Как стать пресс-секретарем

Где учиться
Профессия пресс-секретаря — одна из немногих, где не ценится профильное образование. Проблема в том, что преподают пиар чаще всего теоретики, которые мало знакомы с реалиями отечественного бизнеса и компаний госсектора. Поэтому чаще всего пресс-секретари — это вчерашние журналисты.
И те, и другие за счёт подачи определённой информации формируют отношение общественности к чему-либо или кому-либо. Профессиональный журналист уже освоил поиск, анализ и упаковку информации в разных форматах. Ему достаточно добавить навыков её распространения, включая SMM, формирования пула СМИ, организации мероприятий. Самое сложное в перековке журналиста в пиарщика — выработка бизнес-мышления, маркетингового анализа и умения обучать работодателя грамотному общению с журналистами, структуре выступления перед телекамерами, публичному выступлению перед «враждебной» аудиторией, которая постоянно ловит на слове.
В объявлениях о вакансиях иногда указывают, что подойдёт и профильное образование в сфере маркетинга или филологии. Но на практике оно редко бывает полезно. Конечно, маркетолог лучше понимает процесс продвижения брендов или продуктов компании, но порой не умеет выстраивать коммуникацию с людьми. Эта же проблема есть и у филологов, которым скорее подойдёт работа спичрайтера или копирайтера.
Может помочь образование в той сфере, в которой вы работаете. Например, в моём случае это образование экономиста, так как я работаю в инвестиционной компании. Если такого образования нет, то помогает самообразование: чтение соответствующей литературы и статей, заинтересованность в предмете. Как сказал Владимир Познер: «Лучший журналист — это профессионал в своей сфере, который научился писать». Поэтому, если вы приходите в компанию, то обязаны огромное внимание уделить профессиональным знаниям и умениям, стать хотя бы начинающим специалистом в том, чем занимается компания. Причём во всех основных направлениях её деятельности.
Какие требования предъявляются
Главное объективное требование, которому должен соответствовать хороший пресс-секретарь — умение выстраивать взаимоотношения. Не столь важно даже умение писать журналистские тексты. В конце концов, эту часть работы иногда даже отдают на аутсорс.
Пресс-секретарь — связующее звено между компанией и журналистами, и он должен так выстроить общение, чтобы обе стороны остались довольны. Это не всегда просто, и нужно обладать даром убеждения.
Но объективными требования к соискателю бывают далеко не всегда. Порой работодатель считает, что пресс-секретарь действительно будет исполнять роль лица компании. И лучше, чтобы это лицо было как можно более приятным.
Часто требования к пресс-секретарю носят характер дискриминации. Это должна быть молодая девушка приятной внешности. Якобы ей проще налаживать контакты с журналистами. Обычно это блажь руководителя компании. Другое «странное» требование — опыт работы в конкретных СМИ. Бывшему сотруднику редакции, конечно, проще договариваться о публикациях со «своим» изданием. Но с таким подходом отсеивается много опытных и квалифицированных специалистов.