Как стать стоматологом

Врач-стоматолог: «Медицина — это наука, которая не стоит на месте»

Нелегко найти человека, который бы не боялся стоматолога. Это вполне объяснимо: мало кто выходит из этого кабинета с радостью на лице. А каково приходится самим «зубным феям»? Что привело их в профессию? Как они справляются со своими пациентами? Об этом расскажет Анна Михович — девушка с волшебными руками, из кабинета которой почти не слышно криков и слез.

Путь в профессию В детстве я мечтала быть учительницей. Наверное, как и многие в таком возрасте. Бабушка и старшая сестра научили меня читать, и мне казалось, что учить других — это невероятно интересно. Еще одна причина, почему я хотела быть учительницей, — это любовь к рисованию мелом на стенах. Помню, как расписывала папин гараж изнутри и представляла, что это доска, а я стою перед большим классом и что-то объясняю. В школьные годы хотелось стать инженером, как папа. А потом моя старшая сестра поступила в медицинский университет на стоматологический факультет и стала убеждать меня идти в медицину. До последнего я сомневалась в том, хочу ли быть стоматологом. Родители заняли нейтральную позицию. Я никак не могла решить, кем быть. А сестра продолжала настаивать. И, наконец, склонила меня к «стомфаку».

«Университет привил интерес к медицине» В 2010 году я окончила школу и поступила в Белорусский государственный медицинский университет на стоматологический факультет. БГМУ выбрала из-за того, что считаю его одним из самых престижных университетов страны, на базе которого готовят по-настоящему высококвалифицированных специалистов. Университет, конечно, дал мне очень много. Самое главное — он привил мне настоящий интерес к медицине. Ведь мы проходили не только стоматологические предметы, но и общеклинические: хирургию, психиатрию. Большое количество занятий проходило в анатомических музеях, где нам наглядно объясняли строение тела человека. На старших курсах мы стали бывать в операционных. Мы могли ассистировать хирургу во время операции. Очень хотелось знать, что же находится внутри человека. В вузе у нас было все, чтобы удовлетворить свой интерес. В вузе я поняла, что медицина — это невероятно увлекательная наука. Она не стоит на месте, постоянно расширяется и углубляется. Ведь до сих пор не все в человеке изучено. Думаю, как раз к медицине применима пословица «век живи — век учись». Благодаря учебе в «меде» я изменила мнение о профессии стоматолога. До вуза мое представление об этой специальности было совершенно примитивным: человек, который ставит пломбы. Позже я поняла, что одними пломбами тут не обойтись. Создание «голливудской улыбки» оказалось делом очень хлопотным и ответственным.

Уроки на всю жизнь Каждому студенту необходимо осознать одну важную вещь: при получении образования нельзя ограничиться каким-то одним предметом, который кажется самым важным и существенным. Необходим комплексный подход к образованию. Так, например, квалифицированный стоматолог должен обладать знаниями во всех разделах стоматологии: и в терапевтической области (лечение зубов), и в ортопедической (протезирование), и в хирургической (начиная от удаления зуба и заканчивая операциями на челюстях), и в ортодонтии (коррекция положения зубов, исправление прикуса). Все наши преподаватели на протяжении шести лет снабжали нас полезной и важной информацией. Больше всего вспоминаю Валентину Павловну Михайловскую, которая преподавала нам детскую стоматологию. Она учила нас, как нужно общаться с детьми, как вести себя в непредвиденных ситуациях и как расположить к себе ребенка. А еще она заряжала нас своей энергией и позитивом, что тоже немаловажно. С теплотой вспоминаю и Галину Петровну Богдан, преподавателя по терапевтической стоматологии. Она стала для меня примером, ориентиром, человеком, на которого нужно равняться. Это ответственный, идеально выполняющий свою работу, но в то же время чрезвычайно скромный врач.

Первые шаги в стоматологии Учебная практика началась уже с третьего курса. Мы начинали принимать пациентов под контролем преподавателей, практиковались в лечении, удалении, протезировании. Принимать первых пациентов было жутко страшно. Помню, как тряслись руки, когда удаляла первый зуб. Ведь только поначалу все наши манипуляции проходили под контролем преподавателей, потом, на старших курсах, мы уже работали самостоятельно. Первыми пациентами были одно­группники. Это самые привередливые пациенты. Ведь они не хуже тебя знают, что конкретно надо сделать. Обязательно заметят оплошность и не простят. Спустя какое-то время я немного осмелела и стала принимать друзей. Хочу сказать им огромное спасибо за то, что не побоялись прийти на прием к студентке. На такое далеко не каждый решится.

Интернатура После окончания университета я проходила интернатуру в Брестской областной стоматологической поликлинике. Интернатура проходила по всем разделам стоматологии. Честно говоря, мне очень повезло, что я попала именно туда. Коллеги — не только настоящие мастера своего дела, но и очень отзывчивые, добрые, приятные люди. Я обращалась с вопросом к любому специалисту и всегда получала вразумительный ответ. Здесь же я приобрела основной опыт и практические навыки в хирургической стоматологии. Можно сказать, всем азам в хирургии меня обучили именно там. Несмотря на то, что сейчас я работаю в другом месте, я знаю, что по-прежнему могу обратиться с любым возникшим вопросом к специалистам из Брестской поликлиники. В том числе и с вопросами, которые не касаются стоматологии: выручат и в этом случае.

Распределение Сейчас я отрабатываю по распределению в Ивановском районе в ­Псыщевской амбулатории врачом общей практики. Я веду смешанный прием: принимаю и детишек, и взрослых. Коллектив амбулатории маленький (нас тут всего 8 человек), но очень дружный. Все условия для работы есть, необходимых инструментов хватает. Конечно, по сравнению с областной поликлиникой, уровень оснащения необходимой аппаратурой несколько ниже. Но мне мое новое место работы все равно нравится. Да и до дома рукой подать.

Работа над ошибками Самое главное, чему меня научили старшие и опытные коллеги, — это работа над своими ошибками. И врачи-стоматологи, и моя старшая сестра с самого начала практики готовили меня к тому, что оплошности будут, главное — не паниковать. Поначалу движения сковывали нерешительность и страх навредить — попросту боялась «накосячить». А теперь я понимаю, что без ошибок не обойтись, часто даже по независящим от врача обстоятельствам они случаются. Предупрежден — значит вооружен: сегодня я знаю, как в определенных случаях избежать «косяков», как вести себя в случае небольшой помарки и как качественно все исправить.

Преимущества профессии Наверное, главный плюс — это возможность сразу же, сиюминутно оценить результат своей работы. В профессии есть творческое начало: можно создавать своими руками настоящую красоту. А еще качественная работа стоматолога часто избавляет людей от комплексов и заставляет их чаще улыбаться. Разве это не прекрасно? Очень здорово еще и то, что есть возможность делать свое дело качественно: сейчас большинство стоматологических кабинетов хорошо оснащены. Есть широкий выбор материалов и путей качественного лечения. А со временем техника и инструменты станут еще совершеннее. Конечно, немаловажную роль играет оплата труда, за копейки никому работать не хочется. Зарплата стоматолога на достойном уровне. А сама профессия — престижная и востребованная.

Недостатки Основной минус в работе стоматолога — условия труда. Во-первых, это постоянный шум и помехи в работе, которые создают сами пациенты. К сожалению, часто люди всячески мешают оказать им помощь и препятствуют действиям врача. Во-вторых, это контакт с кровью. Малейшее неаккуратное или неправильное действие может привести к непоправимым последствиям. Поэтому в работе крайне важно соблюдать личную гигиену и правила работы с оборудованием и инструментами. Не менее важно бережно относиться к своему здоровью и следить за его состоянием.

«Самые тяжелые пациенты — дети» Безусловно, бывают случаи, когда взрослые люди мешают работе врача. Однако самые тяжелые пациенты — дети. За время учебы и практики я видела много разных способов, как справляться с детьми. Например, некоторые врачи предпочитают физическое воздействие: несколько человек удерживают ребенка, пока врач его лечит. Я категорически против насильственных методов лечения. Стараюсь договариваться. На доступном детям языке поэтапно описываю то, что сейчас буду делать, показываю, где конкретно буду лечить. Иногда разрешаю посмотреть, как лечу других детей, более спокойных. За хорошее поведение на приеме хвалю и поощряю. И всегда прошу родителей готовить своих детей к приему.

Индивидуальный подход к каждому пациенту Для того, чтобы расположить к себе человека, нужно быть вежливым, доброжелательным, подробно и доступно отвечать на интересующие вопросы. Никто не любит, когда хамят из-за плохого настроения или неудачного дня. Дальше дело за малым: необходимо дать человеку расслабиться. Некоторым людям нужно пошагово рассказать, что сейчас будет сделано, тогда они успокаиваются и позволяют работать. Других нужно просто отвлечь и создать для них расслабляющую обстановку. Например, включить музыку. Бывает, что человек вообще не может расслабиться. А лечить-то надо. В таких случаях можно прибегнуть к лекарственным препаратам, начиная от седативных (успокоительных) и заканчивая лечением под наркозом в специализированных учреждениях.

Смех сквозь слезы В каждой профессии, которая предполагает общение с людьми, обязательно случаются неординарные случаи. Иногда эти случаи доводят до слез. К примеру, могу поделиться тем, что на рабочем месте меня два раза сильно покусали! Один раз на мою руку «набросился» ребенок с острыми зубами. Было настолько больно, что даже слезы выступили. Смешных моментов хватает. Была у меня маленькая пациентка, которая в течение приема все время кричала «мама, спаси». А однажды я принимала мальчика восьми лет, который совершенно не хотел садиться в кресло. Он бегал вокруг него, а его мама — за ним. Так она его и не поймала, и к лечению я в тот раз не приступила. Со взрослыми на приемах проблем гораздо меньше. Но некоторые создают себе проблемы до похода к стоматологу. Один парень рассказывал, как себе пытался удалить зуб плоскогубцами. А другой в гараже самостоятельно распилил свои металлические коронки потому, что зуб болел. Правда, обоим это не помогло, потому и оказались в кресле у стоматолога. И хоть в этих случаях самолечение не создало серьезных проблем, но бывают и менее везучие пациенты.

Типичный день стоматолога Мой рабочий день начинается в 8:00. До 15:00 я веду прием пациентов. В основном люди приходят по предварительной записи, в случае острой боли некоторые заходят вне очереди. В среднем на одного человека отводится полчаса. В конце смены я заполняю медицинскую документацию и помогаю медсестре подготовить кабинет к завтрашнему приему.

Обязанности зубного врача Основная обязанность — качественно выполнять свою работу и не навредить своими действиями пациенту. Эта главная задача включает в себя ряд пунктов. Стоматолог должен: — уметь оказывать срочную, неотложную помощь пациентам с острой болью; — определять степень болезни, обследовать челюстно-лицевую область; — установить диагноз, составлять план лечения; — проводить различные манипуляции при лечении зубов (пломбирование, обезболивание и т.д.); — проводить профилактику кариеса и других заболеваний; — оформлять документацию, составлять отчет о своей работе.

Рост В стоматологии широкие возможности для совершенствования знаний и навыков. Здесь никогда не будет предела совершенству. Эта область медицины постоянно развивается: появляются новые инструменты, создается новая техника, изобретаются новые материалы для работы с зубами. Как следствие, меняются и методы лечения. Можно расти как специалист на протяжении всей жизни. Если говорить не о личностном росте, а о карьере, то можно дорасти до должности главврача, если работать в стоматологической поликлинике. Или открыть собственную клинику или частную школу стоматологии.

Идеальный пациент Идеальный пациент для стоматолога — это человек, который следит за здоровьем своих зубов, за гигиеной полости рта. Он всегда в точности выполняет все предписания и рекомендации врача. Не препятствует работе стоматолога и не занимается самолечением. Полностью доверяет действиям специалиста, не спорит, а позволяет тому делать свою работу. Относится к врачу с уважением и доброжелательностью, не ведет себя по-хамски, не ругается и никого не оскорбляет.

Обращение к соратникам Тем, кто все еще находится в стенах университета, я желаю не лениться. Вуз дает множество новой, современной информации по стоматологии. За вами — только взять ее. А тем, кто уже в поте лица трудится, я пожелала бы не растерять любовь к профессии. Да, никуда не деться от тяжелых клиентов, их криков и слез. Но недостатки есть в любой профессии. Зато скольким людям мы можем дать возможность улыбаться, разговаривать, не стесняясь изъянов, которые еще совсем недавно не давали им покоя. Не бойтесь советоваться со своими коллегами: все они были на вашем месте. Невозможно знать все и быть готовым ко всему, но всегда можно с этим познакомиться и этому научиться. Главное — быть открытым для нового и уметь самообразовываться. Тогда вам гарантирован успех!

Наталья ДАНИЛЕВИЧ

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть