Кем можно работать с дипломом стоматолога

Работа как эстетическое удовольствие

kb12_2015-prof_01

Людмила Павловна Яролович с отличием окончила Минский государственный медицинский институт в 1969 году. С тех пор медицина, а в частности стоматология, стала делом ее жизни. Сейчас она вот уже 13 лет на пенсии, но продолжает практиковать терапевтическую стоматологию.

— После окончания института я захотела работать недалеко от дома, поэтому меня направили в Поречинскую сельскую участковую больницу зубным врачом, — вспоминает Людмила Павловна. — Врачей в больнице не хватало, и так как мы в институте изучали широкопрофильную медицину, то я спокойно вела 3 палаты в стационаре, при этом не ощущала недостатка знаний и уверенно себя чувствовала. Главным врачом сельской больницы была заслуженный врач Беларуси Татьяна Фоминична Гузова, под началом которой я прошла замечательную школу.

В 1976 году Людмила Павловна с семьей переехали в Ивье. Молодая женщина стала работать в Ивьевской ЦРБ стоматологом-хирургом. С 1996 по 2003 год она была заместителем главного врача по медицинской части.

— Сейчас лечить зубы стало интереснее и приятнее, появилось много современных материалов и новая аппаратура. Все изменилось. В начале моей практики не было даже нормальных обезболивающих, все боялись зубного врача как огня и шли к нему только тогда, когда терпеть зубную боль было уже невозможно, — рассказывает опытный врач.

Людмила Павловна всегда интересовалась инновациями в стоматологии, постоянно участвовала в научно-практических конференциях, семинарах и стоматологических конгрессах. По ее мнению, современные молодые стоматологи замечательные и высококвалифицированные мастера. Они понимают современные методики, разбираются в новых технологиях, и самое главное, умеют совмещать наработанный опыт и новые достижения медицины.

— Сегодня моя работа доставляет эстетическое удовольствие, — делится стоматолог. — Я привожу в порядок улыбки людей, у меня есть для этого все возможные способы. Я возвращаю к жизни, казалось бы, даже безнадежные зубы. Видеть такой результат работы всегда приятно. Честно говоря, в хирургию я бы уже не вернулась: уже не те нервы и не то здоровье. Если раньше проще было удалить зуб, то сегодня его проще вылечить.

Читателям «Кем быть?» Людмила Павловна советует тщательно следить за состоянием полости рта и регулярно, раз в полгода, посещать стоматолога для профилактических осмотров, чтобы избежать разрушения зубов. Обязательным ежедневным действием является чистка утром и вечером, после еды. При этом чистить зубы, язык и щеки нужно не меньше трех минут, потому что именно только времени необходимо, чтобы полезное действие пасты подействовало. Не стоит пренебрегать зубной нитью, которая позволяет удалить налет и остатки пищи между зубов. Не лишним будет и использование ополоскивателя для рта. Если же возникают индивидуальные вопросы, то их стоит задать стоматологу во время осмотра.

Молодым специалистам, которые будут работать стоматологами, Людмила Павловна советует быть более внимательными и доброжелательными, стараться найти подход к пациенту и правильно поставить диагноз. Если будет отличное знание теории, то практика придет со временем.

Марина МЕДВЕДЕВА Фото автора

Профессия стоматолога во все времена занимала уверенные позиции лидера в списке профессий, без которых невозможно обойтись, ведь болезни зубов и полости рта вызывают нарушения не только жевательной, но и пищеварительной функции организма, приводят к различным сопутствующим заболеваниям. Некрасивые зубы также портят внешний вид и служат причиной комплексов.

Сегодня широко распространенная профессия стоматолога становится частым выбором абитуриентов при поступлении в вуз, так как она является одной из наиболее стабильных и высокооплачиваемых. При должном подходе и ответственном отношении к делу врач-стоматолог может с легкостью обеспечить себе светлое будущее, работая как в государственных больницах, так и приватных клиниках.

Стоматология (от греч. stoma — рот и logos — учение) — это медицинская наука, которая занимается изучением, диагностикой и лечением заболеваний зубов, челюстей и других органов полости рта.

История профессии

Как медицинская наука стоматология сформировалась совсем недавно — меньше ста лет тому назад, в 20-х годах ХХ века. Это произошло в результате слияния челюстно-лицевой хирургии и зубоврачевания. Сначала зубоврачеванием занимались не врачи, а цирюльники, банщики, ремесленники, и их помощь в основном сводилась к удалению разболевшегося зуба. В конце ХVII-XVIII веков зубоврачевание стало медицинской специальностью, во многом благодаря трудам выдающегося французского врача П. Фошара. В это время появились первые искусственные коронки из золота, пломбы из амальгамы, стали использовать мышьяк для убиения воспаленного нерва зуба, а затем изобрели и бормашины.

В России в 1810 году был издан указ, по которому право на зубоврачебную практику предоставлялось только лицам, получившим диплом зубоврачебного лекаря. Первая возможность получить высшее образование в этой сфере появилась лишь в 1885 году, когда при хирургической клинике Московского университета открылась первая в России приват-доцентура по одонтологии (odóntos — зуб) под руководством Н. Н. Знаменского. Затем в 1910 году решили, что необходимо учредить на всех медицинских факультетах самостоятельные кафедры одонтологии со своими клиниками и техническими лабораториями. А в марте 1920 года на медицинских факультетах государственных университетов были организованы кафедры стоматологии и приблизительно в это же время созданы зубоврачебные (ныне стоматологические) институты.

Современная стоматология — одна из передовых медицинских наук, шагающая семимильными шагами

Область деятельности

Врачи-стоматологи работают в зубоврачебных, зубопротезных и лечебно-профилактических учреждениях. Они проводят терапевтическое и хирургическое лечение больных зубов, челюстей, языка, десен и слизистой оболочки полости рта, шинирование переломов челюстей, изготавливают зубные, челюстные и лицевые протезы.

Различают стоматологов-терапевтов, стоматологов-хирургов, стоматологов-протезистов и стоматологов-ортодонтов. Стоматолог-терапевт лечит больные зубы, а также заболевания десен, слюнных желез, слизистой оболочки полости рта и губ. Стоматоло-хирург удаляет больные зубы, камни слюнных протоков, опухоли, вскрывает гнойники в полости рта, исправляет различные дефекты челюстей, губ, носа. Стоматолог-протезист изготавливает съемные и несъемные протезы, а стоматолог-ортодонт исправляет прикус, изменяет направление роста отдельных зубов, добивается ровности зубного ряда.

Общая характеристика профессии

В рамках своей профессиональной деятельности врач-стоматолог осуществляет:

  • • осмотр полости рта больного (в том числе и инструментальный), выслушивание жалоб и формулирование выводов о предполагаемом диагнозе и лечении;
  • • санацию полости рта на основе осмотра и жалоб больного (лечение кариеса, удаление дефектов тканей зуба путем пломбирования, удаление зубного камня, лечение различных заболеваний зубов и десен);
  • • расшифровку рентгенологических снимков;
  • • хирургическое удаление зубов и корней (стоматолог-хирург);
  • • протезирование зубов (стоматолог-протезист);
  • • коррекцию формы зубов и прикуса (стоматолог-ортодонт);
  • • проведение плановых профилактических осмотров (в детских садах, школах, в поликлиниках при различных предприятиях и т. д.) и при необходимости осуществление санации полости рта больных;
  • • обучение навыкам гигиены полости рта и правильного ухода за зубами и деснами, дача рекомендаций по выбору зубной щетки, вида зубной пасты, использованию зубной нити и различных зубных эликсиров.

Должен знать:

  • • нормативно-правовые акты по вопросам здравоохранения;
  • • общетеоретические и клинические дисциплины, касающиеся стоматологии;
  • • симптоматику стоматологических заболеваний, методы их профилактики и лечения;
  • • устройство и принципы действия стоматологического инструментария;
  • • технологические процессы изготовления зубных протезов;
  • • способы оказания первой медицинской помощи.

Уникальная профессия стоматолога требует высокого уровня знаний по предмету, навыков лечения и удаления зубов, а также их протезирования.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

  • • высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания;
  • • способность длительное время заниматься монотонной работой (терпение), осторожность;
  • • способность анализировать ситуацию и, исходя из этого, строить алгоритм дальнейшего лечения;
  • • способность самостоятельно принимать решения — качество, необходимое для постановки диагноза;
  • • навыки точной манипуляции и ловкость (развитие мелкой моторики рук).

Так как врач-стоматолог работает с людьми, требуются эмоциональная уравновешенность, умение сохранять спокойствие в напряженных ситуациях, общительность, коммуникабельность.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • • безответственность;
  • • брезгливость;
  • • невнимательность;
  • • эмоциональная несдержанность.

Медицинские противопоказания:

  • • хронические болезни нижних дыхательных путей — хронический бронхит, бронхиальная астма;
  • • нарушение свертываемости крови;
  • • деформация позвоночника и грудной клетки 4-й степени со значительным нарушением функций органов грудной клетки;
  • • нарушение координации движений рук;
  • • резкая степень тугоухости;
  • • снижение остроты зрения (учитывается степень);
  • • аномалии цветового зрения.

Профессиональная подготовка

Профессию можно получить на стоматологических факультетах медицинских университетов:

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть