Каковы мотивы выбора профессии

Выбор учебного заведения — это основной этап процесса профессионального самоопределения для выпускников школ, а для учебного заведения ежегодный прием нового контингента обучающихся — не только количество, но и «качество» студентов.

Очевидно, что проблема выбора учебного заведения на сегодняшний день имеет большое значение как для абитуриентов, так и для руководства учебных заведений.

181014_01

Руководству учебного заведения необходима информация о факторах, обусловливающих выбор вчерашними школьниками тех или иных профессий, необходимо знание мотивов поступления в конкретное учебное заведение. Учет этих факторов особенно важен при проведении целевой рекламной акции для абитуриентов, открытия новых специальностей и развития имеющихся направлений подготовки. В связи с этим важно знать мнение первокурсников по целому ряду вопросов, связанных как с поступлением, так и с первыми впечатлениями от пребывания в техникуме.

Каков портрет первокурсника — 2014 решили узнать в подшефном учебном заведении ГК «Зеленая Долина» — Корочанском сельскохозяйственном техникуме. Для этого было проведено социологическое исследование среди его первокурсников.

Целью данного исследования являлось изучение:

  • мотивов выбора вчерашними абитуриентами техникума для обучении (данная информация позволяет получить данные, целенаправленно ли первокурсники поступали в Корочанский сельскохозяйственный техникум, на конкретную специальность);
  • факторов, повлиявших на выбор специальности абитуриентами (эта информация позволяет получить сведения относительно того, чем руководствуется абитуриент при поступлении в техникум);
  • удовлетворенности первокурсников выбором техникума (ответ на данный вопрос дает представление о том, оправдались ли ожидания первокурсников относительно своего поступления);
  • первоначальной оценки студенческой жизни в стенах нашего техникума (техникум может получить информацию, насколько комфортно (в психологическом аспекте) первокурсникам учиться в стенах нашего техникума);
  • представлений первокурсников о будущей работе и др.
181014_02

Всего в 2014 году на первом курсе в техникуме учится 77 человек. Из них 55% составили юноши и 45% девушки.

Возрастной состав первокурсников — 9 учащихся 1997 года, 55 — 1998 года, 13 человек — 1999 года рождения.

Состав семей первокурсников следующий: многодетные семьи — 7, неполные семьи — 24.

Первокурсники, участвующие в опросе, представляли 5 специальностей техникума, многие из которых участвовали в анкетировании почти стопроцентным составом.

В ходе анкетирования было опрошено 69 респондентов. Цели поступления в техникум можно разделить на прагматичные — «сделать карьеру», «получить диплом» — 10% первокурсников, мотивы самоопределения — «наличие интересующей специальности», «личный выбор» — 65% опрошенных, также иногда встречаются мотивы, если можно так сказать, «внешнего принуждения, мотивы, зависящие от внешних обстоятельств» (нежелание продолжать учебу в школе, настойчивые советы родителей) — 16%.

После определения наиболее значимых мотивов выбора учебного заведения респондентам был задан вопрос, насколько оправдались их ожидания в отношении поступления в выбранный техникум:»Если бы Вам снова пришлось выбирать учебное заведение?«. Ответы респондентов показывают, что большинство из них учатся именно в том учебном заведении, которое они выбрали.

Как видим, 55% опрошенных первокурсников подтверждают свой выбор техникума, 25% абитуриентов в силу различных обстоятельств идут учиться не туда, куда хотелось бы. Можно сделать вывод, что абитуриенты поступали в Корочанский сельскохозяйственный техникум осознанно и с высокой степенью информированности о техникуме и специальностях.

Опрос показал, что наиболее значимым мотивом получения образования у наших первокурсников является желание получить интересующую профессию, найти подходящее место работы. Можно констатировать, что доля респондентов, которыми движет желание угодить родителям, невелика.

Большинство первокурсников отмечают, что самостоятельно выбрали специальность, исходя из собственных интересов (64%). 17% опрошенных при выборе специальности опирались на востребованность данной профессии на рынке труда. 12% первокурсников опирались на мнение близких.

Адаптация к техникуму, по результатам опроса, происходит успешно. Большинство первокурсников отмечают наличие хороших отношений с одногруппниками, положительный контакт с преподавателями, желание продолжать учебу (70% опрошенных).

Большинство первокурсников с удовольствием участвуют во внеклассных мероприятиях техникума — 70%.

Согласно результатам опроса, 71% первокурсников хотели бы дополнительно заниматься в спортивных секциях, 25% — в танцевальных и вокальных, 4% — в театральном кружке.

На вопрос относительно того, является ли сегодня образование гарантией жизненного успеха, ответы первокурсников распределились следующим образом: позитивные ответы дали 67% опрошенных.

Затруднились выразить свое мнение 20% респондентов. По мнению 13% первокурсников, образование не дает никаких гарантий достижения успеха в жизни.

Таким образом, опрос показал, что на сегодняшний день большинство первокурсников связывают свои успехи в жизни с получением образования.

Проведенное исследование показало также, что абитуриенты в целом хорошо информированы о специальностях нашего техникума. Фактор «недостаток информации о других специальностях» выбрали только 0,5% опрошенных.

Также в ходе опроса мы попытались выяснить мнение первокурсников об оценке избранной ими специальности со стороны общества. Присутствие данного вопроса в нашей анкете вполне обосновано, так как очевидно, что осознание важности и нужности своей профессии людям является стимулом для более успешного обучения студента.59% первокурсников уверены, что выбранная ими профессия очень важна и перспективна для общества.

Данный факт позволяет надеяться на успешное обучение в техникуме и формирование хорошей профессиональной направленности респондентов. Еще 17% подчеркивают важность своей специальности, признавая при этом ее бесперспективность.

Выводы

Сегодня наиболее важным является ориентация абитуриентов на результат обучения — востребованность выбранной области знаний в обществе, возможность успешного трудоустройства после окончания обучения — «престижность техникума и профессии на рынке труда», наряду с интересом к выбранной профессии.

Среди факторов, обусловливающих выбор профессии, наиболее значимым является интерес к избранной области деятельности, наименее важным — семейные традиции.

Представляется очень важным такое направление организации исследований в техникуме, как мониторинг карьерных траекторий выпускников, чтобы их успешными примерами привлекать потенциальных абитуриентов.Очень важно расширять объем информации о техникуме, в том числе его материально-технической базе, стоимости обучения, социальной поддержке, возможности проявления творческих способностей обучающихся, о предоставляемых возможностях для занятий спортом и отдыха (спортивные секции), о комфортности общежитий и т.д. Многие из этих позиций могут привлечь абитуриентов, которые еще колеблются в выборе учебного заведения.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть