Обучение кассира в супермаркете

Гипермаркет или магазин у дома?

Первый вопрос, который встаёт перед соискателем, решившим сесть за кассовый аппарат: где работать? Если время на дорогу тратить не хочется, а рассчитывать на официальное оформление по Трудовому кодексу не приходится, то лучший выбор — магазин у дома. Пройдитесь по району, обратите внимание на торговые точки. Если где-то требуется кассир, почти наверняка объявление вывесят на двери. Но не стесняйтесь и напрямую спросить у продавца или хозяина, нет ли вакансий.

«Придомовые» или частные магазины расположены преимущественно в жилых домах, поэтому есть вероятность найти работу в шаговой доступности, но чаще всего такой работодатель платит «серую» заработную плату и не обеспечивает полным социальным пакетом. Крупные же сетевые компании всегда на виду и не могут позволить себе испортить репутацию. Поэтому сотрудники получают полностью официальную заработную плату и спокойно уходят на больничный и в отпуск. Но зато в крупных магазинах выше поток покупателей и нагрузка на работников.

В частном магазине кассир будет работать не только за кассой, но и быть на других операциях: выкладка и ротация товара, приёмка, смена ценников и т.д. Однако к такой работе могут привлечь и в небольшом сетевом супермаркете. Многие вакансии на работных сайтах называются «продавец-кассир» — это означает, что должность многофункциональная. В гипермаркетах совсем иначе — только в очень редких случаях кассир выполняет работу в зале или еще где-либо.

Но продовольственными торговыми точками возможности трудоустройства кассиров не ограничиваются. Эти обязанности исполняют продавцы-консультанты в магазинах одежды и обуви, бытовой техники и электроники и даже банковские служащие. Требования к таким специалистам будут выше, чем в обычном супермаркете, а основную часть времени предстоит проводить всё же не за кассой. Обычно несколько сотрудников меняются по графику — кто-то исполняет обязанности кассира, остальные консультируют клиентов в зале. Зато у таких вариантов гораздо большие карьерные перспективы, можно расти внутри компании, что обычному кассиру у аппарата не под силу.

Читаем отзывы о крупнейших ритейлерах

Прежде чем устроиться на работу в крупную торговую сеть, просмотрите отзывы сотрудников на специализированных сайтах типа antijob.net ли orabote.xyz. Конечно, далеко не все они объективны, но многие жалобы или преимущества повторяются, а значит, почти наверняка именно так и обстоят дела. Условия работы в ритейле очень похожи: везде оформляют по ТК РФ и платят «белую зарплату» без задержек, выдают униформу, не оплачивают переработки, ставят в табеле 10,5 или 12 часов, а по факту приходить на работу нужно за час до открытия магазина, а уходить на 1-3 часа позже из-за постоянного пересчёта и дополнительной работы. Однако есть и особенности.

Тандер («Магнит»)

В 4-5 раз больше отзывов, чем у любого другого работодателя, и абсолютное большинство из них негативны.

Плюсы: низкие требования к соискателю и возможность карьерного роста; из-за огромного количества магазинов можно работать недалеко от дома.

Минусы: запрещено сидеть, вся смена проходит на ногах, периодические вызовы на работу не по графику, сокращение количества выходных, вычет из зарплаты недостач после ревизии, штрафы и наказания по усмотрению директора магазина, совмещение обязанностей по выкладке товара и его разгрузке.

x5 retail group («Перекрёсток», «Пятёрочка», «Карусель»)

Плюсы: корпоративный транспорт от метро, льготное питание.

Минусы: отсутствие системы адаптации и обучения персонала, рабочий день «на ногах», так как сидеть запрещено, обязательное произнесение «речёвки» с предложениями дополнительных продуктов каждому клиенту, штрафы за провал проверки «тайным покупателем».

«Ашан»

Плюсы: система обучения, наставничество и тренинги, возможность карьерного роста и воплощения идей по оптимизации работы, право сидеть за кассой, льготное питание, регулярные перерывы.

Минусы: дополнительные обязанности по уборке на своей кассе, лишение премии за три проступка в месяц, обязательное произнесение «речёвки» с предложениями дополнительных продуктов каждому клиенту, штрафы за провал проверки «тайным покупателем».

«Седьмой континент»

Плюсы: льготное питание.

Минусы: дополнительные обязанности — от вырезания ценников и их замены по залу до выкладки товаров и погрузочно-разгрузочных работ, штрафы, необходимость выкупать просроченный товар, в том числе и с прикассовых витрин, первая рабочая смена (2-3 дня) не оплачивается.

Мобильный кассир

Мобильный кассир — это сотрудник, замещающий отпускников и болеющих, выходящий на дополнительные смены в выходные, ночью и в другие «неудобные» часы. Звучит не очень заманчиво, но главный плюс в такой работе — именно странный график! Обычно он нечёткий, часы работы согласуют непосредственно с руководителем торговой точки, а расчёт зарплаты почасовой, выплачивают её 2-4 раза в месяц. Это очень удобно студентам или тем, кто хочет подрабатывать в выходные или вечерами. При этом в некоторых торговых сетях предусмотрен развоз сотрудников по домам после 23:00.

Однако стоит внимательно рассматривать такую вакансию: временная она или постоянная, оформляют ли трудовой договор и действительно ли мобильной будет работа? Дело в том, что крупные торговые сети со множеством гипермаркетов в разных точках столицы набирают целые отряды мобильных кассиров, которые ездят из магазина в магазин в зависимости от возникающей нехватки кадров. Может оказаться, что месяц вы поработаете в супермаркете в двух шагах от дома в Медведково, а потом будете ездить через всю Москву в Крылатское, а ещё через месяц — в Чертаново или Новогиреево.

Сколько зарабатывает кассир

Владелец «магазина у дома» волен устанавливать такую зарплату, какую пожелает, и иногда с ним можно поторговаться. Но в среднем в Москве сумма варьируется от 20 до 45 тысяч рублей за пятнадцать 12-часовых смен при графике работы два рабочих дня через два выходных или три дня через три.

Зарплаты в гипермаркетах крупных торговых сетей отличаются друг от друга незначительно. При этом, даже работая в одной и той же сети, но в разных магазинах в разных районах города, можно получать разную зарплату.

  • от 21 до 30 тыс. рублей в «Перекрёстке»,
  • от 22 тыс. рублей в «Дикси»,
  • от 23 тыс. рублей в «Седьмом континенте»,
  • от 24 тыс. рублей в «Азбуке Вкуса» и «Эльдорадо»,
  • от 25 тыс. рублей в «Ашане»,
  • от 25 до 37 тыс. рублей в OBI,
  • от 27 до 30 тыс. рублей в «Рив Гош»,
  • от 28 до 32 тыс. рублей в «Карусели»,
  • от 30 тыс. рублей в Fix Price,
  • от 30 до 45 тыс. рублей в «Шоколаднице»,
  • от 31 до 35 тыс. рублей в «Пятёрочке» *.

Однако эти цифры, названные в вакансиях, далеко не всегда реальны. Из-за системы штрафов и лишения премий, сумма может сократиться примерно на треть. Поэтому стоит побеседовать с персоналом и узнать реальное положение дел. Иногда за кассиром в супермаркете помимо отпуска товара закреплена обязанность выкладки на полки и проверки срока годности. В случае обнаружения просрочки работодатель чаще всего требует выкупить продукты по полной стоимости. В этом случае формально зарплата не уменьшается, но по факту получите вы меньше.

Премии и процент с продаж кассир в крупном сетевом ритейле обычно не получает. Но если он активно продает товар, то премия и выплата процента с продаж возможна. В супермаркетах с небольшим штатом иногда практикуют систему бонусов, когда премию получает весь персонал, вне зависимости от того, участвует он в прямых продажах или нет. По итогам полугодовой или квартальной ревизии руководитель оценивает, выполнен ли план, есть ли недостачи, и решает, давать или нет премию сотрудникам.

Плюсы и минусы работы кассира

Пожалуй, самый большой недостаток в работе кассира, которого обычно опасаются соискатели — это материальная ответственность. Иногда из зарплаты вычитают недостачу, когда сумма в кассе не сходится с общей стоимостью пробитого товара, причём чаще это практикуют в небольших частных магазинах. Но порой работодатель ограничивается устным замечанием, если подобное не повторяется.

В «Ашане» сейчас работают кассиры-сканировщики, которые сканируют товар и выставляют счет, а оплата чека производится в отдельном терминале. Нововведение позволило убрать «человеческий фактор» в работе с деньгами. Автоматизация упростила работу кассиров, да и покупатели теперь проводят меньше времени в очередях.

Другой существенный недостаток — работа на ногах, но правило обслуживать клиентов стоя действует далеко не во всех магазинах. Иногда за кассовой лентой можно просто сидеть, хотя даже это физически тяжело.

В числе плюсов можно назвать бонусы самого магазина: скидки на продукцию, дополнительное медицинское обслуживание, социальные гарантии.

Но в большинстве случаев самый удобный плюс — график работы кассира. Обычно он сменный, длится по 10-12 часов с чередованием двух-трёх рабочих и выходных дней, либо целых недель. Большее, чем в других профессиях, количество дней отдыха, позволяет подрабатывать или заниматься чем-то ещё.

Требования и собеседование

Главное, на что обращают внимание наниматели на собеседовании — общительность и приветливость. Это то, чему крайне сложно научиться, а потому специального образования кассиру не требуется, да и получить его негде.

Если клиент столкнулся с хамством или неквалифицированностью продавцов или мерчендайзеров, особенно в крупном гипермаркете, то кассир выполняет примирительную функцию. Он — лицо магазина, а потому должен оперативно, доброжелательно, качественно обслужить клиента, чтобы он забыл о случившейся неприятности. Если это удалось, то перед вами отличный сотрудник, знающий своё дело. И эта работа эмоционально тяжела.

Требовательный работодатель обязательно смотрит на опыт работы и рекомендации, а потому запись в трудовой книжке от крупных торговых сетей всегда будет плюсом. Но многие приходят работать в торговлю именно на позицию кассира, потому что это действительно «вакансия без определённых навыков». Работе с терминалом охотно учат как в гипермаркетах, так и у частников, причём в обоих случаях практикуют наставничество, когда новичок сразу приступает к исполнению обязанностей под присмотром опытного коллеги. А строгость требований и потребность в аналогичном опыте соискателя зависят скорее от лояльности начальства и желания или нежелания вкладывать ресурсы и время в новый персонал.

_______________________________________

*Данные приведены на основе актуальных вакансий, размещённых на работных сайтах

Читайте также: Розничная торговля — о чём спрашивают на собеседовании

© Мария Комарцова, RJob

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть