Отпечаток профессии

Как мы деформируемся если оператор call-центра, встречая соседку, говорит: «Здравствуйте, фирма такая-то, чем могу помочь?», — это Значит, что у оператора случилась деформация личности.

C научной точки зрения, профессиональная деформация личности (ПДЛ) — это изменение ценностей, стереотипов восприятия, черт характера, способа общения и поведения под влиянием профессиональной деятельности. В частности, она выражается в том, что человек и в обычной жизни продолжает применять те же способы общения и стереотипы, которые связаны с его работой. ПДЛ обычно случается у тех, чья специальность подразумевает взаимодействие с другими людьми, постоянное общение: у врачей, юристов, преподавателей, милиционеров, продавцов, психологов и т.д. Этому способствует монотонное и многолетние выполнение одних и тех же обязанностей, когда у человека «замыливается» глаз, он перестаёт искать творческие способы выполнения стоящих перед ним задач, пользуется старыми шаблонами, у него снижается интерес к работе и к её результату, падает работоспособность. Масла в огонь подливают постоянная стрессовая ситуация на работе, личностные кризисы, возрастные изменения.

Не дай себе деформироваться

Это состояние знакомо многим — в нерабочее время вы вдруг начинаете с удивлением замечать за собой, что по инерции продолжаете применять свои профессиональные навыки в быту. Иногда, говоря о профессиональной деформации, мы имеем в виду не только то, что учитель по привычке всех учит, а врач — лечит, но и то, что человек ведёт себя в быту в полном соответствии с его служебным положением. Например, начальник дома продолжает распоряжаться, подчинённый — выражает свою агрессию, связанную с его неадекватным начальством, и т.д. Порой это просто смешно, как в случае с оператором call-центра, но иногда вызывает ваше же собственное раздражение («не могу переключиться!») и негативную реакцию окружающих. Поэтому желательно всё-таки этой деформации избежать, что поможет вам сохранять цельную картину мира. Как это сделать?

  1. Сознательно отключаться от своей деятельности и пробовать что-то принципиально другое. Если ваша работа связана с цифрами, порядком, холодным анализом и расчётом, попробуйте в нерабочее время заняться экстремальным видом спорта.
  2. Научитесь оставлять работу за порогом дома, сознательным усилием переключайте поток своих «деловых» мыслей на домашние дела.
  3. Отмечайте, в каких нерабочих ситуациях у вас включается ваш внутренний профессионал, как на это реагируют люди.
  4. Проанализируйте свои профессиональные навыки, которые вы продолжаете использовать в быту. Может, они не всегда усложняют вашу жизнь, а наоборот, упрощают её?
  5. Если вы чувствуете на себе негативные последствия деформации (профессиональное выгорание, утрату интереса к работе, чрезмерную эмоциональность, агрессивность, сухость, авторитарность, тревожность и т.д.), задумайтесь о том, нужна ли вам работа, которая так сильно портит вашу жизнь.

Важно не путать профессиональную деформацию и свойства характера, присущие человеку. Очевидно, например, что в бухгалтерию идут люди, склонные к педантизму, аккуратности, лишённые тяги к экстремизму, к фантазиям, поэтому вряд ли стоит считать проявление этих черт у бухгалтера симптомами ПДЛ. Другое дело, если бухгалтер всё видит в цифрах и неспособен, к примеру, как взрослые у того же Сент-Экзюпери, оценить по достоинству красивый дом, если не знает его стоимости.

Мнение психологов

Профессиональной деформации личности подвержены те, кто в своей работе встречается с огромным количеством людей. У них не срабатывает психологическая защита, в результате чего наступает истощение психики. Чтобы этого избежать, врачей, например, учат, что больного, вышедшего за порог кабинета, надо выкинуть из головы, — это не чёрствость, а один из элементов обучения докторов: ведь если человек будет постоянно думать о каждом больном, через год он истощится.

Профессиональная деформация может проявляться в том, что подверженный ей человек кричит на клиента, неадекватно реагирует на его просьбы, недоброжелательно настроен по отношению к коллегам, руководителям, подчинённым, делает не то, что действительно следовало бы делать в его работе, а то, что создаёт, скорее, атмосферу того, что он делает нужное и важное дело: развивает бурную бюрократическую деятельность — пишет ненужные бумаги, мешает другим работать, демонстрируя свою незаменимость, и т.д. Связано это явление не только с неумением переключаться и выставлять защитные механизмы, но и с нелюбовью к своей профессии. Поэтому одна из основных форм защиты — любовь к своей работе. Но поскольку почти 3/4 населения нашей страны занимаются нелюбимым делом, все они, к сожалению, находятся в пограничном состоянии.

Кто как деформируется

Корректор: в любом увиденном тексте машинально ищет ошибки.

Редактор: не может читать книгу или статью, чтобы не задуматься о том, как её лучше написать.

Оператор: когда смотрит кино, видит не сюжет, а то, как выстроена композиция в кадре, как выставлен свет.

Фотограф: всё виденное вокруг воспринимает как возможные кадры и машинально вычисляет необходимую выдержку, диафрагму, ищет взглядом хорошие ракурсы.

Музыкант: слушая музыкальное произведение, слышит только партию своего инструмента.

Консультант: пытается оптимизировать все процессы, с которыми сталкивается, и даёт советы, в т.ч. и тем, кто их не просит.

Милиционер: приобретает циничный взгляд на вещи, склонен видеть в добрых поступках скрытые мотивы, пренебрежительно относится к ценности человеческой жизни.

Врач: гораздо спокойнее окружающих реагирует на травмы, болезни, смерть, выглядит эмоционально бесчувственным.

Адвокат: может заговорить любого. Сдержан, аккуратен в словах и определениях, циничен, может доказать что угодно.

Учитель: мысленно оценивает поступки окружающих по пятибалльной шкале. Не может не поучать других — даже тогда, когда никто не спрашивает его совет. Часто невротичен.

Турагент: слушая рассказ других о путешествии, непременно задаёт профессиональные вопросы: «А кто перевозчик?», «Платили ли за трансфер?» и т.д.

Знаменитость, высокопоставленное лицо: комплекс превосходства, ощущение всемогущества, пренебрежение к людям, не обладающим властью, деньгами, славой.

Парикмахер, визажист, имиджмейкер: смотрит на окружающих как на людей, нуждающихся в улучшении внешности, и вслух или про себя проговаривает, что необходимо изменить.

Бухгалтер, экономист: профессионально ведёт домашний бюджет, собирает чеки, подводит баланс.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть