Менеджер по туризму обязанности

К началу XX века страсть к путешествиям стало массовым феноменом практически среди всех слоёв населения, соответственно понадобились люди, которые могут это организовать с максимальными удобствами.

Путешествия стали продуманными, маршруты стали проходить по заранее намеченному плану, и появились люди, взявшие на себя обязанности по организации подобных туров, чтобы у туристов не возникали сложности в процессе передвижения, а сам круиз превратился в приятный отдых, наполненный различными незабываемыми впечатлениями за разумные деньги. Эти люди стали называться туристическими агентами.
В связи с развитием инфраструктуры, работать в одиночку становилось всё трудней, агенты начали объединяться в сообщества — агентства, где каждый из них вносил свою лепту в процветание туристического бизнеса и извлечение прибыли за каждый тур.
Так образовалась целая сеть больших и малых агентств, связанных между собой определёнными навыками и обязательствами.
Содержание статьи
От туроператора до клиента
На сегодняшний день индустрия туризма предполагает вот такую схему взаимодействия со своими потребителями:
Туроператор
Это команда (чаще всего) талантливых людей — менеджеров по турпродуктам, разрабатывающих (создающих) маршрутные поездки. В полученный продукт (именно так называется законченный, оформленный тур) войдут такие пункты, как проживание, страховка, питание, трансфер (перелёт и проезд) и различные экскурсии и пр. развлечения.
Турфирма = Турагентство (Турагент)
Это как раз те, кто продаёт (реализует) подготовленный туроператором продукт-тур.
Турагентство покупает у туроператора пакет документов — разработанный заранее тур и зачастую приобретает бренд того же туроператора, чтобы спокойно под ним работать и вовремя получать обновлённые тур-продукты своего оператора.
Менеджер

Для реализации готового продукта через турагентство, турфирма нанимает на работу людей, которые по своей сути являются менеджерами по продажам, только торгуют они не товарами общественного потребления, а вашим отдыхом или бизнес поездками.
Поскольку каждый туроператор заинтересован в продаже большего количества своих продуктов, а количество желающих посетить то или иное место растёт в геометрической прогрессии, то и профессия менеджера по туризму с каждым годом набирает популярность.
Деятельность операторов, агентств и работу тур. менеджеров регламентирует Федеральный закон № 132 «Об основах туристической деятельности в РФ», поскольку менеджеры по турпродуктам и менеджеры по продажам этих продуктов взаимодействуют друг с другом на основании заключённого между ними партнёрского договора.
Таким образом, менеджер по туризму продаёт клиенту заранее сформированный туроператором пакет услуг через турагента. Из этого следует, что вносить какие-либо дополнения, изменения и прочее в этот пакет тур. менеджер вносить не имеет право. Внести имеет право только сам туроператор!
Однако, при желании клиента, антрепренер от турфирмы может послать письменный запрос оператору, который позволит продавцу внести подобные изменения или отказать.
Что обязан знать и уметь
- Знать географию стран мира. Знать их климатические особенности, национальные традиции, интересные места для посещения, валюту, цены и, конечно же, особенности национальных кухонь.
- Визовые формальности. Набор документов должен быть максимально полным, чтобы туроператор без проблем смог оформить ваши визы по своим каналам.
- Разбираться в системах бронирования и в сфере оформления услуг. У каждого оператора свои требования к набору и оформлению документов (в зависимости от страны, куда создан тур).
Менеджер по туризму обязан знать такие тонкости, как:
- в какую графу вписывать ФИО кандидата на вояж;
- что вписать для получения страховки и визы;
- проверка подлинности загранпаспорта (если таковой имеется) и общегражданского паспорта;
- баланс банковской карты клиента (выписка);
- правильное указание формата фото, т.к. здесь так же встречаются небольшие отличия.
Специалисты ФМС не допустят документы к оформлению из-за ошибки невнимательного менеджера!

Доступно донести посетителю фирмы о составе тура. Для этого представитель фирмы обязан знать досконально не только сам продукт (какой отель, наличие бассейна, развлечения и наличие шведского стола и доп. питания), но и такие «мелочи», как качество пляжа и температурные особенности в тот или иной годовой период.
Обязательно предупредить клиента, что 28 стран «шенгена» могут не дать визу на въезд и пребывание на своей территории, если у въезжающего не оформлена страховка через туроператора.
Знание иностранного языка должно быть выше школьной общеобразовательной программы. Турпродукты создаются, покупаются и продаются не только российскими операторами! Умение обговаривать нюансы с иностранным администратором туризма — прямая обязанность менеджера по туризму.
Уметь разбираться и оформлять разные виды туристической документации для всех видов туров, какому бы оператору они не принадлежали. Сюда входят туристические путёвки, страховые полисы, ваучеры (подтверждение оплаты).
Менеджер по туризму должен уметь работать с компьютером.
Знать, уметь и понимать, что значит «техника продаж»:
- осуществлять поиск наиболее выгодных туроператоров по срокам, оплате и качеству обслуживания;
- уметь задавать «правильные вопросы» для определения цели поездки и предложения оптимального варианта;
- описывая преимущества того или иного отеля, предложить покупателю несколько рекламных каталогов, чтобы он мог самостоятельно определиться с выбором тура, ориентируясь на указанные в рекламе цены.
Профессионально составить и провести договор купли-продажи тура. После составления договора между турфирмой в лице тур. менеджера и клиента (по факту, он покупает тур у распорядителя), остаётся правильно и грамотно забронировать тур и, дождавшись подтверждения на сайте оператора, заказать оформление документов (ваучеры, отель, автобус и т.д.)
После получения готовых документов их следует распечатать и передать покупателю не позже, чем за 5 дней до отбытия.
Не позже, чем за 6 часов до отъезда (отлёта) делается сверка (не изменилось ли что-то), и отзвон клиенту с напоминанием о путешествии, названием аэропорта, временем вылета и т.д.
Защита интересов туриста — так же обязанность менеджера! После возвращения туриста, он обязан отзвониться и поинтересоваться, доволен ли клиент предложенным туром и нет ли у него нареканий.
В случае таковых, антрепренер грамотно составляет жалобу туроператору о предоставлении некачественных услуг с его стороны и требованием компенсации для туриста (возврат денег, официальные извинения, скидки и пр.).
- Должностная инструкция менеджера по туризму
Поиск и организация чартерных рейсов по желанию клиента. Зафрахтовать чартер и приобрести билеты на него невозможно в авиакассе, все заказы и расчёты производятся исключительно через турагентство или туроператора.
Приобрести билет может только менеджер по туризму через специальный сервис по бронированию, к которым у него есть доступ. Преимущество работы с тур. менеджером — экономия. Цена на чартерные рейсы ниже на 30-50%.
Где и как можно получить профессию

Получить столь сложную и одновременно перспективную работу можно несколькими способами.
По окончанию бакалавриата и специалитета при социальных институтах. В этом случае понятие менеджер по туризму значительно расширяется. Появляются такие отделения, как:
- специалист по туристическому проектированию;
- рекреационный специалист географии и туризма;
- специалист по культурному туризму и экскурсионной деятельности;
- менеджмент рекреации и туризма;
- специалист по туризму жилищно-коммунальному, социальному и гостиничному бизнесу.
И ещё около 50 менеджеров по туризму, каждый из которых имеет свой круг обязанностей и действий.
Специалисты всегда востребованы! А хорошие специалисты востребованы вдвойне!
По окончанию средней школы можно попроситься на обучение в турфирму к опытному работнику, мотивируя своё желание изучать профессию изнутри.
Поначалу соискателю будет доставаться вся подсобная работа, начиная с кофе и ответы на звонки с последующим приглашением в офис, но опыта именно так и набираются.
Из младшего тур. менеджера таким образом реально подняться до старшего, но до главного менеджера без дипломов и сертификатов допрыгнуть не получится!
Проведение собеседования на менеджера по туризму представлено ниже.
Что ожидает работодатель от менеджера
Менеджер по туризму — прежде всего специалист своего дела, а потом уже «украшение офиса». Хотя опрятный внешний вид, хорошие манеры, правильная речь и внятная дикция — безусловные составляющие внешнего образа работника.
Помимо этих данных, тур. менеджер должен обладать такими личностными качествами, как:
- высокая степень стрессоустойчивости, включающую самообладание, выдержку и внешнюю невозмутимость;
- возможность быстро организовываться и ориентироваться в ситуации;
- ответственность и организаторские способности;
- коммуникабельность и умение работать с большим потоком клиентов;
- гибкость мышления и отличная память;
- обаяние и дипломатичность;
- красноречие и способность убеждать;
- желание зарабатывать и работать на развитие бизнеса.
Сколько можно заработать
Молодой специалист не будет зарабатывать много в первое время. Это связано, прежде всего, с отсутствием собственной клиентской и информационной базы.
Клиентская база нарабатывается в течение нескольких месяцев самостоятельной интенсивной работы.
Информационная база — по мере накопления собственного опыта, полученного в рекламных турах от туроператора.
Что такое рекламный тур и зачем он нужен

Каждый оператор предлагает своим работникам по нескольку раз в год рекламные туры, в которых менеджеры могут познакомиться с теми местами и отелями, куда будет подготовлен турпродукт. Во время такого тура каждый менеджер составляет для себя «путевые заметки», которые потом использует для работы с клиентами.
Поскольку ЗП складывается из количества комиссионных за продажу туров, то в начальном уровне она невысока — 10000-15000 руб. для регионов, удалённых от столицы, и около 30000 рублей в Москве и области.
Примерно через 5-6 лет заработная плата удваивается.
Не перевешивают ли минусы плюсы
Ответ на данный вопрос — нет. Профессия востребована даже в сезоны «затишья. За повышением потока отдыхающих поднимаются и заработная плата.
Туризм развивается год от года, и откатываться назад, вопреки прогнозам, не собирается, значит, востребованность в грамотных специалистах этой сферы будет только расти. А вместе с востребованностью и профессионализмом будут расти и вознаграждения.
Умный оператор, заботящийся о своём работнике, обязательно предоставит ему 2-3 «горящих» путёвки за год, приоритетное право покупки которых за минимальную цену (15-30%) имеют, конечно же, работники фирмы.
Хорошо и приятно правильно организовывать отдых-праздник для других, но организовать его для себя — приятнее вдвойне!
Что нужно знать, чтобы стать менеджером по туризму? Ответ на вопрос — на видео.