Модель повышения престижа педагогической профессии

Современные сопоставительные исследования развития образования свидетельствуют о том, что проблемы и перспективы развития кадрового потенциала Ямала находятся в тренде общемировых тенденций. В Великобритании, например, есть возможность вертикального и горизонтального выстраивания траектории карьерного роста. Статус педагога продвинутого уровня (рост по вертикали) существенно (иногда в два раза) повышает оклад учителя. Вместе с тем дает ему право на выполнение новых функций. В Финляндии лучшие учителя, имея определенную дополнительную подготовку, работают в качестве тренера своих коллег в школе. Впоследствии они становятся «национальными тренерами», то есть кадровым ресурсом для всей страны. Опыт применения данной практики заимствуется в Казахстане, где обновляется система повышения квалификации: традиционные институты повышения квалификации заменяются мобильным ресурсом национальных тренеров — лучших учителей, на деле доказавших свой профессионализм.

С 2010 года начат новый этап формирования кадровой политики на федеральном уровне, целью которого стало повышение престижа учительской профессии. В рамках президентской инициативы «Наша новая школа» инициировано совершенствование учительского корпуса. Одновременно с этим вырос размер оплаты труда педагогов школ (в 2011 году — на 30%, в 2012 — до среднего размера зарплаты по экономике).
Ямало-Ненецкий автономный округ является тем регионом, где учитель всегда оставался ключевой фигурой образовательной системы. В связи с этим проблемы и перспективы кадровой политики были рассмотрены в рамках коллегии департамента образования (2011 год). Как следствие, принята окружная комплексная программа «Педагогические кадры Ямала на 2012-2015 годы» (далее — «Педкадры Ямала»), запущен региональный проект по привлечению молодых перспективных педагогов в систему образования автономного округа «Новый учитель Ямала». Программа «Педкадры Ямала» дала старт целому ряду исследовательских проектов, главной целью которых является повышение качества образования через обновление и укрепление кадрового потенциала.

Так в 2013 году разработан проект апробации модели присвоения педагогического статуса по степеням: учитель-методист, учитель-наставник, учитель-исследователь. Цель проекта — повышение престижа педагогической профессии, отработка механизмов модели использования потенциала творчески работающих учителей, расширение сферы деятельности учителей-новаторов, сопровождение профессионального становления молодых педагогов, выведение методической работы в школе на новый качественный уровень, горизонтальная и вертикальная трансляция лучшего опыта учителей, подтверждение высокого профессионализма педагогических работников.
Проект реализуется на базе четырех школ городов Муравленко и Салехарда. Участниками апробации стали 6 педагогов со стажем педагогической деятельности от 14 до 32 лет, в том числе три специалиста осуществляют деятельность в степени учитель-наставник, 2 — учитель-методист, 1 — учитель-исследователь. Выбранные направления деятельности учителей, которым была присвоена педагогическая степень, актуальны как для самих школ, так и для системы образования автономного округа в целом.
Мотивацией педагогических работников, заявившихся на присвоение педагогического статуса, по их мнению, стало уменьшение урочной нагрузки, желание внести свой вклад в дело развития образования, поделиться опытом, получая моральное удовлетворение от своего труда, поддержка конкурсного движения педагогов, возможность горизонтального карьерного роста и получение материального поощрения.
Согласно разработанному механизму педагогическая степень присваивается сроком на один учебный год педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций. Установление соответствия предъявляемым требованиям проводится на основании заявления педагогического работника Комиссией по присвоению педагогического статуса, которая создаётся в общеобразовательном учреждении и работает в заявительном порядке. Простым большинством голосов Комиссия принимает решение о присвоении или об отказе в присвоении степени.
Обязательным условием является согласие учителя на снижение педагогической нагрузки, которая должна составлять не более 20 часов в неделю. Таким образом, оставшееся рабочее время педагог осуществляет деятельность в соответствии с присвоенной педагогической степенью.
Из фонда надбавок и доплат педагогическим работникам производится выплата стимулирующей надбавки, которая не может превышать 15 тыс. рублей в месяц без учета районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера. Система стимулирующих выплат учителям, имеющим педагогическую степень, включает поощрительные выплаты по результатам их труда. Основными критериями, влияющими на размер стимулирующих выплат, являются критерии, отражающие результаты и качества работы конкретного сотрудника. В критериях оценки результатов и определения качества профессиональной деятельности рассматриваемой категории работников, регламентированных Положением, отражены особенности их дополнительных профессиональных компетенций, выраженные в специфических результатах профессиональной деятельности.

По мнению участников проекта заметны первые эффекты апробации. Наращивание потенциала и активности учителей, участвующих в апробации, стимулирует развитие индивидуальных профессиональных компетенций, важных на уровне школы. Кроме того, формируются командные компетенции педагогов школы — учиться и действовать совместно. При этом обучение основано на опыте внедрения. Результаты деятельности, педагогические практики стали более прозрачными, их распространение — более открытым. Активно развивается педагогическая рефлексия.
Произошли определенные изменения как на институциональном уровне (вовлечение педагогов в процесс управления качеством образования, развитие корпоративной формы повышения квалификации), так на муниципальном и региональном (развитие сетевого взаимодействия, создание творческих объединений педагогов, формирование групп экспертов, повышение качества образования).
Апробация практики присвоения педагогического статуса способствовала процессу создания школьных команд педагогов, которые являются активными участниками всех мероприятий в рамках введения ФГОС, повышения квалификации в форме методических семинаров, мастер-классов на различных уровнях. В ходе апробации менялась структура педагогической деятельности. Педагоги, имеющие педагогическую степень, выработали индивидуальные педагогические технологии на основе опыта своей деятельности и транслировали их, в том числе в рамках телекоммуникационных проектов. Активное использование учителями-профессионалами инновационных методик повысило мотивацию к участию в конкурсах различного уровня молодых педагогов.

Практика позволила спланировать различные траектории профессионального роста учителей, ведущие к получению необходимой для развития школы квалификации, повышение профессионального уровня учителей; создать квалификационные и тарифные ориентиры, объективно оценивающие труд учителя.
В 2014 году принято решение о внедрении практики в школах всех муниципальных систем образования региона. В связи с этим разработано Положение о присвоении педагогического статуса по степеням (учитель-исследователь, учитель-методист, учитель-наставник) в ямальской системе образования, которое регламентирует требования к претендентам на присвоение педагогической степени, содержание и направления их деятельности, порядок присвоения. Ведется работа по согласованию Положения с исполнительными органами государственной власти автономного округа.
Более подробная информация о ходе и первых результатах реализации проекта размещена на официальном сайте департамента образования автономного округа (http://www.yamaledu.org, раздел «Педагогический статус»).
Куратор проекта: Бейсова Элина Геннадьевна, заместитель директора департамента — начальник управления государственного контроля (надзора) в области образования департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа. Контактная информация: Адрес: 629008, Россия, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Совхозная, дом 14, корпус 1, телефон:
Сохранить файл: