Почему существует такое многообразие профессий

Психологический практикум «Многообразие мира профессий»

  • Дятлова Елена Фирдависовна, педагог-психолог

Разделы: Школьная психологическая служба

Профессия — это «заговор специалистов против непосвященных». Б. Шоу

Чтобы быть собой, нужно быть кем-то. С.И. Лец.

Цель: ознакомление и изучение многообразия мира профессий.

План мероприятия:

Ход занятия

Много ли существует в обществе видов труда, каким мог бы заниматься человек? Каждый ли может найти для себя нужное дело? (дискуссия).

Мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие профессии сегодня «живут» лишь 5-15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости. Особенностью современного мира профессий является то, что человеку надо стремиться овладеть не одной единственной профессией, а несколькими смежными профессиями.

В мире насчитывается более 10 тыс. профессий, а включая специальности, специализации, квалификации — свыше 40 тыс. Действительно, целое море возможностей и вариантов. В современном обществе человек может найти приложение всем своим силам, реализовать себя. Нет такого вида общественно полезной деятельности, в которой человек был бы лишен возможности, проявить свои личные способности, инициативу и тем самым заслужить уважение окружающих, обеспечить благополучную жизнь себе и процветание обществу.

А так как общество образуют люди, то и многообразие сфер деятельности определяется человеческими запросами, потребностями, склонностями. Значит, многообразие профессий и является мерой человеческих возможностей.

В древней мифологии находили отражение священный смысл каждой профессии: Гефест, или Вулкан — бог кузнечного ремесла, Дионисий, или Бахус — бог виноделия, Диана, или Артемида — богиня охоты, Деметра — или Персефона — богиня земледелия, Марс, или Арес — бог войны, Аполлон, или Фес — покровитель искусств, Афина — покровительница науки. Посвящение в профессию являлось особым ритуалом, по значимости сопоставим с рождением и смертью человека.

Демонстрация справочников, энциклопедических словарей с описанием профессий, шеститомник «Мир профессий», профессиограммы и т.д.

Все профессии делятся на сквозные, редкие, свободные и «романтические».

Наиболее массовые профессии принято называть сквозными. Они пригодны для многих отраслей и составляют часть всех рабочих профессий: фрезеровщик, лаборант, машинист, оператор, электромонтер, слесарь и т.д. Имеется немало профессий, требующих среднего специального образования, таких, как механик, технолог, радиотехник, программист и др. В высших учебных заведениях обучаются таким сквозным профессиям, как инженер, экономист, конструктор и др.

К особой группе относятся сравнительно редкие профессии: ювелир — огранщик драгоценных камней, монтировщик, океанолог, лингвист, эмбриолог, востоковед и др. — таких специалистов требуется не так много. Когда мы выбираем редкую профессию, мы должны знать, что ограниченный спрос на специалистов такого рода может повлиять и на будущее трудоустройство, на профессиональный рост.

Особую часть составляют люди так называемых свободных профессий, которые не числятся на какой-либо определенной должности. Это литераторы, художники, скульпторы, композиторы. Обычно они выполняют отдельные заказы по договорам и живут на гонорары, на средство от продажи своих произведений.

А теперь поговорим о профессиях, окутанных ореолом необычности. Многие когда-то мечтали стать моряками дальнего плавания, актерами, подводниками, летчиками-испытателями но, как правило, и не подозревали о другой, будничной стороне «романтических» профессий. Давайте задумаемся о том, как много времени моряки проводят вдали от дома, насколько изнурительны порой репетиции у актеров и т.д.

Каждая профессия, как и всякое живое явление, имеет свойства стареть, исчезать, получать новое содержание. Среди ушедших в прошлое профессий такие: кучер, пряха, прачка, стряпчий и др. вместе с тем возникают новые специальности — монтажники электронной радиоаппаратуры, дефектоскописты, техники — программисты, экологи, менеджеры, иммунологи, сборщик интегральных микросхем и др.

Самые древние на Земле профессии связаны с земледелием, охотой, скотоводством, возведением жилищ, изготовлением орудий труда. Видоизменяясь, они будут всегда присутствовать в человеческой деятельности. В процессе развития общества меняется структура экономики, вместе с ней меняется и потребность в тех или иных специалистах.

А какие специальности будут нужны в ближайшее время? Лет 30 назад профессия машинистки была весьма востребованной, сегодня о ней уже никто не вспоминает. Зато совершенно нормально звучит фраза «требуется веб-дизайнер», хотя в тех же 1970-х было бы трудно объяснить, что это за специалист. Возможно, скоро можно будет прочитать: «Требуется руководитель отделения клонирования».

Все футурологи сходятся во мнении, что постепенно будут высвобождаться люди, которых теоретически может заменить компьютер, — рядовые чиновники, клерки, продавцы. Одновременно с этим будет расти спрос на специальности, требующие интеллекта.

Доктор исторических наук, академик Российской академии образования и президент Международной академии исследований будущего Игорь Бестужев-Лада полагает, что исходить надо из того, что развитие информационных технологий высвободит миллионы людей и изменит соотношение между разными профессиональными сообществами. Когда-то эта структура была примерно такова: 90% — крестьяне, 9% — ремесленники и 1% — все прочие. Механизация сельского хозяйства и индустриализация изменили соотношение в пользу нового типа ремесленников: 60% рабочих на 20% крестьян. К концу ХХ века в развитых странах картина опять кардинально изменилась: фермеров теперь всего 1%, количество рабочих сократилось до 10%, а почти 80% населения оказалось занятыми в сфере обслуживания. С развитием компьютеризации лет через 10-15 отпадет необходимость во многих работниках. Массовыми станут такие профессии, как помощники и ассистенты преподавателей, братья и сестры милосердия в больницах. Обилие свободного времени приведет к появлению большого количества клубов по интересам. «Они, с одной стороны, будут занимать досуг, а с другой-давать работу организаторам такого клуба. Многие пойдут в армию спасения природы и будут ползать на четвереньках, очищая каждый кустик». Академик прогнозирует, что социальная сфера обеспечит работой 80% населения.

Именно сфера образования, по мнению футурологов, будет предоставлять все больше и больше рабочих мест. «Наша задача — готовить своих детей так, чтобы они были способны воспринимать новое и постоянно учиться», — говорит руководитель проекта Futura.ru и редактор издательства «Сфера» Сергей Москалев. Он провел небольшой опрос среди бизнесменов и людей, которым никак не удается заработать на жизнь. Вопрос был простым: готов ли ты завтра пойти на Ярославский вокзал и торговать пирожками. Интересно, что люди, добившиеся успеха, отвечали одинаково: если жизнь заставит, то пойдут торговать пирожками, почему бы и нет. А неудачники, которые по нескольку лет ищут работу, говорили, что никогда до такого не опустятся. «Человеку с потенциалом бояться нечего. Какие бы профессии ни появились, он всегда найдет в себе силы освоить их и быть успешным», считает Сергей Москалев.

Заключение.

Основу жизнедеятельности человека составляет профессиональная деятельность. И именно она позволяет удовлетворять нам свои потребности. Потребность в жилище, питании, одежде не оставит без работы строителей, технологов и производителей изделий и продуктов питания. Пока есть болезни, нужны врачи. Пока есть дети, нужны учителя. Пока есть преступность, нужны работники правоохранительных органов. Сейчас в России активно формируется рынок услуг, который через несколько лет может дать пять миллионов рабочих мест.

Используемая литература.

1. Резапкина Г.В. «Я и моя профессия»: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. — М.: Генезис, 2000.

2. Резапкина Г.В. «Скорая помощь в выборе профессии». Практическое руководство для школьных психологов и педагогов. — М.: Генезис, 2004.

3. Резапкина Г.В. «Секреты выбора профессии или Путеводитель выпускника»: Научно популярное издание. — М.: Генезис, 2005.

4. Пряжников Н.С. «Методы активизации профессионального и личностного самоопределения»: Учебно-методическое пособие. — 2-е изд., стер. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2003.

5. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс для учащихся 9 класса: Книга для чтения / Авт. — сост. С.Н.Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О. Черкашин. — М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; Издательский центр «Академия», 2004.

6. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. — 3-е изд., перераб., доп. — М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005.

29.03.2007

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть