Отрасли экономики

Основные отрасли экономики

Промышленность

Самарская область является одним из ключевых регионов «промышленного ядра» России.Область имеет широкий спектр отраслей: машиностроение, роль которого в экономике была и остается доминирующей благодаря АвтоВАЗу; энергетика и добыча экспортных ресурсов (нефтяная промышленность); отрасли первого передела (цветная металлургия, химия), переориентировавшиеся на мировой рынок; отрасли импортозамещения (пищевая промышленность, производство стройматериалов). По оценкам аналитиков, в России немного регионов с такой сложной и, в то же время, достаточно устойчивой структурой экономики. О тносительно близки к нам Татарстан и, отчасти, Пермская область.

По показателям промышленного развития, Самарская область входит в десятку самых успешных регионов России. Ее удельный вес в общем объеме производства промышленной продукции России составляет около 4%. По абсолютному объему промышленной продукции и по производству на душу населения область занимает первое место среди регионов Приволжского федерального округа и пятое-шестое место среди субъектов Российской Федерации; при этом среднедушевое производство превышает российский показатель более чем в полтора раза. Инновационная активность предприятий Самарской области в полтора-два раза выше, чем в среднем по России. Область стабильно занимает первое место в России по производству легковых автомобилей, подшипников качения, синтетического аммиака и линолеума. Область является энергетическим донором страны, имея положительное сальдо баланса электроэнергии.

В 2004 году сохранились позитивные тенденции роста промышленного производства Самарской области. Объем промышленного производства в сопоставимых ценах составил к уровню 1990 года 88%, в то время как по России в целом – 70%. В настоящее время область приближается к уровню своего промышленного производства 1991 года, опережая Россию в целом более чем на год.

Динамика промышленного производстваСамарской области и России (в % к 1990 г.)

Прирост промышленного производства в Самарской области в 2004 г. относительно предыдущего года составил 7,9%, что значительно выше, чем в 2003 г. — 5,7%. Среди 13 регионов России, имеющих промышленный потенциал, схожий с потенциалом Самарской области и по величине производства, и по отраслевой структуре, Самарская область по темпу роста заняла в 2004 году шестое место. Основные факторы, определившие положительную динамику производства – активизация внутреннего спроса на инвестиционные и потребительские товары, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура для основных товаров российского экспорта. Рост производства достигнут в восьми из двенадцати значимых отраслей. При этом в ряде отраслей специализации рост весьма значителен: в машиностроении – 108,6%, в химической и нефтехимической промышленности – 113,1%, в топливной промышленности – 103,7%, в промышленности строительных материалов – 130,9%. Снижение производства произошло в четырех отраслях: электроэнергетике, цветной металлургии, легкой, мебельной и деревообрабатывающей промышленности. Во II полугодии 2004 г. интенсивность роста несколько замедлилась, что подтверждается увеличением остатков готовой продукции собственного производства на 16% за этот же период, против 8% за I полугодие 2004 года. Темп роста промышленного производства за II полугодие снизился с 111,1% за январь — июль до 107,9% за январь – декабрь, то есть на 3,2 процентных пункта, в то время как по России в целом снижение составило 0,9 процентных пункта.

Динамика промышленного производства в Самарской области и России за 2004 год (с начала года в % к соответствующему периоду 2003 года)

Темпы роста промышленного производства могли быть несколько выше, если бы не наблюдалось ускорение инфляции издержек производства. За 2004 год цены производителей промышленной продукции Самарской области возросли на 21%, тогда как за 2003 год – лишь на 12%.

Динамика прироста цен промышленности и потребительской инфляции в Самарской области (в % к декабрю предыдущего года)

Ускорение темпов роста цен было обусловлено, в первую очередь, более высоким увеличением цен и тарифов в топливной промышленности – на 87,5%, в том числе в нефтедобывающей промышленности – в 2,1 раза и в нефтеперерабатывающей промышленности – на 23%, а также в химической промышленности – на 34% и электроэнергетике – на 16,4%.Изменения в системе цен производителей таковы, что они в первую очередь снижают конкурентоспособность отечественной продукции. Негативная тенденция роста цен производителей промышленной продукции приводит к удорожанию товаров отечественного производства, что затрудняет их реализацию на внутреннем рынке. Из-за снижения рентабельности производства, ориентированного на внутренний рынок, возможности для наращивания инвестиций будут ухудшаться. В результате инвестиционный спрос на отечественную продукцию может сократиться, а предприятия, располагающие достаточными финансовыми ресурсами, будут увеличивать закупку оборудования по импорту.

Отклонение отчетных значений за 2004 год от прогнозных (в %)

Прогноз промышленногоразвития Самарской области на 2004 год осуществлялся, в основном,  исходя из сложившейся в начале 2003 года ситуации в ОАО «АвтоВАЗ». На предприятии продолжался спад производства, связанный с кризисом сбыта продукции. В связи со сложностью прогнозирования дальнейшего развития российского автомобильного рынка, в прогноз на 2004 год были заложены умеренные темпы развития. Отклонение отчетных данных от прогнозируемых составило по итогам 2004 года по I варианту 4,4 п.п., по II варианту 2,4 п.п., что несколько превышает аналогичные характеристики по России.Значительное отклонение от прогнозных значений и по России, и по Самарской области произошло по индексам цен производителей промышленной продукции, в связи с беспрецедентно высоким ростом мировых цен на сырье и энергоносители.

Динамика роста производства и производительности труда в промышленности в 2003-2004 гг., (% к предыдущему году)

Рост промышленного производства и производительности труда в промышленности (% к предыдущему году)

Для Самарской области характерна динамика ускорения темпов прироста промышленного производства и производительности труда, для России – динамика их замедления.В современных условиях направления и пропорции будущего экономического развития определяются инновационными процессами.  Высокая концентрация научного, образовательного и производственно-технического потенциала Самарской области создают благоприятные условия для развития инновационного бизнеса, превращения инновационной деятельности в основной долгосрочный источник экономического роста. В области начата активная реализация областной программы «Инновации – Производство — Рынок». Впервые проведен конкурс инновационных проектов. Десять лучших проектов получили из областного бюджета финансирование на возвратной основе.В отраслевом разрезе основное влияние на изменение физического объема производства Самарской области оказывает автомобильная промышленность, занимающая 42,3% в объеме производства области и 80,6% в машиностроении и металлообработке. В 2004 году выпуск продукции в автомобильной промышленности увеличился по сравнению с 2003 годом на 8,6%. Предприятиями отрасли произведено 795,4 тысяч легковых автомобилей, что на 5,9% больше, чем за предыдущий год. В ОАО «АвтоВАЗ» в 2004 году было произведено почти 718 тысяч автомобилей, что больше, чем в 2003 году на 2,6%. На предприятия внешней сборки направлено автокомплектов почти на 40% больше, чем в 2003 году, произведено запчастей на 23%. Поставки автомобилей на экспорт сохранились на уровне 2003 года – около 92 тысяч штук.Главным достижением года стало открытие нового комплекса по сборке автомобилей семейства LADA KALINA – первого автомобиля, созданного в условиях рыночной экономики, в процессе работы над которым был освоен целый ряд передовых технологий, материалов и комплектующих.Данный проект позволит укрепить позиции Волжского автозавода на российском и международном рынке в связи с тем, что конкурентоспособность традиционных моделей ВАЗа снижается, и значительно растут продажи на территории России новых иномарок.

В России сектор покупателей отечественных автомобилей продолжал оставаться значительно шире сектора покупателей импортных автомобилей и увеличился за 2004 год на 9,3%. Однако, продажи новых иномарок выросли почти на 84%, при снижении продаж подержанных иномарок на 20%.Структура потребительского спроса смещается в сторону более дорогих и более качественных моделей. Другим крупным проектом ОАО «АвтоВАЗ» стало оснащение всех автомобилей семейства LADA 110 новым двигателем объемом 1,6 л. В этом двигателе реализован ряд конструктивных изменений, заметно улучшивших основные технические характеристики и повысивших надежность работы. Новый двигатель для автомобиля LADA 110 позволяет выполнять современные и перспективные европейские нормы токсичности стандарта Евро-3, в его конструкции также заложена база для выполнения норм токсичности стандарта Евро-4.Кроме этого с целью повышения экологичности заднеприводных автомобилей проведена работа по внедрению в производство электронной системы управления двигателем. Применение этой системы и системы снижения токсичности позволило добиться выполнения норм токсичности стандарта Евро-2, а, следовательно, улучшить потребительские свойства заднеприводных машин.Продолжилась работа, направленная на улучшение качества автомобилей, в результате чего,  количество несоответствий и затраты на их устранение в гарантийной эксплуатации, в сравнении с 2003 годом, снизились на 12% и 16% соответственно. Этому же способствовало совершенствование взаимоотношений с поставщиками: обязательным требованием, включенным в контракты, является наличие у поставщика системы менеджмента качества, соответствующей требованиям ИСО 9001:2000.В ЗАО «Джи Эм-АвтоВАЗ» выпущено 57 587 автомобилей. В конце 2004 года существенно возрос спрос на автомобили «Шевроле-Нива»,  и остатки готовой продукции на предприятии были незначительные. Этому во многом способствовало улучшение качества автомобилей и развитие дилерской сети. Основная часть продаж приходится на российский рынок (из них более 30% реализации в Поволжье, 20% — в Москве). Завод начал выпускать автомобиль «Шевроле-Нива» с двигателем Opel объемом 1,8л. Эта модификация будет продаваться в Европе. Начато производство нового автомобиля – пассажирского седана «Шевроле-Вива» на базе платформы «Opel — Astra». Значительного роста объемов производства и реализации продукции добилось в 2004 году ЗАО «АКОМ». Благодаря внедрению в производство, никогда ранее не применявшейся в России, новейшей технологии, выпускаемые аккумуляторные батареи имеют высокое качество. Основным потребителем является ОАО «АвтоВАЗ», которое присвоило предприятию звание «Отличный поставщик ОАО «АвтоВАЗ». ЗАО «АКОМ» является эксклюзивным поставщиком аккумуляторных батарей для ЗАО «Джи Эм-АвтоВАЗ». Прорабатывается вопрос поставок продукции на европейские заводы.Оборонный комплекс Самарской области представлен пятью отраслями из девяти, традиционно относящимися в России к ВПК: это авиационная промышленность, ракетно-космическая, производство боеприпасов и спецхимии, судостроительная и радиопромышленность.В общем объеме продукции военно-промышленного комплекса России Самарская область занимает 1,6%. Однако, в этом секторе по-прежнему занято около 140 тыс. работников, что превышает 10% от общероссийской реальной занятости в военной промышленности. Таким образом очевиден разрыв в производственной деятельности предприятий ОПК области и их социальной значимости на рынке труда. Самым динамично развивающимся сектором является ракетно-космическая промышленность, в основном за счет активного её вовлечения в программы международного сотрудничества. В ноябре 2004 года стартовала новая российская ракета-носитель «Союз-2-1А», разработанная и изготовленная в государственном научно-производственном ракетно-космическом центре «ЦСКБ-Прогресс». Успешный испытательный старт нового российского носителя «Союз-2» является первым шагом в развитии программы будущих запусков ракет этого типа с космодрома Куру во Французской Гвиане.За 2 полугодие 2004 года улучшилось экономическое положение ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова» в связи в реализацией ряда крупных контрактов с акционерными обществами «Самараэнерго» и «Самараавиагаз». Продолжилась работа по возрождению двигателя НК – 33, который предлагается использовать в программе «Союз-2-3».В значительной степени развитие ОПК области зависит от объемов финансирования государственного оборонного заказа. Однако, проведение инвентаризации мобилизационных мощностей и совершенствование системы формирования гособоронзаказа,  до сих пор является важнейшей не реализованной задачей федеральных органов власти.В целом оборонно-промышленный комплекс области завершил 2004 год почти на уровне 2003 года (индекс физического объема составил 100,5 %). Лидером роста остается химический комплекс области — по объему годового производства занимает второе место в структуре промышленности региона. В течение года отрасль демонстрирует высокую динамику развития. Индекс физического объема химической и нефтехимической промышленности в 2004 году составил 113,1% по сравнению с 2003 годом. Высокие результаты получены за счет увеличения выпуска аммиака, минеральных удобрений, синтетических каучуков, смол и пластмасс, изделий из пластмасс, метанола и других видов продукции. В области выпускается около 23% российских синтетических каучуков и аммиака, более 5% синтетических смол и пластмасс, более 4% минеральных удобрений. Запущены новые производства на предприятиях «Куйбышевазот» и «Тольяттикаучук». Все это позволяет увеличить количество рабочих мест, успешнее решать социальные проблемы, платить налоги и т.д.В ЗАО «Куйбышевазот» в апреле 2004 года получена первая партия новой продукции – высокопрочной технической нити, сырьем для которой служит собственный гранулят полиамида-6. Мощность производства нити составляет 7 тыс. тонн в год. В августе состоялся пуск третьего этапа проекта «Полиамид-6» — производства кордной ткани, ориентированной в основном на внутренний рынок, в то время как большая часть полиамида и технической нити поставляется на экспорт. Финансирование проекта осуществлялось за счет собственных средств, привлечения кредитных ресурсов Сбербанка России и инвестиционного налогового кредита, выделенного по решению Губернатора области. Создание нового производства увеличивает прибыль предприятия, налоговые отчисления в бюджеты всех уровней, создает новые рабочие места.Рост объемов производства других видов продукции предприятия является результатом модернизации производства, осуществлением стратегии диверсификации, а также благоприятной конъюнктуры на рынке минеральных удобрений и аммиака.ОАО «Тольяттиазот» — крупнейший производитель аммиака. Исходным сырьем для его производства служит газ. В 2004 году завод решил проблему обеспечения сырьем — получил доступ в магистральный газопровод РАО «Газпром» в обход ООО «Средневолжская газовая компания» («СВГК»). Это позволит снизить затраты на оплату потребляемого газа. Кроме того, для сокращения потребления газа и электроэнергии предполагается осуществить модернизацию предприятия за счет средств Европейского банка реконструкции и развития.ОАО «Тольяттиазот» вошло в состав инвесторов строительства нового порта на мысе Железный Рог в Краснодарском крае, через который будет транспортироваться 6 млн. тонн аммиака в год. В ООО «Тольяттикаучук» состоялась церемония ввода в эксплуатацию нового сушильного агрегата бутадиенстирольного каучука. Его применение позволит увеличить объем производства каучука на 30 тыс. тонн или более, чем на 10%. На завершение строительства новой сушилки головной компанией «АК «Сибур» целевым финансированием было выделено 22 млн. рублей.Один из видов продукции предприятия – бутилкаучук – удостоен звания товара-лауреата программы «Сто лучших товаров России». В нефтедобывающей промышленности прирост промышленного производства за 2004 год составил 3,2%. Из недр извлечено 13,4 млн. тонн нефти, что более чем на 3% превышает уровень добычи 2003 года. Стабильный рост добычи углеводородного сырья с 1999 года обусловлен применением новых технологий интенсификации нефтедобычи. В настоящее время эксплуатируются, в основном, старые месторождения, которые постепенно истощаются. Для сохранения и, тем более, роста нефтедобычи необходима разработка новых, более труднодоступных участков. В разработке нефтяных месторождений области занято около десятка добывающих предприятий. Доля основного производителя отрасли – ОАО «Самаранефтегаз» — остается очень высокой (более 96% нефтедобычи). Данное предприятие – дважды Лауреат регионального конкурса «Компания года»,  как самое динамично развивающееся предприятие топливно-энергетического комплекса области.Рост производства в нефтеперерабатывающей промышленности составляет 5,2%. Продолжает изменяться структура производства нефтепродуктов в сторону увеличения выпуска высокооктановых бензинов. ОАО «Сызранский НПЗ» начал выпуск нового вида высококачественного автомобильного дизтоплива; ОАО «Новокуйбышевский НПЗ» приступил к выпуску бензина, отвечающего требованиям европейского стандарта Евро-2, выпускаемого пока только в США и Европе. В ООО «Новокуйбышевский завод масел и присадок», признанном по итогам регионального конкурса «Компания года» лидером нефтепереработки области, введены в строй 3 новых цеха фасовки масел, продолжается автоматизация производственных процессов. Продукция предприятия востребована потребителями 53 регионов России и ближнего зарубежья благодаря высокому качеству как фасованных, так и крупнотоннажных масел. В строительном комплексе области в 2004 г. сохранилась тенденция роста производства строительных материалов — 130,9%. В настоящее время по многим видам стройматериалов, изделий и конструкций предприятия отрасли не только полностью обеспечивают внутренние потребности области, но и уверенно выходят на строительный рынок соседних регионов России. В электроэнергетике наблюдается небольшой спад производства на 1,2%. В основном это произошло за счет снижения объемов производства теплоэнергии почти на 5%. Вместе с тем возросла выработка электроэнергии, в целом по области она увеличилась на 1,5%. В ОАО «Жигулевская ГЭС» производство электроэнергии превысило среднегодовую выработку за последние 10 лет и составило около 11,3 млрд. квт/час, что почти на 10 % выше плановых заданий 2004 года. Это достигнуто за счет максимально эффективного использования водных ресурсов во время обильного половодья 2004 года, проводимой модернизации производственного оборудования и внедрения современной системы управления производственными процессами.В цветной металлургии в 2004 г. произошло снижение производства почти на 9% из-за падения заказов на ее продукцию прежде всего на внешнем рынке. В конце 2004 года ОАО «Самарский металлургический завод», входящий в состав компании «Русский алюминий», перешел в собственность американской корпорации «Alcoa», являющейся лидером мировой алюминиевой индустрии. Это должно привести к повышению эффективности деятельности предприятия и увеличению загрузки его мощностей.Несмотря на снижение производства, на предприятии в течение 2004 г. продолжилась реализация проектов по модернизации оборудования. В рамках проводимой инвестиционной программы, на заводе завершено строительство новых печей обжига рулонов фирмы Fata Hunter, начатого в 2002 г., и запущена часть модернизированного оборудования, что позволит значительно улучшить качество выпускаемой продукции. Вторым, введенным в 2004 г. объектом,стал модернизированный стан холодной прокатки «1800», эксплуатация которого позволит увеличить скорость проката до 1260 метров в минуту и получать точную толщину ленты.Легкая промышленность, практически, перестала иметь какое-нибудь существенное значение в экономике Самарской области. Ее удельный вес на протяжении последних 3 лет составляет 0,3%. Стагнация в отрасли объясняется снижением спроса на продукцию отечественной легкой промышленности, а также увеличением потребления импортных текстильных материалов и изделий. Являясь приближенной моделью развития и состояния экономики страны в целом, экономика Самарской области в ее промышленной составляющей рельефно отражает общероссийские тенденции и системные проблемы.Структура промышленного комплекса области по характеру рынков, размеру и значению предприятий, конкуренции, характеру собственников и корпоративного контроля весьма полярна. На нашей территории работают мощные трансроссийские компании, являющиеся активными участниками мирового рынка. Их штаб-квартиры расположены, как правило, за пределами области, и, соответственно, за пределами области, и нередко в отрыве от ее интересов, вырабатываются важнейшие стратегические решения, влияющие на параметры развития территории. Возможности влияния региональной власти на политику крупных корпораций очень ограничены — фактически, речь идет о партнерстве в развитии региона.Значительную долю занимают авиационно-космические и оборонные предприятия, чей рынок носит принципиально иной характер. Покупатели продукции этих предприятий — либо федеральный бюджет, либо иные государства, либо крупные компании с государственным участием. В отношении состояния и перспектив развития оборонно-промышленного комплекса — едва ли не все зависит от наличия федеральной промышленной политики. Такое сочетание создает значительные сложности в регулировании развития социально-экономической системы области. Региональной власти, на протяжении многих лет, удается выстраивать эффективное партнерство с бизнесом; диалог основан на широком арсенале средств и инструментов и носит конструктивный характер. Мы используем как традиционные способы выработки согласованных решений, так и новые формы продвижения взаимных интересов. Так, Самарская область стала первым регионом России, где областным Правительством создано Рейтинговое агентство. Задачей Агентства является разработка и присвоение инвестиционных и кредитных рейтингов предприятиям и организациям Самарской области, регулярное издание аналитических обзоров по основным отраслям экономики, осуществление мониторинга финансовых и товарных рынков.Основными направлениями деятельности Правительства Самарской области являются следующие:в целях повышения конкурентоспособности промышленного комплекса: проведение активной промышленной политики, направленной на решение проблем инвестиционного и инновационного обеспечения экономического роста, поддержку эффективных собственников, создание новых рабочих мест, реализация закона «Об основах промышленной политики в Самарской области»;- продолжение реализации «Мероприятий по развитию сотрудничества промышленных предприятий Самарской области с ОАО «АвтоВАЗ» в 2001-2005 годах»;- реализация «Мероприятий по поддержке предприятий оборонно-промышленного комплекса Самарской области на период до 2010 года»;- продолжение реализации областной целевой программы «Развитие авиации общего назначения (малой авиации) в Самарской области» на 2001-2005 годы;- создание территориально-производственных кластеров, объединяющих научные, промышленные и финансовые организации в одну систему, направленную на достижение конкурентных преимуществ;в целях формирования комплексной региональной инновационной системы:— реализация областной целевой программы «Инновации – Производство — Рынок» на 2003-2006;- проведение третьей ярмарки инноваторов и бизнес-ангелов Приволжского федерального округа «Российским инновациям – российский капитал»;- разработка проекта закона «О государственной поддержке инновационной деятельности в научно-технической сфере на территории Самарской области».

Агропромышленный комплекс

Объем валовой продукции сельского хозяйства в 2004 году во всех категориях хозяйств составил 102,5 % к уровню 2003 года, в том числе продукции растениеводства – 106%, продукции животноводства – 97,4% (индекс физического объема продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств по Российской Федерации составил 101,6%, по Приволжскому Федеральному округу – 101,2%).В 2004 году в регионе первостепенное внимание уделялось использованию земли — основного средства производства в сельском хозяйстве. Органами исполнительной власти Самарской области был подготовлен и начал реализовываться комплекс организационно — институциональных мероприятий, направленных на стимулирование регистрации прав собственности на земельные участки с целью защиты интересов их собственников, повышения экономической эффективности землепользования, формирования налогооблагаемой базы сельских муниципальных образований. В продуктивный оборот было возвращено 57 тыс.га. Валовой сбор зерна в весе после доработки в 2004 году составил 1407,8 тыс. тонн, что на 1,6 % выше уровня прошлого года, Увеличение производства зерна обусловлено увеличением посевных площадей на 9,7% по сравнению с прошлым годом. Урожайность зерновых культур в весе после доработки снизилась с 13,3 ц/га в 2003 году до 11,9 ц/га в 2004 г. Такая ситуация сложилась не только из-за неблагоприятных погодных условий в период созревания зерна, но и вследствие низкого технологического уровня производства. В 2004 году сельскохозяйственными организациями области было внесено 16,5 кг минеральных удобрений на 1 га посевов (2003 год — 9,3 кг), что намного меньше современных требований эффективного производства. В 2004 году в растениеводстве области продолжались качественные технологические изменения. По ресурсо- и влагосберегающим технологиям или с использованием их отдельных элементов,  зерновые культуры возделывались на площади более 560 тыс. га, что на 45% больше, чем в 2003 году. Передовые хозяйства, строго соблюдающие все технологические параметры на протяжении нескольких лет, добились хороших экономических показателей, наглядно продемонстрировав преимущества новых агроприемов. Переход на современные технологии производства позволил сохранить тенденцию улучшения качественных характеристик продовольственного зерна. В 2004 году более 57,0% урожая пшеницы соответствует продовольственным кондициям (на уровне прошлого года), тогда как в 2002 году этот показатель составлял 50,5%, а в 2001 году – 37%. Валовой сбор сахарной свеклы в 2004 году составил 65,1 тыс. тонн или 85,3% к уровню прошлого года. Снижение объемов производства произошло за счет уменьшение урожайности с 153,4 ц/га в 2003 году до 122,9 ц/га в 2004 году.Возделывание подсолнечника в условиях Среднего Поволжья остается одним из наиболее прибыльных направлений агробизнеса. В 2004 году в области было произведено 200,0 тыс. тонн маслосемян или 104,2% к уровню прошлого года, урожайность данной культуры – 8,1 ц/га (в 2003 году- 8,2 ц/га). В последние годы отмечается стабилизация удельного веса этой культуры в структуре посевных площадей на уровне 13%, что соответствует агротехническим и агроэкологическим требованиям.В 2004 году в области увеличились объемы производства картофеля и овощей. За прошедший год во всех категориях хозяйств валовой сбор картофеля составил 620,1 тыс. тонн, овощей – 276,2 тыс. тонн, что выше уровня 2003 года на 7,3 % и 14,4% соответственно. В сельскохозяйственных организацииях урожайность картофеля составила 221,0 ц/га (254,7 ц/га в 2003 году), овощей – 215,3 ц/га (203,3 ц/га в 2003 году).С учетом сложившихся тенденций развития животноводства, в 2004 году объемы производства мяса в живом весе остались на уровне 2003 года и составили 147,9 тыс. тонн.В 2004 году наиболее динамично из отраслей животноводства развивалось мясное птицеводство. Рост поголовья птицы в сельскохозяйственных предприятиях за отчетный год составил 17,2%, прежде всего за счет роста поголовья на ОАО «Птицефабрика Безенчукская», ОАО «Тольяттинская птицефабрика».Это позволило увеличить производство (реализацию) мяса птицы в сельхозпредприятиях области на 22,7%. Производство яиц во всех категориях хозяйств осталось на уровне 2003 года и составило 310,4 млн. штук, в том числе на птицефабриках области – 76,7 млн. штук. Средняя яйценосность кур-несушек на птицефабриках выросла на 19,2 % и составила 247 яиц. Наращивание производства мяса птицы привело к росту производства (реализации) мяса в сельскохозяйственных предприятиях на 4,2% по сравнению с уровнем 2003 года, а удельный вес общественных хозяйств в общем объеме производства мяса достиг 42%. К числу наиболее значительных достижений в молочном животноводстве можно отнести продолжающийся с 2000 года рост продуктивности коров. По этому показателю сельхозтоваропроизводители области вышли на уровень 1989 года.

В ряде районов значительно превышен среднеобластной показатель продуктивности коров (2950 кг) при одновременном росте по сравнению с 2003 годом: Исаклинский — 3647 кг (101,1%), Хворостянский район – 3535 кг (109%), Волжский – 3360 кг (124,3%), Богатовский — 3322 кг (102,4%).Среди сельхозтоваропроизводителей наибольшая продуктивность коров получена в фермерских хозяйствах Медведева и Кудряшова Ставропольского района – 8960 кг и 8340 кг соответственно (почти в 3 раза превышает среднеобластной показатель). Высокие надои получены на экспериментальной ферме ГУП «Новокуровское» Хворостянского района, где в 2004 году продуктивность коров составила 7139 кг. Валовой надой молока во всех категориях хозяйств за 2004 год составил 527,5 тыс. тонн или 92,6% к уровню 2002 года. Основной причиной снижения производства молока является сокращение поголовья коров.Принимаемые в области меры по стабилизации поголовья животных и увеличению объемов производства были направлены, в основном, на реализацию программы реконструкции и восстановления животноводческих ферм на новом технологическом уровне. За счет областного бюджета такие работы велись на 19 фермах, еще 10 сельскохозяйственных организаций финансировали их самостоятельно. Сырьевая база сельскохозяйственного производства позволяет организовать в области многопрофильную переработку продукции и вторичного сырья.В пищевой промышленности в 2004 году по сравнению с 2003 годом продолжился рост производства: мяса и субпродуктов 1 категории возросли на 28%, колбасных изделий – на 13,9%, масла животного – на 10,9%, маргариновой продукции – на 7,6%, кондитерских изделий – на 3,2%, майонеза – в 1,7 раза, пива – в 1,4 раза, безалкогольных напитков – на 35,7%.Стратегическими направлениями аграрной политики Правительства Самарской области являются повышение инвестиционной привлекательности АПК, минимизации рисков регионального агробизнеса, улучшение качества жизни на селе.

Транспортный комплекс

Самарский регион, благодаря своему географическому положению, мощному хозяйственному потенциалу и развитой транспортной инфраструктуре является узловым пунктом для транспортных коридоров «Европа – Азия» и их ответвлений.Через регион проходят все важнейшие широтные железнодорожные магистрали Российской Федерации, соединяющие ее восточные и западные районы, Западную Европу и Восточную Азию, крупнейшие нефте- и газопроводы.Использование внутренних водных путей России для международного транзита (транзитный путь по реке Волге через город Самару) создает предпосылки для создания трансевропейской водной системы, соединяющей российские регионы, в том числе Самарскую область, со странами Балтии, Черноморского и Каспийского бассейнов. Транспортная сеть области включает в себя более 8350 км автомобильных дорог общего пользования, 2730 км железнодорожных линий и подъездных путей, 468 км внутренних водных путей, 76 км трамвайных линий, 224 км троллейбусных линий и 8 км линий метрополитена. Транспортная система включает в себя свыше 5000 предприятий всех форм собственности, в том числе более 600 акционерных обществ, часть из которых имеет государственную долю собственности. Общий объем перевозок за период с 1995 по 2001 год сократился по различным видам транспорта в 1,1-1,6 раза.Наряду с уменьшением объемов грузоперевозок автотранспортными предприятиями наблюдается переориентация видов их деятельности. Предприятия, входящие в систему Минтранса, большее внимание уделяют перевозкам грузов на дальние расстояния, то есть междугородным и межобластным. Для этих целей используются большегрузные автомобили грузоподъемностью 15-25 тонн.На внутригородских перевозках становится приоритетным использование малогабаритных 1,5 — 3,5-тонных грузовиков, как правило, с дизельным двигателем, что позволяет снизить себестоимость перевозок.В области применяются регулируемые, договорные и свободные транспортные тарифы. На сохранение востребованного рынка транспортных услуг, соответствующего социально-экономическому развитию региона, большое влияние оказывает соотношение свободных и регулируемых транспортных тарифов, управление механизмом их индексации и осуществление государственной поддержки социально значимых перевозок пассажиров и грузов всеми видами транспорта. В этих целях выделяются бюджетные инвестиции на обновление, пополнение и развитие социально доступного транспорта для пассажирских перевозок населения области. С 2001 года транспортным организациям области целевым назначением осуществляется компенсация убытков от предоставления льгот на проезд в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».Железнодорожный транспорт на территории области представлен Куйбышевской железной дорогой и частью Южно-Уральской (Оренбургское направление). По территории области проходит ряд магистральных железнодорожных линий, связывающих западные, южные, юго-западные и восточные регионы страны. Если с 1991 до 1997 года наблюдалось снижение грузооборота на железнодорожном транспорте, то с 1999 года имеет место тенденция к устойчивому росту объемов перевозок.Для организации прозрачности учета доходов и расходов введена система сквозного экономического мониторинга производственно-финансовой деятельности предприятий дорожного подчинения, отделений и служб по всем их линейным подразделениям с учетом приписных структур. Это, в конечном итоге,  позволит в целом по дороге сократить издержки и оптимизировать налогооблагаемую базу.Для дальнейшего совершенствования пассажирских перевозок, привлечения пассажиров в 2000 году введен в строй комплекс железнодорожного вокзала на станции Тольятти, в 2001 году – первый пусковой комплекс вокзала на станции Самара.В связи с предстоящим реформированием Министерства путей сообщения Российской Федерации и созданием на его базе ОАО «Российские железные дороги» Администрация области поддержала предложение Куйбышевской железной дороги о создании предприятия по организации пригородных железнодорожных перевозок населения ОАО «Самаратранспригород» с участием Куйбышевской железной дороги и Администрации Самарской области. Такая мера позволит улучшить обслуживание пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении.В настоящее время на территории Самарской области имеется 9 предприятий воздушного транспорта, наиболее крупными из которых являются авиакомпания «Самара», Группа компаний «Авиация Самары», ГП «Волгоаэронавигация.Международный аэропорт «Курумоч», один из крупнейших в Поволжском регионе, способен принимать воздушные суда любого типа. Наличие двух взлетно-посадочных полос и современного радио- и светотехнического оборудования позволяет осуществлять полеты в сложных метеорологических условиях.Предприятия воздушного транспорта обслуживают 29 пассажирских линий, в том числе 5 — в страны ближнего зарубежья и 4 — в города дальнего зарубежья (Вена, Тель-Авив, Франкфурт, Ларнака). Речной транспорт представлен Самарским и Тольяттинским речными портами и нефтеналивным пароходством «Волготанкер». К портам Самара и Тольятти приписано 76 единиц флота, в том числе 22 пассажирских. Грузовые перевозки по Волге и малым рекам области осуществляются флотами Тольяттинского и Самарского портов.Речным транспортом области в 1999 году перевезено 5500 тыс. тонн грузов, что на 10 % больше, чем в 1998 году и соответствует уровню 1995 года. В 2000-2002 гг. наблюдается тенденция к стабилизации грузоперевозок.Автомобильный транспорт области представлен 58 крупными и средними предприятиями отрасли. Автомобильный парк транспорта общего пользования области на начало 2002 года насчитывал свыше 3850 единиц автобусов и 4100 грузовых автомобилей. Объем пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования в 2001 году составил 5212 млн. пас./км и сохранился на уровне 2000 года. Парк автобусов общего пользования по сравнению с 1995 годом сократился на 23 %.С целью привлечения пассажиров на междугородные внутриобластные автобусные перевозки производится закупка автобусов повышенной комфортности и вместимости с дизельным двигателем, что также снижает себестоимость перевозок. В 1997-1999 годах для этих целей за счет средств областного бюджета и привлечения кредитных ресурсов приобретено 70 высококомфортабельных автобусов «Аутосан Н 10-12.16 Интер», Евро-2, соответствующих европейским и мировым требованиям по экологической безопасности. Теперь с каждым сельским районным центром Самара связана двумя такими автобусами. В 2000 году приобретено 80 автобусов средней вместимости ЗИЛ-325010 для пассажирских перевозок в сельских районах области.В 2002 году приобретено с использованием схем лизинга 60 автобусов большой и средней вместимости для городских и пригородных перевозок. В городах области все большее применение получают микроавтобусы на 10-12 посадочных мест, работающих в режиме маршрутного такси, на пригородных и внутрирайонных маршрутах — автобусы на 20-30 посадочных мест.Городской электрический транспорт функционирует в трех города области: Самаре, Тольятти и Новокуйбышевске. Ведется строительство троллейбусной линии в г. Сызрани.Парк подвижного состава составляет 524 троллейбуса, 422 трамвайных вагона и 46 вагонов метрополитена.Структурная перестройка транспортной системы области в основном завершена. Для внедрения эффективной системы перевозок в рыночных условиях требуется применение новых методов, основанных, в частности, на логистическом подходе.Разработана концепция поэтапного вхождения в новые технологии, начиная с микропроизводственных цепей, с учетом структуры Самаро-Тольяттинского мегаполиса (международный аэропорт «Самара» выступает как промежуточное звено производственных комплексов Самары и Тольятти); создано региональное логистическое предприятие ОАО «Волгатранстерминал».Администрацией области разрабатывается проект «Развитие инфраструктуры транспортно – логистического коридора Самарской области с дальнейшим включением его в систему МТК». Его мероприятия будут включать дополнительные направления развития международных транспортных коридоров через Самарский регион «Север-Юг» (МТК №9) и «Транссиб» (МТК №2 и 3).По территории Самарской области проходит транспортный коридор федерального стратегического значения «Центр – Поволжье – Урал», пересекающий территории 8 субъектов федерации. Между Росавтодором и Администрацией Самарской области подписан Меморандум о его развитии, предусматривающий строительство мостовых переходов, моста через реку Волгу, подъездов, новых магистралей.В районе аэропорта «Курумоч» продолжится строительство логистического терминального центра, на базе которого будет создана логистическая инфраструктура Самарского центра консолидации грузопотоков в структуре международных транспортных коридоров (МТК) «Европа-Азия».

Инвестиционная и строительная деятельность

Инвестиционная деятельность в 2004 году

Объем инвестиций в основной капитал в 2004 году составил 54980,0 млн. руб., что на 4% превышает уровень 2003 года.По итогам 2004 года область заняла 3 место по объему инвестиций на душу населения среди регионов Приволжского федерального округа и 29 место в РФ. По общему объему инвестиций — 3 место в Приволжском федеральном округе, уступая республикам Татарстан и Башкортостан, и 12 место в РФ.По договорам строительного подряда, выполненный объем работ составил 24214,4 млн. рублей (100,2% к уровню предыдущего года),В 2004 г., по сравнению с предыдущим годом,  в сфере инвестиционной деятельности можно отметить следующие основные тенденции:1. Значительное увеличение доли собственных средств предприятий в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал.Определяющей моделью финансирования накопления в прошедшем году оставалось самофинансирование.В 2004 году, за счет собственных средств,  было профинансировано около 71% капитальных вложений крупных и средних предприятий. Этот показатель на 7,7 п.п. превышает соответствующий показатель 2003 года и является наиболее высоким за последние несколько лет.При этом, увеличение доли собственных средств происходило как за счет роста доли инвестируемой прибыли (с 27,8 до 32,1%), так и амортизационных отчислений (с 34,9 до 37,4%).

Таблица 1

Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в 2003-2004 гг. (по крупным и средним предприятиям)

В целом, модель финансирования предприятий области более смещена в сторону самофинансирования, чем в стране в целом. Структура инвестиций по источникам финансирования в области отличается от среднероссийской, где основным инвестиционным ресурсом являются привлеченные средства (28,8% в Самарской области против 53,2% по России).

Рис. 1. Удельный вес привлеченных источников финансирования инвестиций в основной капитал в Самарской области и Российской Федерации.

2. Продолжение процесса формирования прогрессивной структуры капитальных вложений.В 2004 году сохранилась тенденция роста вложений в активную часть основных фондов. Доля машин, оборудования, инструмента и инвентаря в 2004 году увеличилась на 1,2 п.п. и составила 58,2%.

Рис. 2. Изменение видовой структуры инвестиций в основной капитал в Самарской области в 1999-2004 гг..

Можно отметить существенную долю импорта, обладающего, как правило, высокими качественными характеристиками, в структуре приобретаемого предприятиями Самарской области оборудования — около 23% в 2004 году. Таким образом, в последние годы, в Самарской области, имеющей высокую долю оборудования, создается модернизационная основа для экономического роста.3. Перераспределение инвестиционных потоков из отраслей, производящие товары, в отрасли, оказывающие услуги.Анализ структуры инвестиций по секторам экономики Самарской области показывает, что в 2004 году основной их объем (около 78%) был сосредоточен в промышленности, транспорте и связи. Значительная концентрация крупного бизнеса, характерная для области, способствует не только наращиванию инвестиций, но ускорению процессов модернизации – технологической, управленческой, институциональной.В целом, можно отметить, что основные инвестиции в 2004 году были сосредоточены в отраслях специализации региона – топливной промышленности (7,8%), машиностроении (29,4%), электроэнергетике (4,6%).

Таблица 2

Динамика и структура инвестиций в основной капитал по отраслям промышленности (по крупным и средним предприятиям)

Высокая доля вложений в промышленность постепенно начинает снижаться за счет значительных вложений в транспорт и связь, на которые в 2004 г. пришлось уже 18,3% и 9,8% всех вложений соответственно.

Рис. 3. Изменение доли инвестиций в промышленности, транспорте и связи в 2001-2004 гг.

Это является позитивной тенденцией, поскольку:- свидетельствует о высоком потенциале региона и растущих потребностей населения и бизнеса области в развитии адекватной инфраструктуры;- создание такой инфраструктуры будет обеспечивать возможности вложений в другие отрасли промышленности и услуг в будущем.

//70

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть