Как стать воспитателем детского сада

Пятилетняя Лена, затаив дыхание, внимательно смотрела, как воспитатель вырезает из бумаги снежинки, цветы, фигурки зверей. Со стороны это казалось настоящим волшебством. «Я до сих пор с теплотой вспоминаю свою воспитательницу Ольгу Алексеевну, — говорит Елена Иванова. — В садике мне очень хотелось научиться всему, что она умела делать». Тяга к творчеству и любовь к детям определили выбор профессии Лены. Она, как и мечтала, стала воспитателем. Сейчас Елена работает в детском саду «Северные звездочки» и говорит, что не променяет работу с детьми ни на какую другую.

Садик «Северные звездочки» — совсем новый, открылся всего два года назад. Современное просторное здание, свой бассейн, множество игрушек. Елена вместе с детьми делает коллаж — она рисует ствол и ветки дерева, а дети клеят на веточки листья из гербария. «Ребята, сейчас осень, поэтому листочки есть и на ветках, и на земле», — обращается она к мальчикам и девочкам. Всего в группе Елены 39 детей.

IMG8

— Елена, как вы справляетесь? Бывает сложно управиться с двумя детьми, не говоря уже о нескольких десятках малышей.

— Все дело в опыте. Я работаю воспитателем больше 15 лет, знаю, как можно заинтересовать ребят. В моей работе это самое главное — вызвать интерес у детей и удержать их внимание.

— Вы с детства мечтали стать воспитателем?

— Я не сразу определилась с выбором профессии. Можно сказать, что меня к этому вела судьба. Я сама из многодетной семьи. Была главной помощницей мамы, присматривала за пятью младшими братьями и сестрами. Мне очень нравилось ходить в детский сад. Меня интересовало все, что было связано с творчеством — лепка, рисование, аппликации. Помню, какие красивые украшения делала своими руками моя воспитательница Ольга Алексеевна. Наверное, тогда я в первый раз задумалась о том, чтобы стать воспитателем. В 11 классе я оказалась перед выбором— нужно было решить, кем я стану. Я долго размышляла и никак не могла решиться, пока бабушка не сказала мне: «Ты хорошо ладишь с детьми, любишь их, почему бы тебе не стать воспитателем?»

— Куда вы в итоге поступили?

— После слов бабушки я поняла, что мне действительно интересна профессия воспитателя. И в 1992 году я поступила в Якутское педагогическое училище № 2. Училище дало мне в первую очередь практические навыки и знания. Преподаватели были опытные, объясняли все вплоть до малейших нюансов — с чего, например, лучше всего начинать занятие. После окончания учебы я уехала в родной поселок Жиганск. Найти работу по специальности там не получилось, поэтому я уехала в деревню и начала работать учителем начальных классов в школе.

— Разве воспитатели были не нарасхват?

— Это сейчас так. В то время детские сады наоборот закрывались, к тому же поселок был маленьким — найти работу было непросто. Работа в школе стала для меня полезным опытом.

— Не было желания и дальше работать в школе учителем?

— Дело в том, что я хотела работать именно по своей специальности. Переехав в Якутск, я устроилась на работу в детский сад «Туллукчаан», где проработала 15 лет. За это время у меня было три выпуска. Работа воспитателя непростая. В начале были, конечно, ошибки, но все приходит с опытом и практикой.

— Что сложнее всего дается начинающему воспитателю?

— Вначале было непросто находить общий язык с родителями. Возможно, мне немного не хватало уверенности в себе. Как только удается наладить хорошие, доверительные отношения с родителями, работа начинает спориться. Ведь в воспитании ребенка принимают активное участие и воспитатели в саду, и сами родители. Поэтому воспитатель должен уметь находить общий язык не только с детьми, но и с их родителями.

— Изменились ли родители и дети, если сравнивать с тем, что было 15 лет назад?

— Конечно, изменения есть. Первое, что бросается в глаза — дети стали менее самостоятельными. Стало больше мальчиков и девочек с нарушениями речи — это говорит о том, что родители мало общаются с детьми. С другой стороны, родители сейчас более открытые, легче идут на контакт, задают очень много вопросов. Чтобы знать ответы на их вопросы, я постоянно нахожусь в поиске информации. Воспитатель непрерывно учится чему-то новому — мир меняется и вместе с ним должны меняться и мы.

— Какие вопросы чаще всего интересуют родителей?

— В основном, вопросы воспитания — как научить ребенка самостоятельно одеваться, как приучить его к соблюдению режима, как привить любовь к полезной пище. Родители сейчас более открытые, интересуются всем и не стесняются задавать вопросы. При этом они еще активно участвуют во всех наших мероприятиях.

В начале года мы проводим родительское собрание, на котором спрашиваем — чем вы хотите помочь садику? Радует, что желающих помочь всегда много. Одна бабушка сшила для девочек куклы-тильды. Многие помогают организовывать различные тематические выставки. Мы советует родителям делать поделки не самим, а вместе с ребенком. Во время такой совместной работы ребенок закрепляет знания, полученные на занятиях.

«Лет пять назад дети не знали, кто такой Чебурашка»

— Елена, можете описать свой обычный рабочий день?

— Встаю в шесть утра, прихожу на работу к семи — сразу открываю форточки и проветриваю помещение. Потом готовлю свое рабочее место и иду встречать с улыбкой и с хорошим настроением родителей с детьми. В 9:05 начинаются занятия.

— Чему учат детей на занятиях?

— Занятия ведут не только воспитатели, но и специалисты-педагоги. Большое внимание уделяется математике. Раньше дети сидели за партами, а сейчас математике учат в движении. Ребенок быстрее всего усваивает знания именно через игру. Мы часто проводим математические эстафеты. Делимся на команды: одна команда собирает треугольники, другая — квадраты. В итоге двойная польза: дети не сидят на одном месте, играют, при этом усваивают нужные знания по математике. Конечно, важнее всего заинтересовать ребят. Недостаточно просто объявить группе, что сегодня мы будем изучать число 2. Лучше поставить перед ними проблему, вопрос, на который нужно найти ответ, или создать ситуацию, требующую решения. Например, я говорю детям: «Ребята, давайте поможем нашей нянечке сосчитать чашки и тарелки!». Они активно включаются в процесс, начинают вместе думать и считать. Важно учить детей мыслить, анализировать и самим искать выход из предложенной ситуации. Педагог при этом помогает им, направляет, задает наводящие вопросы.

IMG7

— Очень часто педагоги говорят о необходимости развивать мелкую моторику у детей. Почему это так важно?

— Развитие мелкой моторики является предпосылкой развития речи. Это конструкторы, лепка из пластилина, собирание бусинок. Необязательно покупать множество игрушек — можно просто во время готовки попросить ребенка помочь рассортировать горох или фасоль.

— Какие у детей сейчас любимые книги?

— Мы читаем книги детям после обеда. Авторы те же, что и раньше — Корней Чуковский, Агния Барто. Сказки, рассказы, стихи классиков были интересны детям и 15 лет назад, и сейчас. К сожалению, не у всех родителей есть время и силы, чтобы почитать ребенку книжку перед сном. А детям нужны эти беседы — в этом возрасте им нужно учиться рефлексировать, размышлять, делать выводы.

Был период, когда малыши интересовались диснеевскими мультиками. Лет пять назад многие ребята не знали, кто такой Чебурашка, крокодил Гена. А сейчас некоторые родители смотрят с детьми именно советские мультфильмы.

— Как в садике относятся к гаджетам, телевизору?

— Телевизора в садике, конечно, нет. Дети и так дома много его смотрят. Думаю, и воспитатели, и детские сады должны идти в ногу со временем. Поэтому на занятиях мы используем проектор — показываем тематические мультфильмы. При этом стараемся, чтобы дети не сидели долго на одном месте. Постоянно устраиваем перерывы, разминки, чтобы у ребенка была возможность побегать, подвигаться, поиграть.

— Какие сейчас игрушки больше нравятся детям?

— В последнее время детям стали больше нравиться игры на развитие мышления. Городские дети более усидчивые, детям из сельской местности больше нравятся подвижные игры. А так ничего сильно не изменилось: мальчики собирают конструктор, возятся с машинками, девочки играют в куклы.

— А во сколько заканчивается ваш рабочий день?

— В два тридцать. К этому времени приходит второй воспитатель и готовится к послеобеденным занятиям. После занятий воспитатели читают детям, проводят игры, устраивают небольшие театральные сценки. Вечером мы рассказываем родителям, как прошел день у ребенка. Если есть какие-то проблемы, ищем вместе с ними выход из ситуации. Кстати, родительские собрания у нас проводятся в форме дискуссий или деловых игр. Иногда приглашаем на такие собрания логопеда или психолога, чтобы родители могли консультироваться с ними.

«Учишься смотреть на мир глазами ребенка»

— В последние годы много говорят о моде на раннее развитие детей. Есть ли смысл выявлять способности ребенка еще в детсадовском возрасте?

— Одаренным можно считать каждого ребенка. Кому-то легче дается рисование, у кого-то не по годам развитое логическое мышление. Для каждого нашего воспитанника мы разрабатываем индивидуальный образовательный маршрут. С детьми, у которых есть музыкальные способности, дополнительно занимается педагог по музыке. С теми, кто больше тяготеет к спорту, ведет занятия учитель по физкультуре. Есть много кружков — по плаванию, пению, хореографии. В садике также организована группа, которая работает по экспериментальному проекту «Одаренный ребенок». То, чем будет заниматься ребенок, выбирают не воспитатели, а родители — окончательное решение всегда за ними.

— Бывает так, что по каким-то причинам ребенок категорически не хочет в садик. Что вы советуете в таких случаях?

— Лучше всего, когда родители заранее готовят ребенка к детсаду. Можно постепенно переходить дома на детсадовский режим дня, формировать у ребенка положительное отношение к садику. Если мама говорит о детском саде только хорошее, то и у ребенка будет такой же положительный настрой. Многое, конечно, зависит от воспитателя. Нужно быть очень внимательными к домашним детям, тем, кто не любит шум и подвижные игры. Для них в группе есть уголок уединения, где можно в приятной и спокойной обстановке почитать книжку, поиграть в настольные игры.

— Часто встречаете своих бывших воспитанников?

— Часто, очень приятно видеть своих воспитанников и их родителей, слышать от них слова благодарности. Или когда в садик приходят навестить уже школьниками — смотришь на них чуть ли не со слезами на глазах, они ведь уже как родные дети. На выпускных сами родители говорят, что воспитательницы — как вторые мамы для их детей, проводят с ними практически весь день.

— Что вам больше всего нравится в вашей работе?

— Общение с детьми. Воспитатели — сами немного дети в душе. На этой работе начинаешь смотреть на мир глазами ребенка — радоваться и удивляться и новым, и уже привычным вещам. Недавно вот выпал первый снег. Дети увидели и воскликнули: «Ой, снег выпал!» И рассказывают об этом всем с таким воодушевлением, с такой неподдельной искренностью. Взрослых этим не удивишь — ну, выпал снег и выпал.

Нравится еще, что работа воспитателя творческая. Каждый день учишься чему-то новому. Ведь воспитатель — человек-оркестр. Он — психолог, педагог, дизайнер, мастер, актер. Мы украшаем помещения, рисуем, постоянно делаем разные поделки и украшения. Каждый из нас еще и артист. Ведь в общении с детьми крайне важна интонация, мимика. Выступаем и на утренниках, и на праздниках — перевоплощаемся в Деда Мороза, Бабу Ягу, Снегурочку.

IMG13

— На ваш взгляд, какими качествами должен обладать воспитатель?

— Случайных людей в детском саду не бывает. Работа требует любви к детям, терпения, мудрости, такта. Нужно все время находиться в поиске, быть творческим, общительным, спокойным, доброжелательным и открытым. Работа воспитателя очень интересная, но непростая. Помните стихотворение? «Может, просто стало нам привычно, но не видеть этого нельзя: что у воспитательниц обычно вечером усталые глаза». Но другой работы я для себя не представляю. Здесь ты получаешь педагогическое и психологическое образование, лучше понимаешь, как нужно воспитывать своих детей.

— Что вы можете посоветовать тем, кто хочет выбрать профессию воспитателя?

— Мой главный совет — не бойтесь! Все приходит с опытом. Работа интересная, творческая, все время находишься на подъеме и постоянно учишься чему-то новому — в первую очередь, у детей. Они учат нас жить с позитивом и быть неравнодушными.

IMG11
Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть