Как стать теологом

Слово Максуду Садикову

Профессия – теолог или о том, как меняется мода на образование


Максуд-хаджи Садиков родился в 1963 году в селе Арчиб, Чародинского района Республики Дагестан. Окончил школу с золотой медалью. В 1986 г. окончил экономический факультет Московской сельскохозяйственной академии им. К.А.Тимирязева. Затем аспирантуру при той же академии и докторантуру при МГУ им. М.В. Ломоносова. Работал в Министерстве по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации. Был членом Политического консультативного Совета при Президенте Российской Федерации. Возглавлял Общероссийское политическое общественное движение «Нур» (занявшее 21-место на обще-российских выборах в Государственную Думу в 1999 г. среди 43 блоков). Кандидат экономических и доктор философских наук. В настоящее время является ректором Института теологии и международных отношений.

— Максуд Ибнухаджарович, скажите, пожалуйста, что значит «профессиональный теолог»?

— Давайте для начала выясним, что такое «теология» в научном понимании. Теология — это система знаний о вероучении, организационных формах религиозной жизни и религиозном культурном наследии, религиозном образовании и научной деятельности, методах и формах межконфессионального диалога и межкультурных коммуникаций, технологиях взаимодействия человека с обществом и природой. Теолог должен быть вооружен знаниями, как в области религии, так и в области общегуманитарных и естественно-научных дисциплин. В частности, он должен изучать социологию, психологию, педагогику, политологию, информатику и компьютерные технологии, историю и международные отношения и др.

Теолог может реализовать себя в самых разных сферах и видах деятельности: от имама мечети до эксперта-религиоведа в госучреждениях и в органах безопасности. Теолог может работать преподавателем целого ряда предметов (арабский язык, основы религии, история религий, религиоведение, религиозная философия, этика и аксиология и т.д.). Он может работать в научно-исследовательских учреждениях, книгоиздании и средствах массовой информации в качестве переводчика или редактором религиозных текстов. Может найти себя и в сфере религиозного туризма и организации Хаджа и Умры — с учетом владения русским, арабским и английским языками. Может также сосредоточиться или параллельно заниматься наукой, поступить в магистратуру, а затем в докторантуру.

Следовательно, теолог — очень нужный для общества и универсальный специалист. Институт Теологии и международных отношений — одно из первых учебных заведений России, приступившее к реализации Государственного образовательного стандарта Министерства образования и науки России по подготовке исламских теологов. Важно отметить, что Институт прошел аккредитацию Минобразования и науки России, и наши выпускники получают государственные дипломы.

— Как мы знаем, Институт теологии и международных отношений готовит специалистов не только по теологии, но и по другим направлениям. В чем особенность выпускников Вашего вуза и какое место в образовательных программах занимает религиозный компонент?

В настоящее время при Институте функционируют четыре факультета: теологии и религиоведения, лингвистики и межкультурных коммуникаций, экономики и информатики, международных отношений. Такие направления подготовки специалистов, как исламская теология, международные отношения, бизнес-информатика, искусства и гуманитарные науки являются для нашего региона новыми.

При Институте открыт и Гуманитарно-педагогический колледж, который осуществляет подготовку специалистов среднего профессионального образования: учитель информатики, учитель иностранного языка, учитель начальных классов, воспитатель дошкольного учреждения.

Во всех факультетах Института и отделениях Гуманитарно-педагогического колледжа преподаются предметы по основам и культуре Ислама. Все студенты должны владеть арабским языком и современными технологиями межкультурных и межконфессиональных коммуникаций. Они также получают знания и по другим мировым религиям, что очень важно для их понимания и взаимодействия с ними в мире и согласии.

Следовательно, вопросам религиозного направления в Институте отводится немаловажное место, поскольку нашими приоритетными направлениями являются поддержание формирования полноправных граждан страны, несущих своими действиями нравственность, духовность и патриотизм.

— На Ваш взгляд, какие мотивации побуждают абитуриента к выбору именно Вашего института? Что привлекательного и особенного в Институте теологии в отличие от других вузов, которых немало в Дагестане?

— Во все времена религиозное образование было основным, даже единственным. Если человек осознает, что многими процессами в жизни движут религиозные мотивы, то его выбор будет ясен. Поступить можно по совету окружающих или из любопытства, но обычно человек получает теологическое образование, исходя из своего мировоззрения, по зову сердца, такое решение является осознанным, основанным на внутреннем убеждении.

Задача нашего Института не только и не столько в подготовке специалистов разных направлений, а сколько — в воспитании в них высоких характеристик нравственности, морали и этики. Мы исходим из положения, что знание без духовного воспитания не приносит должной социальной пользы, а порой может даже быть и опасным. Сегодня молодежь живет в сложных и противоречивых социально-экономических условиях. Окружающая среда полна негативной информации, развлечений, идеологии, направленных на воспитание агрессивности и духовного опустошения. Идет манипулирование сознанием. Поэтому молодые люди нуждаются в серьезной поддержке со стороны родителей, учителей, духовных лиц. Необходимо научить их работать над своим интеллектуальным потенциалом и выживать в столь непростых условиях. Выпускникам, которые, например, будут трудиться в государственных органах, придется встречаться с представителями различных религий и мировоззрений. Смогут ли они без серьезной религиоведческой подготовки справиться со сложными и противоречивыми ситуациями, учитывать особенности культуры и психологии верующих?

Исходя из этого, в Институте разработана специальная программа по духовно-нравственному воспитанию студентов. Важно отметить и следующие особенности нашего Института: раздельное обучение юношей и девушек, адаптация учебных программ к уровню знаний (абитуриентов) студентов, преподавание части дисциплин на иностранных языках, исключение в учебном процессе коррупции (взяток), объективность в оценке знаний студентов, возможность стажировки за рубежом, государственный диплом о высшем образовании и параллельно — диплом о религиозном образовании. Следовательно, институт дает возможность получить одновременно и светское, и религиозное образование.

— Ваш вуз является одним из учредителей Северо-Кавказского университетского центра исламского образования и науки (СКУЦИОН). Какова цель создания этого центра, и что он уже успел сделать?

— СКУЦИОН является самым крупным научно-образовательным исламским центром России, в котором ведется подготовка исламских священнослужителей и исламских теологов. Другие центры расположены в Казани, Москве, Уфе, Нальчике. В состав Центра входят самые крупные и авторитетные учебные заведения региона.

Цель Университетского центра — координация деятельности исламских учебных заведений региона, содействие им в разработке необходимых учебно-методических материалов, внедрение новых прогрессивных образовательных и информационных технологий, адаптация учебных заведений к потребностям современного общества.

Сегодня мы живем в условиях глобализации мира. Развитие и распространение Ислама идет по всем регионам земного шара и идет очень быстро. И сам человек становится более мобильным и информативным. Это требует от наших алимов большей активности и гибкости, расширения собственного кругозора, в том числе и в области «светских» наук.

Поэтому мы сегодня обязаны взаимодействовать и обмениваться опытом с аналогичными исламскими центрами других регионов и стран. Нужно работать и с известными государственными университетами нашей страны над изучением современных научных достижений в области педагогики, психологии, информатизации учебного процесса. Идет работа по налаживанию контактов с междуна¬родными исламскими образовательными центрами в Индонезии, Египте, Сирии, Турции.

Мы принимаем участие во всех общероссийских и региональных исламских форумах, студенческих конкурсах и олимпиадах. Разработаны и изданы учебно-методические комплексы по различным религиозным дисциплинам на русском языке. Издано более 15 учебников, учебных пособий, книг по исламской хрестоматии.

Но, к сожалению, сегодня нам остро не хватает богословских кадров для исследовательской работы, владеющих современными научными и информационными технологиями. Специалистов, владеющих одновременно и религиозными и светскими знаниями, единицы.

— Вы как-то сказали о важности подготовки собственных специалистов внутри России. Почему Вы подчеркнули этот момент, ведь сегодня, наоборот, даже модно получать образование за границей? Некоторые с гордостью произносят: «Сын, брат, муж учатся в Сирии, Египте и т. д.».

— Да, модно. Но, как известно, мода меняется. Иншааллах! Наступит время, когда учиться в исламских учебных заведениях Дагестана станет и престижным, и модным. Сегодня идет возрождение религиозных традиций, изучается богатое духовное наследие наших предков, которые имели одну из самых эффективных систем исламского образования в мире. История Ислама в Дагестане начинается с 20 года Хиджры. Уже к 733 году по григорианскому календарю в Дербенте действовали мечети со школами, где население обучалось канонам Ислама и коранической грамоте. Выпускники дагестанских медресе работали даже за рубежом в качестве преподавателей, имамов и т.д. В отличие от многих регионов мира, в нашей Республике сохранены истинные исламские традиции вероубеждения и обучения. Нам сегодня нужно возрождать традиции и развивать систему исламского образования за счет внедрения современных образовательных и информационных технологий.

Отметим, что выезд за рубеж тоже важен, даже необходим. Но лучше это сделать после прохождения определенного курса религиозного обучения у нас на Родине, в целях профилактики влияния экстремистских и сектантских идеологий.

— Скажите, а бывают ли у Вас в жизни минуты, когда хочется опустить руки и сказать себе: «Все! Больше не могу, устал, надо остановиться»?

Минуты разочарования свойственны любому человеку, но опустить руки значит перестать верить, перестать работать. Пока человек жив и находится в сознании, у него должны быть цели, планы и обязательства. Моя цель — иншааллах, в возможной мере содействовать возрождению исламских традиций и созданию в Дагестане эффективной и конкурентоспособной системы исламского образования и науки, адаптированной к условиям современного мира. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорил: «Будь ученым или учеником, внимательно слушающим или любящим знания и ученых. Не будь пятым, иначе погибнешь. Пятый — это тот, кто ненавидит знания и ученых». Хвала Аллаху, что сделал работу в области знания своим любимым делом.

— Максуд-хаджи, быть из рода истинного шейха Маммадибира ар-Рочи, значит, быть потомком самого Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Осознаете ли Вы себя частицей великой истории Ислама?

Каждый мусульманин может считать себя частицей великой истории Ислама, ибо он из уммы Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям). Светлые имена наших предков, каких известно немало, воплотили все самое ценное в духовном богатстве Дагестана. Предки всегда имели для дагестанцев большое значение. Мы должны быть благодарны Всевышнему за все. У нас нет шансов быть лучше наших предков, у нас есть только обязанности следовать их примеру, уважать духовные традиции и быть теми, кто совершает благое. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: Верующий — это тот, кто не вызывает у людей опасений за их жизнь и имущество«. Да сопутствует нам милость Аллаха и сделает нас заслуживающими заступничества Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) и его верных последователей.

— И напоследок, Ваши пожелания читателям журнала «Ислам».

Слабый уровень религиозной просвещенности граждан — это слабая безопасность нашего общества. Если мы задействуем духовный и интеллектуаль¬ный потенциал религии в делах обеспечения мира и согласия в обществе, то это, безусловно, усилит и государственную безопасность, и безопасность общества, и мировоззрения граждан. Журнал «Ислам» выполняет очень важную просветительскую, воспитательную и мировоззренческую функцию. Слово, воспитывающее человека, облагораживающее его нравы — это джихад. Прошу у Всевышнего помощи всем, кто работает над созданием этого журнала, распространяет и читает его.

Вопросы подготовил Гусман Алиев

Материалы по теме

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.