Когда День работника автотранспорта

Ниже представлена сводная таблица с указанием даты празднования Дня автомобилиста и родственных праздников в зависимости от страны бывшего СССР.
Для тех, кому интересен вопрос празднования дня водителя, предлагаем ознакомиться с подробной историей возникновения праздника автомобилиста, которая представлена ниже. Приведены разнообразные преобразования его названия и даты с момента возникновения во времена СССР и после его распада.
День работников автомобильного транспорта в СССР
Бытует мнение, что Интернет — большая помойка, где можно найти всё и ничего. Отчасти — верное утверждение, особенно в свете того, как генерится и распространяется в нем контент. Достаточно опубликовать незаконченный (или неполный, заведомо искаженный) уникальный материал на «авторитетном» ресурсе, как тут же появляется масса желающих растянуть его в таком виде по бложикам, форумам, новостным лентам и соцсетям. А вот задуматься о достоверности этого материала и попытаться проанализировать полноту раскрытия вопроса — в голову никому не приходит. Так получилось и с вопросом о дне работников автомобильного транспорта — даже Wiki начинает отсчет его истории с 1 октября 1980 года, хотя всё начиналось немного ранее, и доказательств этому масса — достаточно просто открыть глаза.
Первое упоминание о профессиональном празднике водителей относится к периоду стабильности СССР — середине 70-х. Тогда, идя навстречу пожеланиям трудящихся, указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1976 года, официально был установлен новый праздник — «День работников автомобильного транспорта» (формально праздник не распространялся на частных автовладельцев, а только на официальных работников отрасли), который отмечался ежегодно в последнее воскресенье октября. В том же году о новом «профессиональном дне» появились заметки во многих газетах, внеслись изменения в модные в то время отрывные календари, а стенгазеты и стенды автопредприятий пестрели поздравлениями своим работникам.

Новый профессиональный день нашел свое отражение и на продукции Министерства связи — появился тематический художественный маркированный конверт, посвященный этому празднику. Такой способ донесения информации до населения реально работал — письма были основным средством связи между людьми, и, учитывая глобальную программу СССР по расселению, такие весточки разлетались по всей стране миллионными тиражами, достигая самых отдаленных уголков страны Советов и оставляя в памяти адресата информацию с художественно оформленного конверта. В нашей виртуальной коллекции есть подборка ХМК автовокзалов СССР, а ниже мы представим первый конверт с упоминанием о дне работников автомобильного транспорта, который был выпущен в год основания праздника и датируется 15.09.1976 годом и более поздний экземпляр от 07.09.1981.


Минсвязи отнеслось к учреждению нового праздника со всей ответственностью — в лучших традициях почтового ведомства, к художественному конверту был изготовлен спецштемпель, которым производилось гашение ХМК первого праздничного дня, выпавшего на 31.10.1976.


Позднее, 1 октября 1980 года, Президиум Верховного Совета СССР издает указ № 3018-Х «О праздничных и памятных днях», которым было предписано учредить в СССР «День автомобилиста». По сути, этим указом было лишь формально изменено название ранее учрежденного праздника, тем более, что дата торжества осталась прежней. В народе праздник получил более простое название — «День водителя». Здесь руководством страны Советов был совершен некий просчет: с одной стороны — в угоду растущему числу частных автолюбителей, у них появился свой официальный «гаражный» день (для многих прекрасный повод пропустить по рюмочке с соседом по гаражу); с другой — смазался профессиональный день водителей, которые являлись именно работниками автомобильного транспорта (в основном — водители общественного и грузового транспорта).
День автомобилиста после распада СССР
После распада СССР судьба праздника в бывших республиках сложилась по разному — во многих этот день был перенесен на другую дату, некоторые изменили привычное название или даже упразднили. Но остались и те, кто продолжал поддерживать традиции, заложенные ещё в годы процветания СССР. К примеру, в Беларуси и на Украине дата праздника и его название остались неизменными.
РФ — «День водителя» был разбит на более мелкие, профильные праздники — указом № 556 от 23 марта 2000 года «День дорожника» перенесен на третье воскресенье октября, а указом № 897 от 25 июня 2012 года учрежден «День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта». Кроме того, в России отдельно существует «День военного автомобилиста», который был учрежден приказом № 100 главы министерства обороны РФ Сергеевым И.Д. 24 февраля 2000 года и отмечается ежегодно 29 мая, а исторически праздник привязан ко дню образования первой российской автомобильной роты (образована указом императора Николая Второго 29 мая 1910 года). В 2013 году Почта России выпустила тематический ХМК, посвященный дню военного автомобилиста.
Украина — первый президент Украины Кравчук Л.М. «в поддержку инициативы работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Украины» 13 октября 1993 года подписал Указ № 452/93 «О дне автомобилиста и дорожника». Дата празднования осталась прежней — последнее воскресенье октября. В свете последних событий и объявленной борьбе с коммунистическим наследием — надолго ли сохранится праздник?
Беларусь — в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 438 от 20 октября 1995 года «Об установлении праздника — Дня автомобилиста» День автомобилиста отмечается ежегодно в последнее воскресенье октября.
Казахстан — в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 20 января 1998 года № 3827 «О профессиональных и иных праздниках в Республике Казахстан», в стране не существует классического дня автомобилиста, вместо него учрежден «День работников транспорта», отмечаемый ежегодно в первое воскресенье августа, а последнее воскресенье октября теперь отводится для празднования «Дня работников системы социальной защиты».