Какие есть сектора экономики

Реальный сектор экономики России

Реальный сектор является основой российской экономики, определяющей ее уровень и специализацию. В нем доминируют отрасли по добыче сырья и топлива и производству энергии и материалов. На внешний рынок ориентированы ТЭК, металлургия, значительная часть химии, лесопромышленного комплекса, ОПК и обслуживающие их отрасли (трубопроводный и морской транспорт), остальные отрасли ориентированы на внутренний рынок.

Основная часть сельскохозяйственных угодий приватизирована и перешла в руки сельхозорганизаций, фермеров, отдельных граждан. Тем не менее в целом за 1990-е гг. выпуск сельхозпродукции сократился радикально и стал восстанавливаться лишь в следующем десятилетии по большинству видов сельхозпродукции.

Топливно-энергетический комплекс является «становым хребтом» не только реального сектора, но и всей российской экономики. Наша страна производит 10-11,5% мировой первичной энергии, поставляя примерно половину на экспорт, а половину — на внутренний рынок. ТЭК представлен как полноценно развитой топливной промышленностью, так и мощной электроэнергетикой, включая атомную.

Больший вклад в экспорт вносят металлургический, химический и лесопромышленный комплексы. Все они производят продукции меньше, чем в советское время из-за сокращения спроса на внутреннем рынке, хотя им удалось заметно компенсировать спад внутреннего спроса ростом поставок на экспорт.

Машиностроительный комплекс оказался в последние два десятилетия в наиболее тяжелом положении из всех отраслей реального сектора, хотя есть исключения. В 2000-е гг. внутренний спрос на машиностроительную продукцию стал расти, однако он во многом удовлетворяется за счет импорта, что вызвано прежде всего невысоким техническим уровнем российской машиностроительной продукции.

Выпуск военной продукции в России составляет около трети от дореформенного уровня, а численность занятых в ОПК за эти годы уменьшилась более чем в четыре раза. Основу комплекса стали составлять холдинги и концерны, объединяющие компании, полностью или частично принадлежащие государству. Они выпускают как оборонную, так и гражданскую продукцию.

Российская легкая промышленность очень сильно зависит от той конъюнктуры, которая складывается на мировых рынках. С одной стороны, эта отрасль сильно подвержена конкуренции со стороны азиатских производителей, часть продукции которых ввозится в страну вообще нелегально. С другой стороны, легкая промышленность России полагается в основном на иностранное сырье, комплектующие и оборудование.

Деиндустриализация России привела к сильному сворачиванию капитального строительства, т.е. строительно-монтажных и прочих работ по сооружению, расширению, ремонту, реконструкции и модернизации нежилых зданий и инженерных сооружений. Рост спроса на жилье в 2000-е гг. помог восстановлению жилищного строительства. Но в целом объемы строительства остаются намного меньшими, чем до распада СССР, а численность занятых в строительстве сократилась.

В 1990-е гг. резко сократился грузо- и пассажирооборот транспорта общего пользования, который начал восстанавливаться только в следующем десятилетии, однако остается намного меньше советских показателей. В грузообороте доминирует трубопроводный транспорт (50%) и железнодорожный (43%). Наиболее слабым местом российской транспортной системы является недостаточное развитие транспортной сети и ее низкий технический уровень.

Связь и телекоммуникации развиваются противоречиво: отстают почта и космическая связь, динамично растут телефония и пользование Интернетом.

Специфика реального сектора в России

Как и в остальных странах мира, в России реальный сектор является основой национальной экономики, определяющей ее уровень и специализацию. В нем занято населения и производится примерно такая же часть ВВП.

Реальный сектор представлен широким набором отраслей. Однако в нем доминируют отрасли по добыче сырья и топлива и производству энергии и материалов. С одной стороны, это следствие природных ресурсов, особенно минеральных, что позволяет России активно использовать ее естественное конкурентное преимущество. С другой стороны, это результат деиндустриализации России: сохранение или небольшое сокращение сырьевых отраслей в последние два десятилетия сопровождалось, в отличие от советских времен, не ростом остальных (несырьевых) отраслей, а их сильным падением. Сырьевым отраслям удалось лучше перенести катастрофу 1990-х гг. и активнее воспользоваться подъемом начала 2000-х гг. из-за высокого спроса мирового рынка на их продукцию. Продукция остальных отраслей российского реального сектора в своей массе недостаточно конкурентоспособна (хотя есть исключения, особенно ОПК). Перед кризисом 2008-2010 гг. объемы выпуска продукции во многих отраслях реального сектора были радикально меньше дореформенных, особенно в машиностроении (производство машин и оборудования достигло только половины дореформенного уровня).

В результате реальный сектор остается расколотым на две части:

  • отрасли, ориентированные на внешний рынок — экспортно- ориентированные (ТЭК и металлургия, значительная часть химии, лесопромышленного комплекса и ОПК) и обслуживающие их отрасли (трубопроводный и морской транспорт). Эта часть реального сектора невелика по числу занятых (около 5%), но приносит более половины всей прибыли в стране, обеспечивая за этот счет основную часть доходов госбюджета и очень заметную часть платежеспособного спроса на внутреннем рынке;
  • отрасли, ориентированные на внутренний рынок (все остальные). Эта часть реального сектора малорентабельна из-за своей невысокой конкурентоспособности (кроме торговли и строительства, активно удовлетворяющих внутренний спрос работников первого сектора), доходы ее работников поэтому невелики, что определяет в целом невысокий внутренний платежеспособный спрос основной массы населения и предприятий в России.

Подобная ситуация типична для «голландской болезни» с ее перераспределением доходов и экономических ресурсов в пользу экспортно-ориентированных сырьевых и обслуживающих их отраслей, а также замещением местного производства импортом. Эта болезнь поражает не все страны с большими запасами сырья (его много в США, Канаде, Австралии, Норвегии), а страны с несовершенными экономическими и политическими институтами (bad governance), элита которых не способна противостоять «большим деньгам» от экспорта сырья и согласна отложить проведение модернизации и активной промышленной политики (в Нигерии и Саудовской Аравии нефтяной экспорт даже затормозил экономический рост, породив так называемое ресурсное проклятие).

Лекарством от «голландской болезни является» активная поддержка обрабатывающей промышленности, особенно наукоемкой, однако российское правительство мало занималось промышленной политикой и лишь в последние годы больше обращается к ней в рамках стратегии модернизации страны. Так, в Концепции-2020 выделены высокотехнологичные отрасли, в которых Россия обладает или претендует на обладание серьезными конкурентными преимуществами — авиационная промышленность и двигателестроение, ракетно-космическая промышленность, судостроение, атомный энергопромышленный комплекс, радиоэлектронная промышленность, информационно-коммуникационные и медицинские технологии, а также энергоэффсктивность и энергосбережение.

Реальный сектор экономики России включает:

  • агропромышленный комплекс;
  • машиностроительный комплекс;
  • топливно-энергетический комплекс;
  • оборонно-промышленный комплекс;

Металлургический, химический и лесопромышленный комплексы

После ТЭК наибольший вклад в экспортно-ориентированную часть реального сектора вносят металлургический, химический и лесопромышленный комплексы. Все они производят продукции меньше, чем в советское время, из-за сокращения спроса на внутреннем рынке, хотя им удалось заметно компенсировать спад внутреннего спроса ростом поставок на экспорт (см. вышеприведенный пример с производством минеральных удобрений).

Металлургия производит около 5% российского ВВП и обеспечивает около 14% отечественного экспорта. Черная металлургия в 1988 г. произвела 94 млн т стали, в 1990-е гг. снизила ее выпуск вдвое, но к концу следующего десятилетия нарастила до 72 млн т (2007 г.), уступая только Китаю, Японии и США, а в мировом экспорте занимая 3-е место. Однако по выпуску специальных сталей и сплавов, предназначенных в основном для машиностроения, объемы производства сократились в разы, оборудование устарело и износилось, а часть технологий вообще утеряна.

В цветной металлургии по производству алюминия (около 4 млн т) Россия уступает только Китаю, по экспорту алюминия занимает 1-е место, по производству (0,3 млн т) и экспорту никеля — также 1-е место в мире (во многом благодаря его большим геологическим запасам). В добыче золота (около 160 т в год, т.е. на дореформенном уровне) Россия занимает лишь 5-е место, хотя обладает третьими в мире месторождениями золота и имеет хорошие шансы довести добычу золота до 250 т в год. Процесс перехода от истощающихся россыпных месторождений на обильные, но длительные в освоении рудные месторождения золота сдерживается нехваткой средств и технологий.

Хорошие экспортные доходы позволили в 2000-е гг. переоснастить металлургию современным оборудованием (в основном импортным), поэтому износ основных фондов здесь составляет 44% по черной металлургии и 42% по цветной, т.е. на уровне развитых стран.

В подготовленной в 2009 г. Стратегии развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года прогнозируется увеличение выпуска всех металлов в стране, прежде всего за счет собственных средств металлургических компаний, так как многие из них имеют их в избытке, активно приобретая металлургические активы за рубежом.

Химический комплекс охватывает широкий круг производств (прежде всего минеральные удобрения, химические средства защиты растений, синтетические смолы и пластмассы, синтетический каучук, шины, резинотехнические изделия, искусственные и синтетические волокна и нити, краски и лаки, синтетические моющие средства). Все эти производства дают в совокупности около 2% ВВП России и 6-7% экспорта. Как и в советское время, проблемой остается то, что в отечественной химии налажена первичная переработка природных ресурсов, хуже — вторичные переделы, еще слабее — высшие переделы. В результате страна занимает лишь 20-е место в мире по выпуску химической продукции, хотя и поставляет на экспорт большие объемы простых товаров, прежде всего минеральных удобрений, синтетического каучука, синтетических смол и пластмасс, импортируя примерно на такую же сумму более сложные химические товары.

Поставки на экспорт помогли поддержать вышеупомянутые химические производства, а быстрорастущий внутренний спрос стимулировал выпуск шин, однако производство химических волокон и нитей, лаков и красок, химических средств защиты растений и целый ряд других отраслей в условиях снизившегося спроса и/или повысившихся требований к качеству не смогло выдержать иностранной конкуренции и сильно сократилось (в 2008 г. мощности по производству лакокрасочных материалов были загружены на 38%, химических средств зашиты растений — на 26%).

Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности Российской Федерации на период до 2015 года предусматривает рост почти всех химических производств на базе их модернизации и развития НИ ОКР, однако без увеличения госфинансирования.

К химическому комплексу примыкает (но не входит в его состав) фармацевтическая промышленность. Она находится в сильном упадке, который начался еще в советские десятилетия из-за нараставшей неспособности этой отрасли обеспечивать потребности страны в современных лекарственных препаратах. В результате доля отечественных препаратов на внутреннем рынке составляет 68% в натуральном выражении и 19% в денежном выражении (2008 г.).

Утвержденная в конце 2009 г. Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года предполагает увеличить эту долю в денежном выражении до 50% за счет модернизации отрасли на основе иностранных и отечественных технологий, причем с ощутимой государственной финансовой поддержкой, и даже прогнозирует резкое увеличение нынешнего небольшого экспорта российских лекарственных препаратов.

Лесопромышленный комплекс (лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность) обеспечивает 2,5-4% российского экспорта. Объем производства в лесной промышленности постепенно растет — в 2007 г. вывоз деловой древесины из леса достиг 134 млрд плотных кубических метров (без учета большой нелегальной вырубки леса), хотя вряд ли в будущем сможет приблизиться к советскому объему (250-280 млрд плотных кубических метров) из-за перехода экономики на другие конструкционные материалы и более рационального использования древесины. Около 40% необработанной древесины и пиломатериалов идет на экспорт.

Восстановление внутреннего спроса, особенно в строительстве, помогло росту деревообрабатывающей промышленности, но его тормозит невысокое качество выпускаемой продукции, не позволяющее наращивать и экспорт (примером может быть отечественная мебель).

В целлюлозно-бумажной промышленности, издавна ориентированной на экспорт (экспортируется половина продукции), и к тому же с заметным присутствием иностранного капитала, этих проблем меньше, но тем не менее эта отрасль не входит даже в десятку мировых производителей и во многом из-за того, что отечественные целлюлозно-бумажные комбинаты (165 ЦБК) до сих пор не выпускают в заметных объемах многие высокопередельные виды продукции, например мелованную бумагу, качественный картон. Проблемы лесопромышленного комплекса — это во многом следствие нехватки дорог (не дают хорошего доступа клееному сырью), кредита, а также быстрого роста тарифов на нужную ЦБК в больших количествах электроэнергию.

Легкая промышленность

Российская легкая промышленность очень сильно зависит от той конъюнктуры, которая складывается на мировых рынках. С одной стороны, эта отрасль сильно подвержена конкуренции со стороны азиатских производителей, часть продукции которых ввозится в страну вообще нелегально. С другой стороны, легкая промышленность России полагается в основном на иностранное сырье, комплектующие и оборудование.

Отечественное производство одежды сократилось в разы (костюмы, куртки) и десятки раз (пальто, платья, рубашки) и имеет тенденцию к дальнейшему сокращению. Удалось остановить резкое падение выпуска тканей и частично восстановить его, хотя объемы производства несравнимы с советским уровнем (2,5- 2,8 млрд кв. м в год по сравнению с 8,4-8,7 млрд кв. м). В производстве кожаной обуви удалось добиться перелома, и оно растет (почти в два раза за 2000-е гг. — до 58 млн пар в 2009 г.), хотя и здесь объемы производства радикально уступают советским (385 млн пар в 1990 г.). Лучше ситуация в производстве ковров и ковровых изделий — оно составляет 2/з советского уровня.

Строительный комплекс

Этот комплекс состоит как из капитального (инвестиционного, производственного), так и жилищного строительства, а также производства строительных материалов. Деиндустриализация России привела к сильному сворачиванию капитального строительства, т.е. строительно-монтажных и прочих работ по сооружению, расширению, ремонту, реконструкции и модернизации нежилых зданий и инженерных сооружений. Рост спроса на жилье в 2000-е гг. помог восстановлению жилищного строительства (см. гл. 12). Но в целом объемы строительства остаются намного меньшими, чем до распада СССР, а в результате численность занятых в строительстве сократилась с 7 до 5-5,5 млн человек.

Снижение объемов строительства повлекло за собой уменьшение выпуска основных строительных материалов, восстановление производства которых начало происходить только в первое десятилетие XXI в.: выпуск цемента в 1985 г. составил 84,5 млн т, в 2000 г. — 32 млн т, в 2007 г. — 60 млн т, строительного кирпича — соответственно 24, 11 и 13,5 млрд шт. условного кирпича.

Транспортный комплекс

В 1990-е гг. более чем на 40% сократился грузо- и пассажирооборот транспорта общего пользования, который начал восстанавливаться только в следующем десятилетии, однако остается намного меньше советских показателей. В грузообороте доминирует трубопроводный транспорт (50%) и железнодорожный (43%). Слабым местом российской транспортной системы является недостаточное развитие транспортной сети и ее низкий технический уровень, из-за чего ежегодно теряется сумма, превышающая 3% ВВП, а также резко снижается мобильность населения.

В железнодорожных перевозках доминирует государственная компания «Российские железные дороги», на которую вместе с се дочерними компаниями (работают не по государственным тарифам) приходится около половины перевозимых грузов. Остальное перевозится в основном частными компаниями. Одобренная правительством в 2007 г. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года предусматривает рост грузооборота в 1,6 раза на основе строительства 16-21 тыс. новых железнодорожных путей и наращивание пассажирооборота на основе строительства высокоскоростных магистралей.

Автомобильный транспорт занимает небольшую долю в грузообороте, но доминирует по объему перевозок, так как перевозит грузы преимущественно на короткие расстояния. Это происходит во многом из-за того, что в России сеть автомобильных дорог с твердым покрытием остается небольшой (примерно в три раза меньше потребностей),технически устаревшей (только 56% федеральных автомобильных дорог соответствуют необходимым критериям прочности) и к тому же медленно увеличивается (ежегодно сдается в эксплуатацию 1-2,5 тыс. км новых и отремонтированных дорог, что во много раз меньше, чем в советское время). Созданная в 2009 г. для строительства и реконструкции автомагистралей и скоростных автодорог госкомпания «Российские автомобильные дороги» («Автодор») имеет утвержденные правительством планы на строительство и реконструкцию в 2010-2015 гг. примерно 1,4 тыс. км автодорог федерального значения. На это планируется потратить 1,5 трлн руб., т.е. по 1 млрд руб. за каждый километр (в несколько раз дороже, чем в Германии и США), и к тому же часть этих дорог планируется сделать платными. Согласно Концепции-2020, в 2015-2020 гг. ежегодно будет вводиться по 5-10 тыс. км автодорог.

Внутренние перевозки грузов и пассажиров водным транспортом (морским и внутренним водным) перестали играть заметную роль из-за снижения более чем в три раза объемов этих перевозок. Это произошло вследствие роста тарифов и ухудшения состояния флота, портового хозяйства и внутренних водных судоходных путей. К тому же Россия лишилась большинства собственных портов на Балтийском и Черном морях и резко сократила «северный завоз» из-за прекращения освоения Севера. Правда, во внешних перевозках роль водного транспорта намного заметнее, так как морской транспорт обеспечивает основную часть объема российской внешней торговли (67% экспорта и 9% импорта). Хотя под контролем России имеется морской транспортный флот дедвейтом 18 млн т, однако 67% тоннажа эксплуатируется под иностранными флагами в целях ухода от налогов, а в результате судами под российским флагом перевозится только 5% объема отечественных внешнеторговых грузов, на чем российские судоходные компании ежегодно теряют 9-11 млрд долл.

Воздушный транспорт после сокращения в 1990-е гг. в четыре раза числа пассажиров начал увеличивать их перевозки (в 1990 г. — 91 млн человек, 2000 г. — 23 млн человек, 2008 г. — 51 млн человек). Здесь остро стоит проблема обновления парка, который во многом морально устарел и поэтому в нем нарастает численность магистральных самолетов иностранного производства (в 2008 г. их было 320, а их доля в общем пассажирообороте достигла 50%).

Наиболее динамично развивается трубопроводный транспорт: сеть магистральных нефтепроводов и газопроводов продолжает возрастать за счет интенсивного строительства новых экспортных трубопроводов.

Связь и телекоммуникации

Этот вид экономической деятельности в России развивается противоречиво. Ежегодно запуская на коммерческих условиях немало иностранных спутников, Россия многие годы не может довести до нужного количества спутников отечественную глобальную навигационную систему (ГЛОНАСС), аналог американской GPS. Отечественная почта, в которой доминирует ФГУП «Почта России», находится в плохом состоянии и во многом из-за сокращения подписки на газеты и журналы в 18 раз, отправки посылок — в 3 раза.

В то же время за постсоветские годы число телефонных аппаратов сети общего пользования возросло в 2 раза (до 46 млн шт.), число подключенных телефонов сотовой связи — значительно превысило численность населения (около 200 млн шт.), а численность пользователей Интернета превысила 40 млн человек.

Торговля и бытовое обслуживание

В торговле и ремонте (автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования) занято много работающих — почти 18% и производится очень большая доля ВВП — около 21%.

Большая численность занятых здесь объясняется отчасти тем, что в условиях сохраняющейся в России и соседних странах высокой безработицы этот вид деятельности является своеобразным «буфером», поглощающим лишние рабочие руки, согласные на невысокую оплату труда.

Что касается высокого вклада торговли в ВВП, то, конечно, главной причиной является рыночный характер российской экономики. Но в России постоянным мотивом являются жалобы производителей на большое количество посредников в продаже их товаров. Можно высказать предположение, что это следствие власти бюрократии, которая руками аффилированных с ней предпринимателей организует цепочки посреднических фирм, обойти которые поставщику невозможно из-за наличия у бюрократии административного ресурса. Другой причиной является частое (для минимизации налогообложения) отделение от производителей сбытовых компаний (примером могут быть трейдинговые компании в нефтегазовом секторе), деятельность которых проходит в статистике как торговля.

Российская торговля демонстрирует нам также важную макроэкономическую особенность — высокую долю импортных товаров в розничном товарообороте (45-47% всего розничного товарооборота в предкризисные годы). Для большой экономики с относительно емким рынком и большим экспортом это свидетельство низкой конкурентоспособности отечественных потребительских товаров и ориентации экономики на «проедание» экспортной выручки, а не на ее инвестирование.

Методика анализа реального сектора

Хотя СНС базируется не на отраслях, а на видах экономической деятельности, при анализе реального сектора распространенным подходом остается отраслевой, точнее, основанный на группировании отдельных отраслей (видов экономической деятельности) в отраслевые комплексы (например, ваграрно-промышленный комплекс) или в укрупненные отрасли (например, легкую промышленность). В России такой подход преобладает отчасти потому, что наша страна в статистическом учете только с 2003 г. перешла с Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) в соответствии с рекомендациями СНС. Но более важной причиной является то, что отраслевой анализ позволяет лучше описать состояние реального сектора.

В практике изучения национальной экономики сложилось различное деление реального сектора на отраслевые комплексы и укрупненные отрасли. Вот один из вариантов:

  • аграрно-промышленный комплекс (АПК);
  • топливно-энергетический комплекс (ТЭК);
  • металлургический комплекс;
  • химический комплекс;
  • лесопромышленный комплекс;
  • машиностроительный комплекс;
  • оборонно-промышленный комплекс (ОПК), часто называемый военно-промышленным комплексом (ВПК), хотя первый означает оборонную промышленность и военные НИОКР, а второй — альянс армии, госаппарата и военной промышленности;
  • легкая промышленность;
  • строительный комплекс;
  • транспортный комплекс;
  • связь и телекоммуникации;
  • торговля и общественное питание, гостиницы и бытовое обслуживание.

Возможно и более простое деление реального сектора: сельское хозяйство, промышленность (добывающая и обрабатывающая), строительство, транспорт и связь, торговля. К нему прибегают при небольших размерах национальной экономики или при слабости национальной статистики.

Агропромышленный комплекс (АПК). АПК охватывает:

  • сельское хозяйство;
  • отрасли, поставляющие материальные ресурсы для сельского хозяйства (тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, производство удобрений и химикатов для сельского хозяйства);
  • отрасли, перерабатывающие сельхозпродукцию (пищевкусовая промышленность, первичная переработка сельхозсырья для легкой промышленности, например, хлопкоочистительные заводы);
  • инфраструктурные виды деятельности, обслуживающие сельское хозяйство (заготовка, транспортировка, хранение и торговля сельхозпродукцией и др.).

Чем более развита страна, тем меньше в се агропромышленном комплексе доля сельского хозяйства. Однако общедоступная статистика АП К подробные данные даст прежде всего по самому сельскому хозяйству. При пользовании этой статистикой нередко допускают ошибки и прежде всего такая, как ориентация на годовые, а не среднегодовые показатели производства сельхозпродукции. А ведь сельское хозяйство сильно зависит от погодных условий, и поэтому целесообразно использовать среднегодовые данные за три года, еще лучше — за пять лет.

Сказанное относится и к показателям эффективности сельского хозяйства — прежде всего урожайности ведущих сельхозкультур и надоям молока на одну корову (для стран умеренного климата). В свою очередь, эффективность сельского хозяйства зависит от уровня агротехники, к показателям которого относят прежде всего внесение удобрений, химикатов и насыщенность тракторами и сельхозтехникой.

При отсутствии прямых данных об эффективности сельского хозяйства можно использовать и сопоставление доли сельского хозяйства в ВВП страны с долей занятых в этой отрасли.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) состоит из электроэнергетики и топливной промышленности, которая охватывает добычу угля и торфа, нефти и газа. ТЭК в ряде стран составляет основную часть таких видов деятельности (по СНС), как «Добыча полезных ископаемых» и «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды».

Изучение ТЭК страны подразумевает исследование баланса производства электроэнергии электростанциями и баланса энергоресурсов. Первый баланс дает представление о том, как производство электроэнергии распределяется по видам электростанций (ГЭС, ТЭС, АЭС). Обратим также внимание на то, что производство электроэнергии надушу населения коррелирует с уровнем социально-экономического развития страны (но не совпадает, потому что страна может торговать электроэнергией с соседними государствами). Поэтому более высока корреляция между показателем потребления электроэнергии на душу населения и уровнем развития страны, хотя и она не равна единице.

Таблица 1. Постсоветские страны: потребление электроэнергии на душу населения в 2004 г., кВт ч

Баланс энергоресурсов страны состоит из строк и столбцов: строки охватывают добычу, запасы, экспорт, импорт и потребление энергоресурсов, а столбцы содержат разные виды энергоресурсов — природное топливо (нефть и газовый конденсат, природный газ, уголь и торф), продукты переработки топлива, горючие побочные энергоресурсы, электроэнергию, теплоэнергию. Более простой вариант баланса энергоресурсов представляет собой разбивку потребленной в стране энергии по видам (в России в 2005 г. из всей потребленной энергии в размере 647 млн тонн нефтяного эквивалента на природный газ приходилось 54%, нефть и газовый конденсат — 21%, уголь — 16%, атомную энергию — 6%, гидроэнергию, солнечную, ветровую и геотермальную — 2%, биомассу и мусор — 1%)’.

Металлургический комплекс охватывает как черную, так и цветную металлургию страны. Химический комплекс состоит из довольно большого количества подвидов экономической деятельности, так же как лесопромышленный комплекс. Особенно большое число подвидов экономической деятельности входит в машиностроительный комплекс.

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) не представлен отдельными видами и подвидами экономической деятельности, поэтому бывает сложно выделить военную продукцию из гражданской. В связи с тем, что ОПК развит в немногих странах, его нередко опускают при анализе реального сектора. Добавим, что в странах с развитым ОПК иногда делят машиностроение на гражданское и военное.

Легкая промышленность представлена прежде всего производством тканей (текстильное производство), одежды, обуви, кожи и кожаных изделий. Иногда производство тканей и одежды объединяют под одним термином — «производство текстиля».

Строительный комплекс охватывает строительство (новое строительство и ремонт), а также промышленность стройматериалов. Само строительство часто делят на промышленное, гражданское (например, строительство офисных зданий) и жилищное.

Транспортный комплекс (транспорт) традиционно разбивают на железнодорожный, автомобильный, авиационный, морской, речной, трубопроводный транспорт. При анализе транспорта используют такие показатели, как перевозка грузов (в тоннах или же в кубометрах в случае природного газа), грузооборот (в тонно-километрах, т.е. в тонах перевезенных грузов, помноженных на расстояние, на которое их перевезли) и пассаж и рооборота (количество перевезенных пассажиров).

Связь и телекоммуникации как отраслевой комплекс охватывает разные виды хозяйственной деятельности, существующих прежде всего на базе почты, телефонии и Интернета.

Наука и научное обслуживание включены в качестве подвида в такой вид экономической деятельности, как «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг». Проблема сочетания анализа экономических ресурсов и отрасли особенно приложима к науке и научному обслуживанию. В данном случае возможны и такие подходы к ее решению — переместить анализ науки и научного обслуживания в анализ научных ресурсов или совмещать их вместе при анализе реального сектора.

Торговля и общественное питание, гостиницы и бытовое обслуживание как межотраслевой комплекс занимает весьма заметное место в развитых странах, однако в ряде постсоветских стран его значение еще больше. Например, в российском ВВП торговля весит больше, чем в ВВП США. Это вызвано прежде всего тем, что розничная торговля (особенно индивидуальное предпринимательство) является резервуаром скрытой безработицы. Другой причиной особенно высокого веса торговли является активное использование рядом стран своего транзитного положения (примером может служить Киргизия, реэкспортирующая в соседние страны огромную часть закупаемых ею китайских потребительских товаров).

Отдых и развлечения, культура и спорт как комплекс охватывают широкий круг отраслей, в том числе туризм.

В заключение отметим, что при изучении реального сектора используют понятие «производственная инфраструктура». Оно охватывает электро-, газо- и водоснабжение, транспортный комплекс, связь и телекоммуникации.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть