Какие профессии относятся к культуре

Урок окружающего мира во 2-м классе «Культура и образование. Все профессии нужны, все профессии важны»

  • Фролова Татьяна Валерьевна, учитель начальных классов, педагог дополнительного образования

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Цели:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитывающие:

Задачи:

Оборудование:

Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.

См. приложение 1 — презентация к уроку.

1. Орг.момент, проверка Д/з:

Здравствуйте. Меня зовут Татьяна Валерьевна.

— И я очень надеюсь, что сегодня здесь собрались любители и знатоки окружающего мира. Сегодня на уроке у вас очень много гостей, а еще к вам в гости пришел Волшебный экран, он будет нам помогать на уроке.

— А как вы думаете, что объединяет все эти слова:(СЛАЙД 1-4 слова) поезд, вертолет, метро, автобус?

(СЛАЙД 2 Транспорт)

— Эту тему вы изучали на прошлом уроке.

— А на какие 4 вида <Рисунок 1> транспорта, в зависимости от того, по чему и где передвигается, бывает транспорт? (СЛАЙД 3-4 группы)

— К какому виду транспорта из этих 4 — ех относятся? (СЛАЙД 4- ПРИМЕРЫ 4 группы)

— А какой бывает транспорт <Рисунок 2> по назначению? (СЛАЙД 5-3 группы)

— К какому виду транспорта из этих 3 — ех относятся? (СЛАЙД 6-ПРИМЕРЫ 3 группы)

— Вы очень хорошо подготовили домашний материал, молодцы!

2. Постановка целей и задач урока:

— Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новыми понятиями, совершим небольшое путешествие и поиграем, при этом вы многое узнаете, и многое сможете рассказать то, что вы уже раньше знали.

— Недавно на уроках вы познакомились с экономикой, какие части экономики вы запомнили? (промышленность, с/х, транспорт, строительство, торговля) (СЛАЙД 7_ Отрасли экономики)

— Сегодня мы познакомимся еще с <Рисунок 3> двумя ее отраслями, рассмотрите рисунки (СЛАЙД 8_фото). Что на них изображено? Это тоже части экономики: культуры и образования (СЛАЙД 9,10_ Культура, образование). Итак, это новые отрасли экономики, которые вы узнали.

— А сейчас мы отправляемся в путешествие, но не куда-нибудь далеко, а на улицы своего города.

Закройте глазки, так вам легче будет представить то, о чем я расскажу.

Наступило ранее утро. Показалось на небе солнышко.

Просыпается наш город Поронайск. На улицах города появились машины, люди.

Дети спешат в школу, взрослые торопятся на работу.

Надежда Михайловна идет в аптеку. Юлия Валерьевна и Наталья Ивановна — в больницу.

Две Людмилы Николаевны, встретив Ирину Александровну, идут в детский садик «Дружные ребята».

Валентина Ивановна идет на урок.

Рабочий день начинается.

Откройте глаза. Давайте оживим нашу картину.

Расскажите о том, куда ваши родные отправились на работу.

(СЛАЙД 11-1 Картинка улицы)

Посмотрите, какой красивый город у нас получился <Рисунок 4>.

— Взрослые разошлись на работу. А куда бы вы хотели пойти на работу, когда вырастите? (ответы детей)

— У нас в классе — будущие … продавцы, учителя, доктора, милиционеры, певицы, водители.

— Кто догадался, какая тема урока? (СЛАЙД 11_2 Тема урока) «Все профессии важны»

— У вас на парте желтые лепестки, а на доске 3 цветка.

— Прикрепите свои лепестки к серединке того цветка, который, по-вашему мнению, будет правильным ответом <Рисунок 5> на мой вопрос! (СЛАЙД 12_№ листков) Напишите на них свои имена.

№ 1 Кто считает, что он мало знает о профессиях, и хотел бы еще больше узнать?

№ 2 Кто знает профессии, но еще не все?

№ 3 Кто все знает о профессиях, и будет мне сегодня много помогать?

Видно, что вы знаете профессии, но еще не все, мы сегодня поговорим о некоторых из них.

— Что же обозначает слово «профессия»? (Ответы детей).

Если мы обратимся к словарю русского языка, то прочтём … (это род трудовой деятельности, занятий, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования, это то, чем человек занимается, по-другому, это его работа. (СЛАЙД 13_ Определение профессии)

— А какие профессии вы знаете?

— Да. И сегодня у нас парад профессий. Вы хотите в нем поучаствовать?

— Тогда устраивайся поудобнее и слушай.

Кто на стульчике сидел, Кто на улицу глядел, Боря пел, Олег молчал, А Сергей ногой качал. Дело было вечером, Делать было нечего. Галка села на заборе, Кот забрался на чердак. Тут сказал ребятам Боря Просто так: Я хочу стать программистом, ну а вы? Программистом — это клево, Ну, а я не знаю — кем. Все профессии нужны, Все профессии важны! Сегодня день — особенный! Собрались мы сюда, друзья, Работать будем в группах, И ты, и он и я!

— Сегодня мы с вами разобьемся на три группы — три ряда: 1, 2, 3! Но перед этим нам с вами нужно познакомиться с правилами работы в группах.

(СЛАЙД 14_ Правила работы в группах)

— У каждого на столе конверт. Возьмите картинки и попробуйте узнать профессию (работа в группах). Все это вы делаете вместе, не ссорясь друг с другом.

1р — учитель <Рисунок 6>

2р — доктор <Рисунок 7>

3р — милиционер <Рисунок 8>

(С каждого ряда выходит группа ребят для объяснения своего выбора)

— А к каким отраслям экономики они относятся? (медицина, образование и правоохранительные органы)

— Сейчас я буду называть слова — предметы, слова — признаки, слова — действия предметов. Если вы услышите слово, относящееся к вашей профессии, то топайте ногами. А если слово не относится к вашей профессии, то должна быть тишина. Таким образом, мы проверим, хорошо ли вы знаете эти профессии.

4. Материал (слова говорить в разброс):

Учитель: школа, школьник, звонок, портфель, букварь, тетрадь, дневник, пенал, учит, строгая, добрая, читает, пишет, рисует, внимательная)

Врач: больница, поликлиника, лекарства, укол, градусник, бинт, таблетки, лечит, добрый, ловкий, перевязывает, чуткий, капли, слушает, банки)

Милиционер: свисток, тротуар, переход, транспорт, регулирует, расследует, следит, внимательный, вежливый, строгий, значок, наручники, светофор, дети, жезл)

— А какие еще школьные профессии вы знаете? (СЛАЙД 15_ Учителя)(повар, медсестра, завхоз, уборщица, лаборант)

— А какие названия профессий врачей вы знаете? (СЛАЙД 16_Врачи)(лор, стоматолог, окулист, хирург, кардиолог)

— А какие милицейские профессии вы еще знаете? (СЛАЙД 17_Милицонер)(инспектор, участковый, следователь, дежурный)

— А сейчас для каждой команды загадки, отвечайте по очереди, не выкрикивайте! Мы проверим, как вы знаете и другие профессии (с показом рисунков).

Загадки про профессии:

В небе звездочка искрится, Спит клубком усатый кот, А ему всегда не спится — Всегда он затемно встает. Каша булькает легонько, И яичница шипит, И под вкусный шум и гомон

В спальни входит аппетит. (СЛАЙД 18_1_Повар)

Наведет стеклянный глаз,

Щелкнет раз — и помнит вас. (СЛАЙД 18_2_Фотограф)

Он красил перила на лестничной клетке. Я очень спешу, — говорил он соседке, Мне нужно скорее докрасить перила, Покуда не кончились в банке белила.

(СЛАЙД 18_3_Маляр)

Почту, письма и журналы — Он по домам разносит, Ходит он во все кварталы, В каждый дом заходит. (

СЛАЙД 18_4_Почтальон)

Встаем мы рано, ведь наша забота — Всех отвозить по утрам на работу.

(СЛАЙД 18_5_Водители)

Сидит, склонившись за столом, Он час, и два, и три И водит тоненьким пером До утренней зари.

(СЛАЙД 18_6_Писатель)

— А теперь попробуйте узнать профессии по-другому, я назову несколько вещей-предметов, которые нужны людям определенной профессии, а вы вспомните эти профессии.

1. Чек, весы, касса … (Продавец)

2. Шланг, вода, костюм … (Пожарный)

3. Ножницы, шампунь, лак … (Парикмахер)

— С какой буквы начинаются все эти слова? (П)

— А какие еще профессии на эту букву вы знаете? (повар, писатель, портной, певец, птичница, пастух, пчеловод, пожарный, продавец, прачка и т д.)(СЛАЙД 19_1_На букву П)

— А чем занимаются люди этих профессий?

— А по одному предмету (показ рисунков: корова, туфли, алмаз, торт, планета, TV, футбольный мяч, телефон, лампочка)сможете узнать профессию? (СЛАЙД 20_9 раз)

— Смотрю, вам очень много знакомо профессий, а скажите, что вы знаете о профессии кинолога (СЛАЙД 21_1 Кинолог)? Чем занимаются люди с такой профессией? (СЛАЙД 21_2_Кинолог)

— А оказывается, это человек, который занимается изучением и разведением собак.

— Очень важная и другая профессия, соберите слово, оно поможет нам, угадать эту профессию (буквы из слова ГИБДД) (СЛАЙД 22_ГИБДД) — инспектор ГИБДД (СЛАЙД 23_1_Инспектор ГИБДД), кто это такой? Чем занимается?

Г — государственная

И — инспекция

Б — безопасности

Д — дорожного

Д — движения

Инспектор ГИБДД <Рисунок 9> управляет дорожным движением, следит за соблюдением ПДД водителями, пешеходами и пассажирами, обеспечивает безопасность на проезжей части дороги. Он одет в форменную одежду. Сзади на куртке у него три большие буквы «ДПС», что означает «Дорожно-патрульная служба». Впереди на куртке прикреплен нагрудный знак, где написано «милиция», «ДПС», изображен двуглавый орел и есть номер, по которому можно узнать, где работает инспектор. (СЛАЙД 23_2_Инспектор ГИБДД)

У него есть свисток, чтобы привлекать внимание водителей и пешеходов, и жезл — это такая палка с черными и белыми полосами, которую инспектор держит в руках. Жезлом инспектор управляет дорожным движением, то есть регулирует его.

— А вот еще об одной важной профессии, что за профессия, угадайте?

Встанем мы, когда вы спите, И муку просеем в сите, Докрасна натопим печь, Чтобы хлеб к утру испечь.

(пекарь)

— Но только лишь он участвует в появлении хлеба на прилавках?

— Давайте, почитаем об этом в учебнике на стр.128.

— Люди, каких профессий еще помогают пекарю испечь хлеб? (СЛАЙД 24_Хлебные профессии)

— Так какую работу они выполняют? Зачитайте из текста.

— Вот, оказывается, сколько существует профессий, с которыми вы пока еще не знакомы!

И это крошечная часть всех существующих на земле. Перечислить все профессии и специальности человека невозможно. Ведь с каждым годом появляются все новые и новые.

— Людей различных профессий можно назвать волшебниками, так как руки мастеров создают предметы необыкновенной красоты и очень нужные людям. Без чего невозможна нормальная жизнь людей.

— Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте или что у него золотые руки. Я желаю вам правильно избрать свой путь. В заключение послушайте стихотворение и подумайте, о чем оно:

Подумайте, что было бы, Когда б сказал портной: — Шить платья мне не хочется, Устрою выходной! И все портные в городе За ним ушли б домой. Ходили б люди голые По улице зимой. Подумайте, что было бы, Когда сказал бы врач: — Рвать зубы мне не хочется, Не буду, хоть ты плачь! Больным врачебной помощи Не стало б никакой. А ты б сидел и мучился С подвязанной щекой. Подумайте, что было бы, Когда б сказал шофер: — Возить людей не хочется! — И выключил мотор. Троллейбусы, автобусы Засыпало снежком, Рабочие на фабрики Ходили бы пешком. Сказал учитель в школе бы: — Мне в нынешнем году Учить детей не хочется, Я в школу не приду! Тетради и учебники Валялись бы в пыли, А вы бы неучеными До старости росли. Подумайте, какая бы Случилась вдруг беда! Но только так не сделает Никто и никогда, И люди не откажутся От нужного труда: Учитель обязательно Придет наутро в класс, А пекари старательно Хлеб испекут для вас. Любое дело выполнят, Что им ни поручи, Портные и сапожники, Шоферы и врачи. Мы все семьею дружною В одной стране живем, И каждый честно трудится На месте на своем.

— Какой вывод вы сделали из этого стихотворения? О чем оно заставило вас задуматься?

Все профессии важны, и все люди работают на благо других людей.

5. Дача домашнего задания:

«Помните, все профессии хороши — выбирай на вкус!» Неважно, какую профессию выберет каждый из вас, лишь бы она была вам по душе.

— И поэтому дома напишите несколько строчек о том, кем вы мечтаете быть, когда вырастите. И добавьте в ваши ответы то, что вы знаете об этой профессии. А кому будет это сделать сложно, то просто нарисуйте себя в будущем, кем по профессии вы себя видите?

6. Итог урока, рефлексия:

— А теперь посчитайте свои жетоны, у кого сколько?

— Какие чувства вы испытывали во время урока?

— Что понравилось?

— А что нового вы узнали?

— Над чем задумались?

— Чему удивились?

— А вам нравится работать в группах? Почему?

— Я очень рада, что вам понравилось, а еще хочу вас попросить раскрасить

(СЛАЙД 25_Рефлексия 1)окошки домика <Рисунок 10>.

ЕСЛИ ЗАДАНИЕ, (СЛАЙД 26_Рефлексия 2)КОТОРОЕ Я НАЗОВУ, ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ, И БЫЛО ЛЕГКО ЕГО ВЫПОЛНЯТЬ, ТО ЗЕЛЕНЫМ ЦВЕТОМ, А ЕСЛИ БЫЛО ТРУДНО И НЕИНТЕРЕСНО — КРАСНЫМ.

Найдите 1 окошко — проверка Д/з,

2 окошко — путешествие, закрыв глаза,

3 окошко — определять, много ли вы знаете о профессиях, крепить лепестки,

4 окошко — работать по группам,

5 окошко — отгадывать загадки, отгадывать профессии людей,

6 окошко — знакомиться с новыми профессиями, или узнавать о них больше.

— Спасибо вам, детки, за этот замечательный урок!

Мне было с вами интересно и приятно работать! (СЛАЙД 27_Спасибо!)

Дополнительные игры:

«Узнай слово» П.В.Р и т.д.

«Выбери лишнюю профессию» из 4-ех

«Собери название профессии из букв»: повар, врач, маляр, швея, моряк и т.д.

Игра «КТО Я по профессии?»

См. приложение 2 — самоанализ урока.

17.01.2008

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть