Как стать PR-менеджером

PR изнутри: как работают пиарщики российских звезд

Профессия пиарщика для большинства людей по-прежнему остается чем-то загадочным. Точнее, для многих не секрет, что буквы PR расшифровываются как «связи с общественностью», но что это за общественность, зачем и каким образом с ней налаживаются эти самые связи — вопрос, на который ответят далеко не все. Редакция SPLETNIK.RU пообщалась с несколькими московскими пиарщиками, чтобы выяснить, в чем состоит их работа, к каким хитростям они прибегают и зачем, как привлекают интерес к своим клиентам и чем все это заканчивается.

Кто такой пиарщик

Сейчас образование профессионального пиарщика можно получить в вузе, но это совершенно не значит, что все, кто гордо именует себя PR-специалистами, имеют диплом по данной специальности. Как раз наоборот: в этой сфере трудятся люди с самым разным образованием, зачастую вообще не имеющим никакого отношения ни к общественности, ни к связям.

Очень часто в пиар идут журналисты: здесь ведь тоже на первом месте по значимости стоит умение общаться, договариваться и добиваться своего. Способность написать пресс-релиз также для пиарщика большой плюс, вот и подаются в PR бывшие филологи и выпускники журфака. Правда, грамотно владеть русским языком все-таки способны далеко не все труженики пиара, судя даже по тем пресс-релизам, которые приходят на электронную почту многих редакций и порой приводят в ужас сотрудников.

Впрочем, удивляться не приходится: пиарщик в России, как правило, больше чем пиарщик. Это за границей у крупной звезды имеется целая команда профессионалов, работающая с клиентом круглосуточно. А у нас пиарщик той или иной знаменитости бывает еще и личным ассистентом, и стилистом, и водителем, и концертным администратором, и проводником между звездой и фанатами.

Если пиарщик, к примеру, договаривается о фотосессии для журнала, он же обычно берет на себя все мелочи и не мелочи, с этим связанные. Ты и договариваешься, и встречаешь, провожаешь на съемку, оформляешь пропуск на машину, сопровождаешь, иногда даже едешь подбирать для своего клиента одежду, если он не успевает (тут, естественно, нужно досконально знать его вкус). Во время съемки бывает всякое: то нужно сбегать в магазин за колготками, потому что они на звезде порвались во время съемки, то сходить за кофе — как правило, все эти поручения пиарщиками воспринимаются как часть работы. В перерывах между всем этим успеваешь взять у артиста интервью, написать новость для прессы, и, в конце концов, ты должен уже знать своего клиента так хорошо, что даже на некоторые вопросы журналистов запросто можешь ответить за него, точно представляя себе, что он скажет (вопросы-то задаются из интервью в интервью примерно одни и те же).

Анонимно, PR-менеджер артистов:

Тем не менее те, кто занимаются PR серьезно, уверены, что работать в этой сфере должны профессионалы, а не «мастера на все руки», и выполнять им нужно исключительно свои функции.

Петро Шекшеев, продюсер, руководитель PR-агентства «Больше чем агентство»:

Свадьба Татьяны Волосожар и Максима Транькова

Свадьба Татьяны Волосожар и Максима Транькова

Хитрости пиара

В целом задача пиарщика — сделать так, чтобы об артисте говорили. И говорили именно то, что артисту хотелось бы о себе слышать. Если звезда уже хорошо известна, то пиар-менеджер в основном работает с поступающими от СМИ предложениями, фильтрует их, отвечает на запросы журналистов и так далее. Если артист нуждается в раскрутке, если он пока не очень известен или, наоборот, о нем все порядком подзабыли, тут все уже интереснее: нужно проявлять изобретательность, подкидывать прессе информационные поводы, убеждать сотрудников СМИ, что без новости о том, как ваш артист съездил на рыбалку, их свежий номер просто обеднеет. Здесь все зависит от фантазии и настойчивости пиарщика, а также просто удачного стечения обстоятельств.

Жанна Гарбер, PR-специалист нескольких крупных проектов:

Маргарита Дорошевич, в прошлом PR-менеджер артистов:

Легенды

Да, пиар — это отчасти умение эффектно приукрасить то, что было, а иногда и красиво выдумать то, чего не было. Если у артиста уже есть какая-то интересная история (скажем, он когда-то зашел в маленький караоке-бар в своем маленьком городе, а там его заметил большой московский продюсер) — что ж, прекрасно! Остается только отполировать эту легенду до блеска, добавить увлекательных подробностей — и вот вам готовая история для прессы, которую многие с радостью подхватят.

Но интересные истории нужны периодически, а в жизни артиста они могут случаться редко, а могут и вовсе не случаться. Приходится пиарщику снова включать фантазию и пускаться в творчество. Отсюда многочисленные «сенсации» в нашей прессе: громкие романы, еще более громкие расставания, скандалы, бурные ссоры и интриги… Не все следует воспринимать как выдумку пиарщиков — знаменитости все же тоже люди со своими страстями, но и за чистую монету принимать стоит далеко не все подобные вещи. А уж если «тайный страстный роман» певицы и певца по времени как раз совпадает с выходом их совместной песни — скорее всего, без какого-нибудь «гения пиара» тут не обошлось. В западной практике это, кстати, тоже одна из самых популярных уловок: уж сколько мы наблюдали «романов» между звездами, продвигающими совместный фильм! И ведь продолжаем верить!

Многое ли из того, что мы знаем о звездах, придумывается пиарщиками? Как оказалось, тут иногда даже профессионал не сразу ответит.

Жанна Гарбер, PR-специалист нескольких крупных проектов:

Анонимно, PR-менеджер артистов:

Бывает, что красивую легенду заменяет колоритный внешний вид. Звезды любят эпатировать публику таким образом, а пиарщики подсказывают им, как именно обратить на себя объективы. Причем многие звезды вовсе не боятся, надевая на красную дорожку что-то похожее на пакет для мусора, попасть в рейтинги самых безвкусно одетых гостей вечера. Антиреклама — это ведь тоже реклама.

Екатерина Быкова, бывший пресс-атташе в продюсерском центре Игоря Матвиенко:

Провалы

Пиар — это целиком и полностью работа с людьми, так что без ошибок, конфликтов, недоработок и даже откровенных провалов тут не обходится. Во-первых, нужно найти общий язык с самим клиентом, а в сфере шоу-бизнеса, надо сказать, трудятся в основном люди непростые, творческие, порой, мягко говоря, своеобразные. Существует мнение, что чем мельче звезда, тем выше запросы и тем сложнее с ней работать. Есть немало исключений, но нередко это правило срабатывает.

Во-вторых, построить те самые связи нужно и с прессой: при том что журналисты обычно недолюбливают пиарщиков (за настойчивость), а пиарщики — журналистов (за нежелание публиковать очередную суперважную новость про то, как их артист завел себе котика). Если удается выстроить отношения и с прессой, и со звездой — прекрасно. Если не совсем — случаются эпик фейлы.

Жанна Гарбер, PR-специалист нескольких крупных проектов:

Анонимно, бывший PR-менеджер артистов:

Анонимно, бывший PR-менеджер артистов:

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.