Обратная связь при удаленной работе

Большинство компаний сегодня работает удаленно из-за карантина. Один из ведущих российских тренеров по дистанционному менеджменту Юрий Шароватов считает, что в будущем к такому формату работы могут прийти все, даже крупные государственные учреждения. В своей книге «Дистанционной менеджмент», вышедшей вчера в издательстве «Альпина Паблишер», он рассказывает, с какими трудностями могут столкнуться организации при переходе на удаленку, как их преодолеть и наладить рабочие процессы. Юрий также приводит кейсы компаний, которым удалось организовать удаленную работу — SkyEng, «Билайн», «Почта Банк» и другие. «Цех» публикует отрывок из книги, в котором автор рассказывает, как эффективно комментировать работу удаленных сотрудников.
Задача руководителя — поддерживать сотрудника в достижении целей и выполнении планов, обеспечивать его максимальную результативность. Для этого он выступает в роли навигатора и катализатора: помогает сравнивать достигнутые результаты с планом, оценивать степень продвижения к целям, а также перераспределять приоритеты и корректировать план действий в случае необходимости.
- Похвалить за успехи, поощрить достижение целей. Теплое слово менеджера — один из важных мотиваторов. Вне зависимости от зарплаты всем хочется получить признание.
- Помочь устранить отклонения. Когда что-то пошло не так, нужно вместе разбираться, вносить коррективы, менять ориентиры.
- Скорректировать цели, если выяснилось, что цель была недостижима, изменилась рыночная ситуация или квалификация сотрудника оказалась недостаточной.
Особенности предоставления обратной связи в дистанционном формате
При дистанционном общении теряется значительная часть информации, воспринимаемая по невербальным каналам. При использовании средств дистанционной коммуникации сотрудника сложнее воодушевить и замотивировать, чем при личном контакте. Это может привести к тому, что обсуждение тяжелых моментов, которые при общении в офисе были бы нивелированы улыбкой, тоном голоса, похлопыванием по плечу, получается более формальным. Сотрудник может обидеться на развивающую обратную связь по телефону; кроме того, ему будет легче сразу после неприятного разговора переключиться и забыть о нем.
Ограниченность в передаче визуальной информации
Недостаточный поток обратной связи
Несбалансированность обратной связи
Правила предоставления обратной связи удаленным сотрудникам
1. Баланс между признанием и развивающей обратной связью. Поскольку при дистанционной работе есть опасность преобладания развивающей (или негативной) обратной связи, менеджеру следует прикладывать осознанные усилия для обеспечения достаточного уровня позитивной обратной связи: и при общении один на один, и при обсуждении итогов со всей командой.
3. Правило минимальной задержки. Осуществляйте обратную связь как можно скорее после события, к которому она относится, пока это событие еще свежо в памяти. Будет странно разбирать события, произошедшие несколько месяцев назад, лучше сделать это сразу или хотя бы в течение нескольких дней.
Если же возникла проблема, то бывает невозможно обсудить ее сразу из-за разницы в часовых поясах или занятости одной из сторон. Назначение сложного разговора на следующий день тоже не лучший вариант, так как провоцирует лишнее напряжение для обеих сторон. Обсуждение сложных ситуаций во время заранее запланированных сеансов связи позволит уменьшить стресс как для руководителя, так и для сотрудника.
Если же сотрудника необходимо поблагодарить за отлично сделанную работу, то лучше делать это настолько публично, насколько вам позволяют имеющиеся средства и план коммуникации, например, на ближайшей онлайн-встрече команды.
7. Принцип ресурсного состояния менеджера. Учитывайте вашу способность осуществлять конструктивную обратную связь. Контролируйте, достаточно ли у вас времени и информации, чувствуете ли вы себя спокойно и уверенно, не заряжены ли вы негативными эмоциями. Иначе велика вероятность того, что обратная связь не будет конструктивной и не поможет изменить поведение сотрудника.
Использование этих рекомендаций позволит менеджеру обеспечить принятие обратной связи и будет увеличивать вовлеченность и мотивацию удаленных сотрудников.