Кто такой врач провизор

Однако, чтобы эта концепция нормально развивалась, к аптечным работникам должны применяться новые требования.

С лёгкими недомоганиями людям приходится сталкиваться постоянно. Они не угрожают жизни, длятся недолго, не требуют госпитализации и не представляют серьёзного риска для здоровья как в конкретный момент, так и в долговременной перспективе. И, что немаловажно, лечатся безрецептурными лекарствами, которые можно купить повсеместно. Но доступности лекарственных средств недостаточно, безопасным и эффективным самолечение может быть только в том случае, если люди будут располагать информацией, необходимой для принятия правильных решений в отношении своего здоровья и разработки плана дальнейшего лечения.

Школа для пациента

Внедрение концепции ответственного самолечения в России, как и в других странах, возможно только при участии медицинского и фармацевтического сообществ, производителей, а также общественных организаций и государства. Лишь тогда ответственное самолечение станет одним из ключевых факторов в сохранении здоровья нации.

Соответственно напрашивается вывод о необходимости обучения людей навыкам самостоятельного лечения, которое могут проводить врачи и аптечные работники. Для этого в целях повышения уровня медицинской грамотности пациентов в ближайшем будущем должны быть введены специальные обучающие программы (в том числе включающие в себя современные цифровые технологии), желательно под контролем государства. Должен быть организован достаточный доступ населения к информации и ресурсам, посвящённым здоровью и ответственному самолечению, включая информацию о лекарственных препаратах в рамках текущей нормативно-правовой базы.

Концепцию ответственного самолечения надо трактовать достаточно широко. Этот термин должен включать в себя как минимум два условия: не только готовность пациента взять ответственность за собственное здоровье в свои руки, но и желание и готовность медицинского и/или фармацевтического работника разделить эту ответственность с пациентом.

Первое звено в системе здравоохранения

Огромную роль в подъёме престижа профессии провизора сегодня играет Международная фармацевтическая федерация (FIP). Кстати, именно ей принадлежит идея возникновения торжественной клятвы провизора — аналога клятвы Гиппократа, только для фармацевтов. В своей работе FIP уделяет большое внимание опубликованию последних разработок в фармацевтической практике и связанных с ними глобальных новостей. Международная ассоциация фармацевтов постоянно ищет новые современные подходы к информированию своих членов и партнёров обо всём, что влияет или будет влиять на сферу фармацевтики.

Как показали международные исследования, проведённые под эгидой FIP в 2015 году, число фармацевтов в расчёте на 10 тыс. населения в период с 2006 по 2012 год выросло в подавляющем большинстве стран мира (всего исследование охватывает 51 страну).

В 52% стран мира (например, Канаде, Нидерландах, Эфиопии, ЮАР) в более половине аптек имеется возможность работы провизора в одной команде со всеми специалистами здравоохранения, что повышает как результаты лечения конкретного больного, так и уровень всей системы здравоохранения.

Роль фармацевта, сводившаяся ранее главным образом лишь к отпуску лекарств, в современных условиях должна кардинально измениться и наполниться новым содержанием. Отныне это должен быть не продавец (как иногда называют провизора в прессе), а специалист сферы здравоохранения. Поскольку провизор — наиболее доступный для населения представитель системы здравоохранения, который общается с пациентом обычно чаще, чем врач, он должен стать полноправным участником диалога в системе врач — пациент — провизор, своего рода эксперт-советник. Помимо отпуска препаратов аптечный работник-первостольник должен ориентироваться и в основных проявлениях недомоганий, при которых применяются те или иные безрецептурные препараты, и иметь базовые представления о ситуациях, в которых следует рекомендовать посетителю аптеки как можно скорее обратиться к врачу.

Не продать любой ценой, а отпустить то, что нужно

Сегодня главные обучающие программы для фармацевтов — это тренинги по увеличению среднего чека. Но «эра тренингов продаж» рано или поздно должна закончиться, потому что сегодняшний день диктует другие подходы к обучению этих специалистов. Фармацевт должен продать не как можно более дорогое, а нужное пациенту лекарство. Известно, что понимание пациентами важности рационального приёма лекарств напрямую влияет на исходы лечения, а значит, и на систему здравоохранения в целом. Люди очень ценят, когда получают адекватную информацию от аптечного работника.

В связи с этим необходимо понимать, насколько информированы пациенты.

В рамках работы Московского фармацевтического общества совместно с Курским государственным медицинским университетом было проведено исследование, целью которого явилось изучение информационных потребностей в цепочке врач — пациент — провизор. Результаты исследования показали, что авторитет мнения фармацевта вполне сопоставим с авторитетом врача (разница между ними — лишь десятые доли балла).

Эксперт-советник в постоянном доступе

Лекарство — это уникальный продукт, имеющий множество свойств, и разобраться в них человеку неосведомлённому практически невозможно. Взять на себя задачу разъяснять пациенту правила приёма, хранения и других нюансов употребления лекарства лечащий врач пациента физически не может — на это у него просто нет времени. К тому же среднестатистический врач обычно оперирует арсеналом из 60–80 лекарственных средств. А больной человек зачастую страдает несколькими заболеваниями, посещает разных врачей, и они назначают ему разнообразные лекарства, не всегда обращая внимание на различные аспекты их совместимости. Кроме того, у пациентов существуют трудности в понимании информации, изложенной в инструкциях к препаратам. Поэтому нередко возникают ошибки в правилах приёма и дозировке препаратов, что может сделать их употребление неэффективным и даже опасным.

Сегодня практически единственную информацию о лекарственном препарате и правилах его приёма дают именно в аптечной организации. Эта услуга очень важна, ведь подчас, например, эффект от употребления лекарства до или после еды — кардинально разный. Поэтому фармацевтические работники — важнейшее звено, способствующее рациональному применению лекарственных препаратов, а в отношении безрецептурных препаратов даже и правильному выбору.

Расширение полномочий

Несомненно, в скором будущем в рамках внедрения концепции ответственного самолечения аптечным работникам потребуется кардинально иное обучение. Ведь, для того чтобы правильно консультировать население, фармацевты должны следовать определённым алгоритмам. И очень важно, чтобы эти алгоритмы были правильно разработаны.

Сегодня, например, в Великобритании расширяются полномочия фармацевтов. С 2011 года они получили право самостоятельно выписывать рецепты на некоторые лекарства. Речь пока не идёт о том, что России нужно было бы позаимствовать этот опыт, хотя в некоторых ситуациях он мог бы стать хорошим решением.

Очевидно, что необходимо создавать программы повышения медицинской грамотности населения и внедрять дополнительные образовательные программы для фармацевтов. Союз медицинских специалистов и аптечных работников, науки и бизнеса будет способствовать тому, что доступ к препаратам и качественной лекарственной помощи будет улучшаться.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть