Педагогические профессии будущего

Педагогическое образование сегодня

Популярность педагогического образования в России в последние годы растет. Ключевая причина — рост престижности профессии учителя в обществе. Работа педагогов впервые за долгие годы стала достойно оплачиваться, и в педагогические вузы, на педагогические программы классических университетов пошли сильные абитуриенты, причем не ради диплома, а ради того, чтобы работать в школе. В самом педагогическом образовании идут масштабные процессы серьезного повышения качества.

Рост популярности профессии хорошо иллюстрирует ежегодный мониторинг приема в вузы: отчетливо виден рост среднего балла по педагогическим направлениям подготовки. И еще хорошая иллюстрация — отсутствие учительских вакансий во многих регионах. На освободившееся место учителя, как правило, претендуют несколько человек, и директора школ имеют возможность выбирать лучших.

Далеко не все выпускники, закончив вузы по педагогическим направлениям подготовки, смогут устроиться по специальности. Уже в настоящее время во многих регионах нашей страны получат работу учителя только лучшие выпускники: школы и регионы имеют возможность заказывать себе подготовку таких специалистов. Именно лучшие получат рекомендацию от педагогического университета, к которой прилагается цифровой портфолио, включающий избранные видеозаписи практической работы студента. Посмотрев эти видеозаписи, директор школы сразу поймет, хорошо ли выпускник умеет работать с детьми. Учебные работы самого студента, образцы его взаимодействия с преподавателями дадут директору представление о предметной подготовке выпускника. И сегодня в вузы обращаются директора школ, желающих получить действительно лучшего выпускника, хотя формально вакансий в школе нет. Зарплата хорошего молодого учителя уже выше средней по региону, а например, в Ленинградской, Калининградской и других областях молодой специалист получает жилье.

Перспективы педагогического образования

Образование традиционно считается очень консервативной сферой, но развитие технологий меняет наши представления о способах получения знаний и заставляет серьезно переосмыслить привычный подход к учебному процессу, что означает, что в будущем специалисты в области образования будут весьма востребованными. Во-первых, в образовании начинают использоваться инструменты обучения с применением ИТ — онлайн-курсы, симуляторы, тренажеры, игровые онлайн-миры. Это дает новые возможности — ученики не просто усваивают необходимые знания, но и развивают умение работать с информацией. А также учатся входить в продуктивные состояния сознания, позволяющие лучше концентрироваться и решать сложные творческие и аналитические задачи. Например, состояние потока, когда человек полностью включен в созидательный процесс и не испытывает тревоги насчет возможного успеха или провала. Во-вторых, новые технологии позволяют сделать образование более индивидуальным. Больше нет необходимости подстраиваться под общие расписания и пожелания группы — теперь процесс обучения достаточно легко адаптируется к запросам конкретного ученика и его личным особенностям. Можно выбрать формат обучения и его темп, сконцентрироваться на очень узкой теме или наоборот, пройти необычную междисциплинарную программу.

Расстояние тоже больше не играет роли — курсы многих престижных вузов уже сейчас можно слушать онлайн из любой точки мира. В будущем дистанционные школы и университеты станут равноправной альтернативой традиционному очному образованию, а «электронные наставники» будут курировать учебный процесс и помогать студентам осваивать программу. Все чаще будут использоваться игровые формы обучения, поскольку игра позволяет более эффективно осваивать изучаемый предмет. Мир меняется так быстро, что мы больше не сможем позволить себе пять лет изучать теоретические дисциплины, а потом еще какое-то время осваивать профессию за счет работодателя. Поэтому образование, особенно для учащихся вузов и взрослых, становится все более предметным и практико-ориентированным. А это значит, что акцент смещается с теории на реальные проекты учащихся, в том числе их стартапы. Кроме этого, развиваются формы, в которых студент может одновременно учиться и работать.

И наконец, образование перестает быть этапом в начале самостоятельной жизни, а становится непрерывным процессом, сопровождающим человека на протяжении всей жизни. Само понятие «профессии» устаревает — на смену ему приходит гибкий набор навыков и компетенций, необходимый для решения определенных задач. Этот набор можно дополнить новыми умениями и «пересобрать» из них другую профессию.

ПРИМЕРЫ ЗАДАЧ БУДУЩЕГО: создание образовательных траекторий; сопровождение ученика по образовательной траектории; разработка онлайн-курсов; разработка и сопровождение образовательных онлайн-платформ; организация проектной работы; разработка игропрактических инструментов и методик: проведение игровых образовательных мероприятий; разработка виртуальных миров для обучения; развитие метакомпетенций (командная работа, системное мышление, бережливое производство и др.); развитие когнитивных способностей (память, скорость чтения, концентрация и др.): обучение продуктивным состояниям сознания; разработка программ обучения и переобучения взрослых.

Новые тенденции и примеры профессий будущего в сфере педагогики и образования

Какими именно будут педагогические профессии будущего, к чему себя готовить, на кого учиться будущим педагогическим специалистам? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно разобраться, какие сегодняшние тенденции — самые важные. Мы предлагаем немного пофантазировать, основываясь на анализе перспективности направлений внутри педагогики.

Есть ли необходимость в том, чтобы учитель находился в одном помещении с учеником во время занятий? При хорошо организованной трансляции с отличным качеством звука и высоким разрешением ничего из рассказа преподавателя не потеряется. Онлайн-обучение и смешанное обучение набирают обороты уже сегодня.

Интернет — огромный и постоянно обновляющийся учебник, который всегда окажется актуальнее самой новой книги, выпущенной в типографии. Проблема в том, что без маяков и навигационных карт мы можем просто утонуть в море информации. Знание не уникально, не может быть кем-то монополизировано и никому не принадлежит. Сегодняшний школьник вполне способен почерпнуть знания по всем предметам из открытых источников. Если он читает материалы в сети и смотрит видеокурсы, путешествие по страницам учебника вместе с учителем только дублирует информацию и тратит время обоих. Зато учитель может помочь сформировать критерии поиска, научить отделять зёрна от плевел и предложить эффективный метод освоения материала.

Ещё в V веке до нашей эры Сократ продемонстрировал свой метод майевтики, построенный на том, что учёный помогал собеседнику познать самого себя и вызвать к жизни истину. Сократ не давал готовых решений, а задавал наводящие вопросы, позволяя ученикам добраться до ответов самостоятельно. Сейчас от учителя, как и во времена Древней Греции, требуется выяснить в диалоге объемы знания и незнания собеседника, а также дать ему представления о том, где и как искать информацию, как её оценивать и как интерпретировать. Кроме всего прочего, информация, которая встречается ученику во время поисков, может быть не только недостоверной, но и вредоносной — здесь возникает запрос поддержание безопасности психики и техники.

Часто первоклассник понятия не имеет, что должен принадлежать к одной из этих категорий. Но сегодняшняя школа ему объясняет — как правило, прививая неприятие к той или иной области знания, так что другая оказывается выбранной по остаточному принципу. То, что естественно-научные предметы вызывают у конкретного человека больше интереса, чем гуманитарные, не значит, что о вторых нужно забыть. Скорее, речь может идти о том, чтобы использовать дисциплины и подходы, вызывающие живой отклик, в качестве инструмента для освоения всего остального.

Задача личного куратора — разобраться в чужих потребностях и талантах и поддерживать ученика, следя за его прогрессом. Для этого не обязательно быть преподавателем всех дисциплин сразу. Нужно видеть картину в целом и иметь общее представление об учебном материале. От такого специалиста требуется на протяжении долгого периода сопровождать образовательный маршрут, участвовать в формировании образовательной программы, помогать с определением перспективные для ученика направления и рекомендовать область карьерного развития.

Современные тенденции таковы, что разработка индивидуальных маршрутов становится всё более востребованной. Другое дело, что самостоятельно справиться с этой задачей студенту, а, тем более, школьнику, непросто. Поэтому нужен представитель педагогической профессии, который скорректировал бы вектор и дал советы о том, как лучше распорядиться своим временем, как сдать необходимые минимумы и соблюсти баланс между разными интересами. Такой специалист должен обладать системным мышлением и знанием методологии преподавания.

Новая профессия: разработчик образовательных траекторий. Создает образовательные маршруты, составляет индивидуальные планы, выступает стратегом, работая в содружестве с тьютором-тактиком.

Мы все по-разному спим, имеем разные фазы активности и разный обмен веществ — учимся мы тоже не одинаково. На активность, продуктивность и способность концентрироваться влияют режим питания, расход потребляемых калорий, скорость «загрузки» после того, как мы проснулись. Некоторые дети быстрее «загораются», но также быстро теряют интерес, другие более склонны к методичной работе. То же относится и ко взрослым.

Многие учебные проблемы может решить система разминок и организация уроков физкультуры в соответствии с потребностями конкретного ученика, а не с тем, где есть «окна» в расписании. Классическая традиция образования, склонная к унификации, не учитывает этих сюжетов. Однако работа с личным консультантом по физическому развитию и распорядку дня способна сделать освоение наук более продуктивным, а также помочь хорошему самочувствию.

Иногда оказывается, что для того, чтобы запомнить количество информации, которое кажется нереальным, нужны только регулярные тренировки, понимание общих принципов работы памяти и знание методик, например, интервального повторения. Также существуют тренажёры для мозга — Lumosity, Elevate, NeuroNation, Викиум. Это приложения и сервисы, предназначенные для развития скорости, интеллекта и концентрации.

Впрочем, исследователи нейротехнологий скептически относятся к сервисам для брейн-фитнеса, которые существуют сейчас. Упражнения по развитию реакции, внимания и скорости мышления применяются человечеством уже сотни лет. Вместе с тем практика целенаправленного улучшения когнитивных функций в школе пока что тоже массированно не применялась.

Возможно, рано или поздно все учебники превратятся в игровые среды. Что же до ролевых социальных игр и живых квестов, то заниматься этим прямо сейчас на массовом уровне мешает только отсутствие традиции. Это означает, что кто-то должен заниматься разработкой и внедрением образовательных игр, виртуальных симуляторов, игровых онлайн-миров, создавать сценарии событий и кейсов, задавать условия, вести учеников по игре и давать им советы в качестве NPC (неигрового персонажа).

Посмотрите видеофрагмент лекции «Атлас новых профессий», в котором рассказывается о новых педагогических профессиях, в том числе и связанных с образовательными играми.

Нажмите на значок

Когда единственным стимулом решать задачу является то, что её проверят, это слабая мотивация. Однако если построить учебный план так, чтобы решение задач было необходимо для конкретных целей, не сделать этого станет невозможно по механике. Задания выполняются, а знания усваиваются, когда служат условием для дальнейшего движения. С этой точки зрения ориентированность на практику — полезный тренд.

Умение создавать оригинальные проекты и ставить задачи самому себе станет в будущем особенно актуальным. Если алгоритм способен найти и привести любые данные, систематизировать их и выполнить другую механическую работу, тогда что же нам остается? Понимание, творчество, целеполагание, умение создавать — вот те качества, которые «защитят» нас от машин и будут востребованными в эпоху автоматизации.

В связи с этим станут востребованы специалисты, которые имеют опыт реализации успешных некоммерческих и коммерческих проектов, в разработке которых использовался материал конкретных дисциплин. Акценты при этом расставляются так, что изучение теории поддерживает практику.

Новая профессия: специалист-педагог по проектам. Помогает создавать проекты, связанные с конкретными техническими, экономическими, социальными, природоохранными и прочими разработками учащихся.

Посмотрите видеофрагмент «ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО: ОБРАЗОВАНИЕ. Профессия „Менеджер образовательных проектов“».

Нажмите на значок

Итак, образование будущего вскоре сможет победить ряд ограничений — например, расстояние. С онлайн-курсами и вебинарами учиться у преподавателей из разных частей страны или мира не составит труда.

Индивидуализация образования изменит представление о возрасте, в котором осваиваются те или иные предметы и темы, и вопрос «в каком ты классе?» рано или поздно утратит смысл. Скорее, речь будет идти о том, какое количество умений и навыков ученик приобрёл за определенное количество лет. Границы между школьным обучением, университетским образованием и повышением квалификации работающего специалиста, размоются: мы будем учиться всю жизнь.

Симуляторы, тренажеры и видеоигры рано или поздно вытеснят привычные средства. Опасаться тут нечего, но также важно понимать, что технологии являются только инструментом учебного процесса, а не его заменой. Чем больше вокруг нас роботов и компьютеров, тем больше ответственности, креативности и системности мышления требуется от специалистов — иначе они не будут конкурентоспособны.

Развитие технологий неизбежно вдохнёт новую жизнь в физкультуру, причём занятиями в зале будет не отделаться. Забота о физическом здоровье станет комплексной, тесно переплетаясь с практиками по повышению когнитивной продуктивности и психологического комфорта.

Так выглядят прогнозы в области сферы образования, основанные на том, какие тренды сегодня выходят на первый план. Может показаться, что всё это сюжеты для фантастических романов, однако будущее в стиле sci-fi уже наступает.

Задание для обсуждения с учителем (можно на форуме или в видеокомнате)

Посмотрите видеофрагмент о школе через 100 лет. Поделитесь с учителем, что вам понравилось в школе будущего? Чтобы вы хотели перенести в современную школу?

Нажмите на значок

Это интересно

Увлекательные статьи о педагогических профессиях будущего, размещенные в сети Интернет:

Образование — наше будущее (или 10 самых востребованных учебных профессий)

Профессия будущего. Почему преподавателям следует уйти в онлайн

Для будущих абитуриентов

Что такое индивидуальные достижения? Почему они важны при поступлении в вуз? Об этом вы можете узнать, прочитав статью «Учет индивидуальных достижений при поступлении»

Вы собираетесь поступать в вуз? Узнайте, почему полезно узнать о конкурсе прошлого года: Конкурс в вуз

Хотите узнать, какими будут вузы будущего? Познакомьтесь с мнением эксперта

Где можно получить педагогическое образование в Санкт-Петербурге:

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы Педагогический колледж № 1 имени Некрасова (Некрасовский колледж) Педагогический колледж № 2 Педагогический колледж № 4 Педагогический колледж № 8 Санкт-Петербургское музыкально-педагогическое училище

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть