Как стать скульптором

Как стать скульптором или архитектором?
Раньше для того чтобы овладеть одной из этих профессий требовалось лишь обладать художественным талантом и уметь доказать это окружающим. Главным критерием, по которому оценивали работу скульптора, было внешнее соответствие создаваемого им творения образу. Архитектора же обычно оценивали не только по красоте созданного им здания, но и по соответствию его назначению, прочности и долговечности.
Что должен знать архитектор?
Сейчас для того, чтобы доказать свою состоятельность одного таланта бывает не достаточно. От современного архитектора требуется также знание различных материалов, используемых в строительстве, а также всех тонкостей, которые необходимо учитывать при возведении зданий. Архитектор должен уметь определять место для постройки, рассчитывать прочность и надёжность конструкций, воздействие внешних факторов, в общем всё, что так или иначе относится к строительству. В условиях роста научно технического прогресса, который требует возведения огромных комплексов для предприятий или небоскрёбов, имеющих несколько десятков этажей, сложность определения всех этих факторов резко возрастает. Обучают архитекторов в специализированных архитектурно-строительных ВУЗах, которые имеются во всех крупных городах.
Где обучают скульпторов?
Скульптором в наше время стать не менее сложно. Ему конечно в отличие от древних мастеров, уже не надо заботиться о материалах, которые сейчас существуют в изобилии или средствах их обработки. Но для того чтобы стать известным и уважаемым скульптором обычно также необходимо окончить профильное учебное заведение, где обучают этому виду искусства. Как правило, такими заведениями являются различные институты искусств, в которых обязательно имеется факультет скульптуры. Хотя перед этим желательно закончи.
Первое время скульптуру и архитектуру даже объединяли ещё и с изобразительным искусством. Так, например в XVII веке в России сначала при Московском университете, а потом и в Петербурге появилась Академия художеств, в которой обучали не только художников, но и скульпторов и архитекторов.
Поделиться ссылкой
sitekid.ru
Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Многие художники занимаются не только живописью, но и скульптурой. Так, Михаил Врубель своего знаменитого Демона однажды вырезал из дерева. Корреспондент телеканала «МИР» Екатерина Рогальская выяснила, можно ли за одну неделю стать скульптором.
Все начинается с основы. После нужно вылепить постамент и, как говорят скульпторы, собрать материал. То есть, слепить очертания фигуры, соблюдая все пропорции.
С первого раза скульптура не выходит. То руки слишком длинные, то ноги кривые. В общем, девушка больше похоже на гуманоида. Только при помощи преподавателя скульптура приобретает правильные формы. После первого занятия получаются только очертания готовой фигуры, но уже на следующем уроке можно начинать моделирование.
На создание большой скульптуры нужны месяцы. А что же получится сделать быстро? Сергей Олюнин возглавляет музей исторических скульптур. За стеклом почти сотня экспонатов — от неандертальца до генерала Шарля де Голля. Это семейная коллекция. Большинство скульптур были созданы еще его отцом, а сейчас Сергей обновляет собрание вместе со своим сыном.
«В силу многих причин я начал делать сначала Колчака, потом Деникина, Врангеля. То есть начала шириться коллекция, которая получила название «Трагедия русской смуты. Белое движение в лицах». Конечно, отец меня всему научил, всему, что знал, потом я — не буду лукавить — ходил к преподавателям по рисунку и по скульптуре. Это было абсолютно бесполезно. Легче зайца научить зажигать спички», — сказал скульптор.
А напоследок отправимся к настоящему мастеру — скульптору, народному художнику РФ Георгию Франгуляну, автору знаменитого памятника Булату Окуджаве на Старом Арбате.
mir24.tv
art-talk.ru

Чтобы стать скульптором, нужно уметь хорошо рисовать. Ведь сначала скульптор зарисовывает на бумаге то, что хочет вылепить из глины. Это может быть статуя – фигура человека в полный рост, или статуэтка – маленькая фигурка, или бюст – фигура человека, сделанная по грудь. Но чтобы вылепить всё это, скульптор также должен знать и строение тела человека и животных, чтобы не сделать руки длиннее, например, а талию шире плеч.

Работа скульптора очень кропотливая, но увлекательная. Правда ведь интересно, когда у тебя из куска глины получается бегущий лев или красавец атлет! Поэтому мы совершенно справедливо можем назвать скульптора чуть-чуть волшебником!
Скульптор знает своё дело,
Лепит он из глины тело.
Вылепляются сперва
Руки, ноги, голова,
А потом глаза и губы,
Уши, волосы и зубы.
Нос один и пара век.
Вот стоит эта махина:
С виду – будто человек,
Только сделанный из глины.
Эта дивная фигура
Называется скульптура.
Любит скульптор своё дело
И работает умело.
У него полно идей:
Из металла, из камней,
Из обычной деревяшки
Вырезает он людей.
Да и нас с тобою тоже
Запросто он сделать сможет.

Следующая глава >
educ.wikireading.ru

Участник ряда крупных выставок под эгидой Московского союза художников и Российской академии художеств.
ПрофГид: Денис, почему ты решил стать скульптором?
ПГ: Как долго ты уже этим занимаешься?Д.С.: Сколько себя помню. Можно сказать, что всю жизнь.
Д.С.: Не важно, каким видом искусства ты занимаешься, в первую очередь, должна быть любовь к творчеству. Дальше всё зависит от твоих способностей. Скульпторам необходимо иметь общее художественное образование, хороший рисунок, понимание формы. Мы моделируем форму при помощи объёма, а живописцы, например, при помощи цвета. Профессиональным скульптором никто не рождается, но у человека от природы должен быть художественный вкус. На мой взгляд, это самое главное, а профессионализм приходит с опытом.
Д.С.: В нашей стране всегда было два художественных центра: Санкт-Петербург и Москва. Соответственно лучшие учебные заведения находятся там. Из Петербургских институтов – это в первую очередь «Репинка» и «Мухинка». В Москве – «Суриковка» и «Строгоновка». В Регионах тоже можно получить неплохое образование, но только на уровне училищ. Самое лучшее, по моему мнению, Пензенское училище. Ещё я слышал, что довольно сильные Одесское и Харьковское.
Д.С.: Сначала я окончил Московское художественное училище прикладного искусства, потом МГХПА им. Строгонова.
Д.С.: Однозначно не хобби! Моя работа – это высокопрофессиональная деятельность, так что слово «хобби» здесь абсолютно не уместно. А что касается дохода – да, его источником является то, чем я занимаюсь.
Д.С.: Безусловно!
ПГ: Хорошо оплачивается работа скульптора? Вообще расскажи, от чего это зависит?
ПГ: Сложно ли находить заказы, или они сами тебя находят? Расскажи, как это происходит?
Д.С.: Всегда надо помнить, что за тебя говорят твои работы, а не болтовня! Люди это видят и, основываясь на этом, к тебе обращаются. Но, к сожалению, не всё так просто. Это проблема не скульптуры, а вообще России в целом. Всё решается через административные ресурсы. Одним словом, есть знакомый у тебя мэр или губернатор – будет работа. Нет – не будет.
ПГ: А ты углубляешься в какие-то исторические данные или в биографические?
ПГ: С каким материалом тебе больше нравиться работать?
Д.С.: Начинающим? Хм…хороший вопрос. Дело в том, что я и сам не старый. (Смеётся). Начинающих нет! Вся жизнь – это поиск. Любой творческий процесс безграничен. Каждый раз надо ставить перед собой новую задачу, даже если ты очень многого достиг.
www.profguide.ru
«В этой мастерской работал скульптор Давид Бегалов», — сообщает табличка, установленная на фасаде одного из многоэтажных домов Ростова. Сегодня здесь, продолжая традиции известного скульптора, трудятся трое его учеников.
Один из них — 29-летний Карен Парсамян. В начале мая состоялось открытие памятника «Дети войны», изготовленного ростовчанином. Автор скульптуры смог удивительным образом передать атмосферу, в которой росли мальчики и девочки, на чьё детство пришлась Великая Отечественная. Разруха, холод, голод, огромный рушащийся мир, и посреди всего этого двое беззащитных детей…
Карен Парсамян. Родился 10 октября 1986 года в Армении.
Автор памятника «Дети войны», установленного в мае в Советском районе Ростова-на-Дону.
Памяти павших
Кристина Ткачёва, «АиФ на Дону»: Карен, ваш памятник, который установили не так давно в сквере на пересечении улицы Международной с проспектом Стачки, получился очень душевным.
Карен Парсамян: Конечно, пришлось всю эту историю пропустить через себя. Я прочитал большое количество воспоминаний о войне, смотрел фотографии, сделанные в то время. Хотелось, чтобы памятник передал ту атмосферу, состояние детей, обстановку, в которой они росли. Изучено было очень много материала, и в какой-то момент вся информация сложилась для меня в единую картину: возникли образы, идея. Я увидел девочку, у которой остался лишь старенький мягкий медведь, мальчика чуть постарше, пытающегося согреться возле огня, возле них котелок с едой. Они совсем одни в этом огромном мире.
Вообще для меня, как и для многих людей в нашей стране, Великая Отечественная не просто война, это часть истории моей семьи, моего рода. Дедушка по отцовской линии вернулся с полей сражений весь в ранениях, многие осколки остались в его теле навсегда, он потерял глаз. К сожалению, мне не довелось послушать рассказы из его уст: он умер ещё до моего рождения. Но в нашей семье всегда почитали 9 Мая, отец с братьями много рассказывали о дедушке и его подвигах, наградах.
Вообще здорово, что у нас в последнее время открывают разные памятники, посвящённые в том числе и военным событиям. Например, Арнемак Артемьев, который заказал мне скульптуру «Дети войны», установил в донской столице памятный знак, посвящённый труженикам тыла, а под Берлином — крест в память о павших воинах. И всё за свои личные средства. Думаю, наше с ним сотрудничество на этом не закончится: у нас сложились очень тёплые отношения и есть новые задумки.
— Вообще считается, что молодым скульпторам трудно пробиться. Зачастую на слуху всего пара-тройка имён. Почему так?
— Вес в профессиональной среде скульптор набирает годам к 40. Но учимся мы, по сути, до конца своей жизни. Почему предпочтение отдают работам уже известных авторов, а не молодых? Возможно, нет доверия. Да и именитые скульпторы давят своим весом и авторитетом. Но мы всё равно пытаемся пробиться. Например, у меня есть эскиз памятника российским журналистам, которые погибли в Донбассе. Надеюсь, что со временем его обязательно установят.
Вообще молодые скульпторы живут в основном на заказы от частников. Нам ведь надо платить за мастерскую, за свет, за материалы. А если ждать заказов от города, то можно и голодными остаться. Ну а обеспеченные люди часто прибегают к нашим услугам. Кто-то хочет, чтобы дом украшала лепнина, кто-то мечтает о необычном фонтане, а кому-то нравится, когда по бокам лестницы лежат вальяжные львы. Мы, как профессионалы, конечно, подсказываем, как лучше оформить сад или какой узор больше подойдёт для оформления дома. Вообще на разные скульптуры уходит разное количество времени. Бывает, что один только эскиз занимает у тебя месяц. А можно и за два дня справиться. Так же и с лепкой. Всё зависит от сложности и объёма работы.

Душа обязана трудиться
— А как вы вообще стали скульптором?
— Сколько себя помню, я всегда рисовал, лепил из пластилина человечков и животных. А родители только поддерживали это увлечение — водили на занятия в художественную школу. Потом решил поступить в училище имени Грекова. Правда, изначально я хотел быть живописцем, писать картины. Документы на отделение скульптуры подал в последний момент.
На вступительных экзаменах лепил то, что мне было ближе: горы, пастуха, барашка. Всё это видел у себя на родине, в Армении, откуда мы переехали в Ростов по воле обстоятельств. Жюри моя работа понравилась, особенно Давиду Рубеновичу Бегалову, моему будущему наставнику. В перерыве мы разговорились с ним, я рассказал о своей семье, о себе, о том, что отец работает на маршрутке на такой-то линии.
С поступлением вышла забавная история. Получилось так, что меня приняли, но я даже не знал об этом. Просто не пришёл за результатами экзаменов: настолько не верил в свои силы. И вот начались занятия. Давид Рубенович заметил, что меня нет, решил разыскать. Он пошёл на остановку общественного транспорта, стал спрашивать всех водителей, искал отца. Ну и попросил коллег передать ему, что сын прогуливает занятия. В общем, вечером мне от папы досталось.
Правда, доучиться мне не удалось. С третьего курса меня отчислили. Возникли творческие разногласия с руководством училища: хотелось делать одно, а требовали от нас другое. Примерно в это же время уволился и Бегалов, на курсе которого я учился. Он тоже не сошёлся во взглядах с начальством. Например, у нас была практика, в рамках которой надо было делать деревянных попугаев, а для меня важнее было поехать вместе с ним в Новороссийск, где устанавливали его памятник адмиралу Ушакову. Вообще Давид Рубенович активно подключал нас к делу, давал разные задания.
Каменный цветок
— Впервые в прессе о вас написали, когда вы изготовили каменный цветок по мотивам сказки Павла Божова.
— Это был коммерческий проект. Мне позвонили организаторы и спросили, смогу ли я за неделю выполнить определённый объём работы. Я решил, что если не есть и не спать, то успею (смеётся). Мне предоставили кусок мрамора весом в 300 килограммов, из которого и нужно было вырезать цветок. Скульптуру показали на специализированной выставке, там же были представлены и другие мои работы. Вообще по биографии я чем-то схож с книжным Данилой-мастером. В юности я работал подмастерьем. Со временем мои работы даже стали похожи на работы учителя.
Например, мы с товарищем принимали активное участие в создании памятника Раневской. Лепил Бегалов её сам, а мы помогали, когда шла работа с бронзой. Вообще ситуация была тогда патовая. До открытия три дня, а нам привозят бракованные куски бронзы. И всё это надо в срочном режиме сварить, собрать. Работа шла и днём, и ночью. Но всё получилось в конечном счёте хорошо, и это главное. Ну а при создании скульптуры по мотивам рассказа Чехова «Толстый и тонкий» наставник доверил мне Тонкого. Это было очень приятно.
— Когда у начинающего скульптора такие близкие отношения с уже именитым мастером, это накладывает на ученика отпечаток?
— Конечно. Задача наставника — ввести своих учеников в мир искусства. Давид Рубенович учил не столько лепить, сколько думать, фантазировать. Помню, однажды он сказал: «Я вас не только скульптуре учу, но и жизни». Но при этом у каждого скульптора свои неповторимые техника и манера лепки, стиль, подход к делу.
Вот мы работаем в одной мастерской втроём. Бывает, что лепим одно и то же, но у всех работы выглядят по-разному и вызывают непохожие эмоции и чувства. Литейщики, например, без труда различают, где чьё творение.
www.rostov.aif.ru
Проблема в том, что я не могу заработать себе на жизнь. Нет, я не ленива и не больна. Я долго учусь.
Немного предыстории — работала я лет с 16 урывками, училась в художественном колледже, в 18 поступила в институт и уже практически полностью обеспечивала себя ( мама давала 2 тыс, я оплачивала аренду, всё остальное на мне). Было сложно. Потом я поняла, что в этом городе развития по специальности нет — максимум, что мне светило — это продавец канцелярских товаров. И я, как в фильме, рванула в большой город, поступила в один из сильнейших художественных ВУЗов России. Первые курсы и училась и работала на износ, с деньгами было тяжело, помогала мама. Я свою ещё одну учёбу оправдывала и перед собой и перед родными тем, что смогу встать на ноги, обеспечить маму в старости. Но идёт время, а у меня всё не выходит. К пятому курсу поняла, что не представляю как заработать своей профессией, видимо иллюзии ушли. К слову, я скульптор. Точнее я понимаю, как заработать — в перспективе. Но сейчас.. жить не на что. Профессия увлекательная, но … не быстрая, скажем. Путь делать работы и выставляться — да, он есть. Но чтобы сделать выставочную работу нужно время и деньги, чтобы перевести её в материал. Одно время работала преподавателем в частной школе, потом не набралась группа по экономическим причинам и всё как — то заглохло, искала другую работу — отправляла резюме — и ничего. Проблема в том, что из — за учёбы я не могу устроиться на полный день. Это срезает множество возможностей. Реставрация… — там тоже нужно находится круглосуточно, работала вечерами после довольно напряжённой учёбы, устала жутко, а мне не заплатили. Точнее заплатили через год. Извините, за тонну нытья. Я на распутье. Возникали мысли бросить учёбу — если после неё не возможно просто пойти работать и зарабатывать на жизнь, но столько времени и сил потрачено. Думаю, может с моим характером что — то не так. Я многое умею, но совершенно не знаю как это можно реализовать. Искать частных заказчиков? А Как ? Связей нет, окружающие ребята тоже в поисках работы, даже те, кто значительно сильнее меня в лепке. Мотивация в учёбе упала — сложно рисовать бесконечные постановки, понимаю, что на хлеб этим не заработать. Думала пойти официанткой, я уважаю любую профессию, но потратив более 10 лет на обучение — носить поднос — обидно. Ещё мысль была — учиться три д скульптуре. Здесь встаёт вопрос заработать на комп, да и опять учиться… то есть куча потраченного времени, а профессию нужно осваивать опять смежную. Читала истории в интернете, где герой осваивает ту или иную графическую программу, делает портфолио, устраивается в небольшую фирму, потом, по ходу работы ( то есть уже хоть немного, но обеспечивая себя) он учится, развивается и переходит на следующую ступень, соответственно зарабатывает больше. А тут — огромное количество времени и знания преложить некуда, или есть куда, но я не знаю такие места. Иногда в журналах даются разработки интерьерных вещиц, где видно, что поработал скульптор, но как выйти на подобные фирмы я тоже не знаю. Мне бы хотелось попросить совета у Вас и Ваших читателей. Я понимаю, что ответ был бы — ищи пути решения сама, но я уже использовала все свои возможные пути и выходы и, кажется, устала бороться. Иногда думаю, что проще было пойти на какую — то офисную специальность — отработать день, а вечером лепи сколько влезет, и деньги на жизнь есть и любимым делом можно заниматься.Спасибо за внимание и потраченное время. (Пожалуйста, анонимно)
Здравствуйте!
Не подумайте — я вас не агитирую бросить учебу. Так же, как не агитирую любой ценой доучиваться до конца — ради корочки, и чтобы доказать себе и миру, что вы способны дотянуть эту лямку до конца. Просто подумайте о том, что бросить учебу — вполне себе вариант. и если вам так лучше — сделайте это.
Я вот вижу, что вы рассматриваете два крайних варианта:1 — Бросаться в ледяную воду, и пробовать выжить сразу как «вольный скульптор». Хотя это дико трудно, когда нету никаких связей и средств. Все же это такое ремесло. где не позанимаешься своими делами дешево, в тихом уголке. Место надо, материалы дорогущие. Да и результаты такие, что надо их срочно продавать. Изготовление каждой работы занимает много времени, а потом занимает много места. Это не такая штука. где «накопишь штук сто — потом подумаешь, куда бы их продавать». Там надо как-то скорее выходить на рынок. И вот так «с нуля» — я прямо даже не представляю, как — чтобы не прогореть.
Мне в первую очередь видятся промежуточные пути. Обычно люди с похожими профессиями, которые нигде не могут развернуться, пристраиваются работать в какие-то профессии близкие к своему делу. Где у них конкретные задачи и какая-то регулярная работа, но может быть есть какая-то возможность, где-то на краю, в свободное время. между делом — начать раскручивать свое. Например — классика жанра — пойти в какую-нибудь керамическую мастерскую учить людей, или заниматься скульптурой в какой-то культурный проект (со стариками, детьми. инвалидами, кем угодно), чтобы для начала там у вас была зарплата, но и место работы, которое как-то связано с вашим делом. Что-то такое, чтобы вы были уже в мастерской. но иак же уже на зарплате! А там уже думать, куда бы развиваться самой.
С реставрацией — то же самое. Вписаться в какой-нибудь проект на полное время, где вас просто возьмут за зарплату реставрировать что-то большое и бесконечное. И будете вы туда ходить. в составе какого-то коллектива, и ваять что-то на протяжении какого-то долгого времени. А там посмотрите, что вы умеете, что как можете сделать. посчитаете, что сколько стоит. И может быть предложите кому-то что-то свое. У меня тут в Берлине есть знакомая пара, которая сто лет назад приняла участие в реставрации кремля. 🙂 Они — реставраторы по образованию, и их взяли когда-то в этот проект, они там пару лет делали какие-то лепнины, и покрывали золотом какие-то детальки. В результате они тут выстроили на этом пункте в биографии весь свой бизнес: делают всякие красивые лепнины и отделку золотом в дорогих частных домах. Естественно, главную часть опыта они получили во время этой работы, и там научились все делать так, чтобы оно держалось сто лет и выглядело наилучшим образом. Сейчас у них очередь из клиентов. 🙂
P.S. Картинка, которую я взяла, чтобы украсит этот пост — отсюда.