Какие факторы обусловили возникновение педагогической профессии

Содержание
- 1 Раздел 1: Теория обучения как самостоятельная область педагогики. Править
- 2 Раздел 2: Эволюция дидактических идей в практике цивилизационного развития. Анализ современных дидактических концепций. Править
- 3 Темы для самостоятельной работы. Править
- 4 Раздел 1: Современный образовательный процесс: сущность, структура, движущие силы, его противоречия и логика. Править
- 5 Раздел 2: Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Править
- 6 Темы для самостоятельной работы. Править
- 7 Раздел 1: Формы, методы и средства обучения. Современные модели организации обучения. Править
- 8 Раздел 2: Современные педагогические технологии и диагностика результатов обучения. Править
- 9 Темы для самостоятельной работы. Править
- 10 Раздел 1: Инновационные образовательные процессы. Править
- 11 Темы для самостоятельной работы. Править
Раздел 1: Теория обучения как самостоятельная область педагогики. Править
Тема 1: Общее понятие о дидактике, ее объекте и предмете. Править
Контрольные вопросы:
- На какие вопросы отвечает дидактика?
- Охарактеризуйте предмет дидактики.
- Для чего, на ваш взгляд, необходимо научное обоснование обучения? Можно ли без него обойтись?
Тема 2: Функции дидактики, ее понятийный состав. Править
Контрольные вопросы:
- Какие противоречия в понятийной структуре дидактики вы обнаружили?
- Какие способности, по вашему мнению, характеризуют образовательную деятельность?
- Дайте определение понятию «образование», которое выходило бы за рамки педагогики и охватывало процессы, изучаемые другими науками, например историей (образование государства), географией (образование гор).
Тема 3: Связь дидактики с другими отраслями знания и с практикой. Править
Контрольные вопросы:
- С какой отраслью научного знания дидактика соприкасается наиболее тесно?
- В чем заключается различие научных позиций специалиста по дидактике и психолога в изучении педагогического процесса?
- Перечислите проблемы, которые вызваны связью дидактики с практикой обучения.
Раздел 2: Эволюция дидактических идей в практике цивилизационного развития. Анализ современных дидактических концепций. Править
Тема 1: Возникновение и становление педагогической профессии. Править
Контрольные вопросы:
- Какие факторы обусловили возникновение педагогической профессии?
- В каком соотношении находятся понятия «педагог», «учитель», «воспитатель»?
- Что обусловливает возрастание роли учителя в современном обществе?
Тема 2: Дидактические идеи на разных исторических эпохах. Править
Контрольные вопросы:
- Назовите выдающихся учителей разных времен. В чем их заслуги перед человечеством?
- Найдите и выпишите высказывания общественных деятелей, ученых, писателей, педагогов различных эпох об учителе и педагогической профессии.
- Подберите пословицы и поговорки о педагогике разных эпох.
Тема 3: Перспективы развития педагогической профессии. Править
Контрольные вопросы:
- Почему педагогическая деятельность всё больше относится к разряду творческих?
- Что обусловливает возрастание роли учителя в современном обществе?
- Раскройте сущность гуманистической функции педагога.
Темы для самостоятельной работы. Править
- Предмет дидактики как науки. Сравнение современных взглядов на предмет дидактики.
- Расширение роли учителя в современном обществе: предпосылки и последствия.
- Историческое взаимодействие дидактики с другими науками.
- Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы.
- История нетрадиционных направлений в дидактике.
Раздел 1: Современный образовательный процесс: сущность, структура, движущие силы, его противоречия и логика. Править
Тема 1: Сущность педагогического процесса. Править
Контрольные вопросы:
- Назовите основные этапы и условия построения педагогического процесса.
- Каковы исторические предпосылки научных представлений о педагогическом процессе как целостном явлении?
- Возможно ли воспитание без обучения?
Тема 2: Обучение как способ организации педагогического процесса. Править
Контрольные вопросы:
- Как связаны между собой процессы познания и обучения? В чем их сходство и различие?
- Каковы движущие силы процесса обучения?
- Назовите основные виды обучения и их характерные черты.
Тема 3: Логика и условия построения педагогического процесса. Править
Контрольные вопросы:
- Какова логика учебного процесса и каков механизм процесса усвоения знаний?
- Раскройте особенности структуры деятельности учителя и деятельности учащихся в процессе обучения.
- Дайте характеристику основных принципов и правил обучения.
Раздел 2: Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Править
Тема 1: Культурологическая концепция содержания образования. Править
Контрольные вопросы:
- Рассмотрите и объясните соотношение понятий «профессиональная культура», «педагогическая культура», «профессионально-педагогическая культура».
- Дайте определение профессионально-педагогической культуры.
- Объясните смысл и содержание личностно-творческого компонента профессионально-педагогической культуры.
Тема 2: Детерминанты содержарния образования. Принципы построения содержания образования. Править
Контрольные вопросы:
- Какова сущность содержания образования?
- Каковы факторы, детерминирующие содержание образования?
- Дайте характеристику принципов отбора содержания общего образования.
Тема 3: Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования. Править
Контрольные вопросы:
- Назовите нормативные документы, необходимые руководителю образовательного учреждения.
- Каковы основные функциональные обязанности руководителей общеобразовательной школы? В каких документах определены обязанности должностных лиц?
- Проанализируйте различные виды планов работы школы.
Темы для самостоятельной работы. Править
- Диалектика воспитание и обучения. Точки их пересечения и расхождения.
- Понятие педагогической системы, её виды.
- Мультидисциплинарность ЦПП. Найти доказательства причастия к ЦПП тех или иных наук (по выбору).
- Методологические основы обучения.
- Развитие личности педагога в ЦПП.
Раздел 1: Формы, методы и средства обучения. Современные модели организации обучения. Править
Тема 1: Формы и методы обучения. Править
Контрольные вопросы:
- Какие методы обучения наиболее эффективны для тех или иных форм обучения?
- Как использует учитель на уроке фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы?
- Какими преимуществами обладает классно-урочная система обучения в сравнении с другими системами?
Тема 2: Характеристики основных концепций развивающего обучения. Править
Контрольные вопросы:
- Какие виды обучения можно использовать в качестве развивающего?
- На развитие чего направлена система обучения Эльконина-Давыдова?
- Раскройте принцип обучения на повышенной сложности в системе Занкова.
Тема 3: Понятие о средствах обучения, их функции, классификация. Характеристика средств обучения. Править
Контрольные вопросы:
- На чём основана классификация средств обучения?
- Какие функции выполняют средства обучения?
- В каком случае дидактические средства становятся ценным элементом процесса обучения?
Раздел 2: Современные педагогические технологии и диагностика результатов обучения. Править
Тема 1: Сущность педагогической технологии. Править
Контрольные вопросы:
- В чем сущность педагогической технологии?
- Назовите основные признаки педагогической технологии.
- Как соотносятся понятия «педагогическая технология» и «педагогическое мастерство»?
Тема 2: Технологии конструирования и осуществления педагогического процесса. Править
Контрольные вопросы:
- В чем сущность технологии конструирования педагогического процесса?
- Какова технология прогнозирования педагогического процесса?
- чем сущность технологии осуществления педагогического процесса?
Тема 3: Сущность, функции, виды и содержание контроля обучения. Методы и формы контроля. Править
Контрольные вопросы:
- Как соотносятся понятия «оценка» и «отметка»?
- Каковы функции контроля обучения?
- Перечислите основные методы и формы контроля.
Темы для самостоятельной работы. Править
- Теория Ш. Амонашвили об оцеке и отметке.
- Эволюция методов контроля в педагогике.
- Электронные средства обучения.
- Педагогические технологии на IT-основе.
- Педагогические технологии как отражение культуры.
Раздел 1: Инновационные образовательные процессы. Править
Тема 1: Инновационная направленность педагогической деятельности. Править
Контрольные вопросы:
- Что означает понятие «инновационные процессы» в образовании?
- Что предполагает формирование инновационной среды в педагогическом коллективе?
- Дайте характеристику основных критериев внедрения педагогических инноваций в образовательный процесс.
Тема 2: Нововведения, использующие информационные технологии. Править
Контрольные вопросы:
- Как и в чем меняются смысл и цели образования в связи с использованием интернет-ресурсов и технологий?
- Чем дистанционное обучение отличается от интернет-образования?
- Какие творческие умения учащихся можно наиболее успешно развивать с помощью ресурсов и технологий сети Интернет?
Тема 3: Формы развития профессионально-педагогической культуры учителей. Править
Контрольные вопросы:
- Почему профессионально ориентированная деятельность является ведущим условием развития личности учителя?
- Назовите факторы, стимулирующие процесс профессионального самовоспитания учителя.
- Назовите способы профессионального самовоспитания.
Темы для самостоятельной работы. Править
Поделиться: