преодолевать пробки и спускаться в метро.
Направление третье: начните экспериментировать с различными занятиями — это расширяет представление о возможном, и как следствие — о возможных профессиях.
Больше знаний!
Важно, чтобы подросток выбирал профессию осознанно — на основе собственного анализа, сравнения, выбора лучшего варианта и представления о шагах, которые требуются для достижения цели. Для этого ему нужно предоставить как можно больше информации для размышления. Ведь большинство заблуждений о профориентации связано с недостаточными знаниями подростка о самом себе, своих способностях, целях. В данном случае ваша задача — помочь ему раскрыться, ощутить свою индивидуальность и понять, чем он хочет заниматься по-настоящему.