Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями

Программа по предпрофильному развитию детей старшего дошкольного возраста «Знакомство детей с трудом взрослых через использование игровых технологий»

  • Ветохина Асия Якуповна, заместитель заведующего по научно — методическому обеспечению
  • Дмитренко Зоя Степановна, заместитель заведующего по воспитательной работе
  • Жигналь Елена Николаевна, воспитатель
  • Краснощекова Галина Васильевна, воспитатель
  • Савельева Ольга Владимировна, воспитатель

Разделы: Работа с дошкольниками

Актуальность.

Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь приносила удовлетворение? Профессия человеку нужна не сама по себе. Она необходима ему не только для того, чтобы кормить себя и свою семью, быть востребованным обществом и получать от него признание. Она нужна в первую очередь для того, чтобы создать свой имидж, отражающий уникальность человека, достичь определенного социального статуса. Человек существует не ради самого себя, а для того, чтобы состояться, быть самостоятельным.

В наши дни профессий стало очень много. Их уже много тысяч. И все время появляются все новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.

Однако сам ребенок реализовать себя может не всегда. Осознать значимость труда, войти во взрослую жизнь с уже сформированными представлениями о труде и уметь ориентироваться в мире профессий, ему должны помочь взрослые, которые находятся рядом с ним с самого рождения (родители, воспитатели, педагоги).

Часто родители, спрашивают: в каком возрасте лучше ориентировать детей на выбор будущей профессии? Практика работы с дошкольниками показывает, что начинать раннюю профессиональную ориентацию нужно уже с детского сада. Профессиональная ориентация, как педагогическая категория означает процесс ознакомления детей с различными профессиями и видами труда и оказание помощи в выборе своей будущей профессии в соответствии с имеющимися склонностями и способностями.

Очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие. Часто дети выбирают те же профессии, которые имеют их родители. Так рождаются династии врачей, учителей, рабочих, ученых, артистов и др. Поэтому, основное направление в работе с детьми старшего дошкольного возраста ориентировано на: выявление на ранних ступенях развития способностей детей дошкольного возраста, к разным видам деятельности; обеспечение реализации интересов, способностей, склонностей дошкольников.

Целевая аудитория — дети дошкольного возраста 5 — 6 лет, педагоги, родители воспитанников.

Цель программы по предпрофильному развитию детей старшего дошкольного возраста.

Задачи программы.

  • Систематизация работы по предпрофильному развитию детей старшего дошкольного возраста
  • Расширение представлений детей о различных профессиях
  • Обеспечение реализации интересов, способностей, склонностей детей к разным видам деятельности
  • Знакомство со спецификой профессиональной деятельности представителей производственной сферы города
  • Формирование элементарных трудовых навыков
  • Развитие ключевых компетентностей дошкольников
  • Создание условий для самореализации творческих способностей детей
  • Развитие умения применять полученные знания о трудовой деятельности взрослых в сюжетно-ролевых играх
  • Воспитание уважения к труду взрослых

Интегративность программы.

Реализация программы по предпрофильному развитию детей старшего дошкольного возраста предполагает интегрированный подход — включение содержания программы во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. При этом использование принципа интеграции позволяет в полной мере решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания в разнообразных видах детской деятельности.

Формы работы с детьми старшего дошкольного возраста (5—6лет).

Весь материал систематизирован и представлен в наиболее приемлемых формах: проведение бесед, дидактических, сюжетно-ролевых игр, компьютерных программ, экскурсий, встреч с людьми разных профессий, культурно — досуговых мероприятий, с использованием ИКТ. Работа с детьми планируется воспитателем дифференцированно в утренние и вечерние часы, которая проводится в свободной деятельности детей. В соответствии с планом реализации программы 1 раз в неделю проводится одно мероприятие. В приложении программы представлен календарный план праздников и дополнительный материал, который можно использовать в работе с детьми при проведении праздничных мероприятий и работе с родителями. Кроме того, дидактические игры рекомендуются родителям для занятий с детьми дома.

Эффективной формой работы с детьми является использование информационно — коммуникационных технологий — компьютерных программ с познавательными заданиями и проблемными ситуациями, видеофильмы. Использование ИКТ в формировании у детей представлений о разных профессиях имеет огромное значение, так как информационно — коммуникативные средства — это то, что требует современная модель обучения на современном этапе образования.

Организация работы строится с учетом принципов, которые взаимосвязаны и реализуются в единстве:

Принцип системности. Организация последовательных мероприятий в течение учебного года.

Адресный подход, который предполагает учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Принцип интеграции. Содержание программного материала может естественно и ограничено интегрировать в целостный педагогический процесс.

Принцип наглядности.

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Формирование у детей представления о разных профессиях невозможно только в рамках детского сада, поэтому особое место отводится работе с родителями. Составлен план сотрудничества с семьей по направлениям:

Информационно-аналитическое (выявление интересов, потребностей, запросов родителей).

Познавательное (ознакомление с психологическими, возрастными особенностями детей).

Наглядно-информационное.

Досуговое.

Составлен план совместной деятельности с межведомственными организациями. (Сотрудниками ГИБДД, ПЧ, нефтегазодобывающего комплекса, эколого-краеведческим музеем, средствами массовой информации, с шефами и детскими дошкольными учреждениями.)

Представлен инструментарий для оценивания качества и уровня образованности детей дошкольного возраста по формированию у детей дошкольного возраста представления о труде взрослых.

Мониторинг с детьми проводится 2 раза в год: (сентябрь, май) Результаты вносятся в журнал, что позволяет корректировать индивидуальную работу.

Реализация программы.

В содержании программы систематизирован методический материал по формированию у детей дошкольного возраста представления о разных профессиях. Беседы, экскурсии, дидактические, сюжетно-ролевые, компьютерные игры, презентации разработаны с учетом бытовых условий, среды проживания, психологических особенностей лет и включают в себя задачи для детей дошкольного возраста 5-6 лет.

  1. Расширить и уточнить представления детей о профессиях.
  2. Формировать представления о взаимосвязи труда людей разных профессий.
  3. Расширить знания о правилах обращения с инструментами и бытовой техникой.
  4. Развивать умение отражать полученные представления о трудовой деятельности взрослых в сюжетно-ролевых играх.
  5. Воспитывать уважение и благодарность к людям разных профессий.

Элементом авторства является разработанное перспективное годовое планирование учебного материала по формированию у детей представления о разных профессиях для старшего дошкольного возраста (5-6лет) с использованием ИКТ. Значительное место отведено практическим формам обучения: наблюдению, целевым экскурсиям, во время которых дети будут узнавать на практике о значении труда каждого человека, почетности и важности профессии. Разработаны рекомендации для воспитателей, родителей, план по работе с родителями и другими межведомственными организациями. Составлен соответствующий вопросник для детей, критерии которого позволяют отследить эффективность усвоение знаний детей по теме.

Оригинальность разработки заключается в использовании ИКТ — нетрадиционного подхода к процессу формирования мотивационной готовности дошкольника, к занятиям по ознакомления детей с профессиями.

Просмотр и обсуждение с детьми документальных фильмов о профессиях, о взаимосвязи труда людей разных профессий.

Компьютерные программы с познавательными заданиями и проблемными ситуациями.

Материал, предоставленный в методической разработке, внедряется в работе с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Специально подобранные методы, приемы, используемых на занятиях, экскурсиях, в игровой деятельности значительно расширяют и углубляют знания детей о профессиях.

Механизм реализации программы по предпрофильному развитию детей старшего дошкольного возраста размещен в Приложении 1.

Этапы реализации программы.

Подготовительный этап (2011 г.) — разработка программы, создание условий, подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, подбор иллюстративного материала по данной проблеме, атрибутов для игровой, театрализованной деятельности. Подготовка нормативно — правовой базы.

Проектировочный этап (2011 гг.) — разворачивание образовательного события.

Внедренческий этап (2011–2012 гг.) — реализация мероприятий, обобщение педагогического опыта.

Ожидаемый результат.

Создание организационно — педагогических условий для развития способностей детей к разным видам деятельности

Развитие у детей старшего дошкольного возраста информационной, коммуникативной, социальной, деятельностной компетенции с помощью применения информационно — коммуникационных технологий

Модульная (блочная) система ознакомления детей с профессиями.

Мониторинг эффективности реализации программы предпрофильного развития детей старшего дошкольного возраста, мониторинг развития профориентированных способностей дошкольников размещены в Приложении 2.

Приложение 3 Приложение 4 — Календарные планы праздников Приложение 5 — Азбука профессий Приложение 6 — Загадки о профессиях Приложение 7 — Сюжетно-ролевые игры Приложение 8 — Дид. игры по профессиям Работа с родителями

Литература

  1. Епифанова О.В. Развитие речи. Окружающий мир: дидактический материал к занятиям в подготовительной группе.
  2. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста.
  3. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3–7 лет.
  4. Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей.
  5. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях.
  6. Программа развития профильного образования в системе образования г.Муравленко «Профильное образование»
  7. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.
  8. Используемые сайты интернета: www.Viki.rdf.ru http://pochemu4ka.ru/ www.SkyClipArt.ru! http://community.livejournal.com/presentasii/1348.html

2.08.2012

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть