Как стать математиком

Валерий Чемеков, канд. психол. наук, партнер компании «Лучшие кадры», Москва

Существует известный анекдот про университет, в котором математики описаны как тихие существа, для работы использующие лишь бумагу, карандаши и ластики. Или вот — популярное фото ученого у доски, сплошь исписанной математическими формулами. Это обычные ассоциации с профессией математика. Но с каким образом сопоставить математика-практика? Это ведь не только школьный учитель или вузовский преподаватель математики…

Какими бывают математики?

Часто можно услышать, что математика — мать всех наук. И лингвистики тоже? Да. И химии? Да, и химии. И психологии? Да: основной предмет, идущий в зачет вступительных баллов — математика. А применяют ли лингвисты и психологи математику? Не все и не всегда, а чаще — никогда. Так какая же она «мать всех наук»?

Википедия сообщает, что математика — наука о структурах, порядке и отношениях, исторически сложившаяся на основе операций подсчёта, измерения и описания формы объектов.

То есть, наука не о цифрах, а о нечто большем и абстрактном: о структурах, порядке и отношениях. Используя язык формул, математика создает универсальное средство для описания явлений и предметов, и для общения других наук между собой. А описывая явления единым строгим языком, математика создает почву для сравнения явлений и выявления общих закономерностей природы.

Итак, математика бывает теоретическая и прикладная.

Математики-теоретики, работая «карандашами и ластиками», занимаются довольно абстрактными проблемами, и результаты их труда облегчают понимание мироустройства, служат коррекции известных теорий в области теоретической физики, химии и биологии, а также во многих естественных и гуманитарных науках.

Прикладные математики трудятся, чаще всего, в области инженерных и информационных технологий, решая конструкторские задачи, моделируя поведение прикладных систем, устройств и производственных процессов, создавая принципы работы программно-аппаратных компьютерных комплексов. Для гуманитарных наук они предлагают средства анализа «нечетких множеств», каковыми являются социальные данные: совокупность качественных оценок, семантические поля, результаты опросов и тестов, экономические модели.

Так, алгоритмы создания 3D-модели сложного объекта и распечатки его на 3D-принтере создает математик, специализирующийся в топологии и геометрии. Он же нередко сам берется за создание программы, реализующей эти алгоритмы, чтобы визуализировать эти операции на экране компьютера.

Вот пример работы математиков, создавших подобную программу. Несколько лет назад один из руководителей космического ведомства сообщил, что при оцифровке проектной документации известной нашей ракеты, многие годы выпускаемой серийно, в конструкцию и технологии ее производства было внесено около 400 изменений и уточнений. Это стало возможным в результате труда математиков, создавших программу конструирования на основе методов расчета и моделирования.

Раньше это делалось вручную. У Гюстава Эйфеля — создателя Эйфелевой башни — работали десятки математиков, рассчитывающих прочность конструкции, объем металла, вес деталей и пр. А в авиации в докомпьютерную эру работали целые цеха «прочнистов» — физиков, химиков и математиков, определяющих характеристики устройств, удовлетворяющих заданным требованиям. Роль математиков в этом — создать модели и алгоритмы расчёта прочности и веса конструкции. При выходе этих параметров изделий за расчетные границы, физики и химики должны были искать новые материалы, удовлетворяющие требованиям, сформированным математиками.

А сегодня наибольшее число математиков находит работу в области информатики и программирования, создавая универсальные средства обработки информации, расчета данных и проектирования техники.

Как стать математиком?

Считается, что для того, чтобы стать математиком нужны особые — математические — способности. В этом есть объективное основание.

Но нередко хорошим математиком становится человек, который ее любит и понимает, принимая все ее особенности: оперирование абстрактными понятиями и представлениями, символическое отображение сущностей, условность, аксиоматичность и другие. Может быть, такой специалист не решит очередную, веками нерешаемую теорему, но будет учить других, работать в прикладных областях.

Однако в обоих случаях для учебы в математическом вузе следует пройти барьер — получить правильный балл на ЕГЭ по математике. Как правило, теоретических математиков готовит небольшое число вузов, да и немногие мечтают связать свою жизнь с теорией. Зато прикладных математиков выпускает множество вузов в разных областях: в информатике, транспорте, металлургии, строительстве. Вот некоторые примеры:

  1. Московский Государственный университет им. М.В. Ломоносова:
    • Механико-математический факультет (Математика, Механика, Математика со специализацией в области экономики)
    • Факультет вычислительной математики и кибернетики (Фундаментальные информатика и информационные технологии, Прикладная математика и информатика)
  2. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»:
    • Факультет компьютерных наук (Прикладная математика и информатика)
    • Факультет математики (Математика)
    • Московский институт электроники и математики им. А.Н. Тихонова (Прикладная математика)
  3. Московский физико-технический институт (Государственный университет):
    • Математика и информатика
    • Математика и физика
  4. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»:
    • Прикладные математика и физика
    • Прикладная математика и информатика
  5. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого:
    • Институт компьютерных наук и технологий (Математическое обеспечение и администрирование информационных систем)
    • Институт прикладной математики и механики (Прикладная математика и информатика, Математика и компьютерные науки, Прикладные математика и физика, Механика и математическое моделирование)

Какими качествами надо обладать, чтобы быть успешным в этой профессии?

Поскольку математика оперирует отвлеченными понятиями и знаками для построения абстрактных конструкций, то первое важное качество математика — абстрактное мышление и способность оперировать идеями, не представленными в материальном мире. Как, например, можно представить пятимерное пространство или мнимые числа? Если вы считаете это невозможным, то, скорее всего, математика не для вас. Если же эти идеи вас увлекают, то у вас может все получиться.

Второе важное качество — хорошие умственные способности. Не обязательно высокие или гениальные, а именно хорошие. Что это значит? Во-первых, дисциплина мышления, строгость мысли, основанная на логике. Во-вторых, умение разложить проблему на части. В-третьих, способность «покопаться» в проблеме, в каждой ее части с целью поиска новых свойств. В-четвертых, неплохая память для того, чтобы результаты каждого из этих этапов мышления удерживать в голове.

Третье качество — умение обобщать и делать выводы. Именно так делаются открытия — через обобщение порой несвязанных явлений.

Четвертое качество — пространственное мышление. Математик-топограф или геометр должен представлять трехмерную фигуру, искривленное пространство, объект, обладающий свойством «связанности».

Как строится карьера в этой профессии?

Карьера «чистого математика» — научная. Он может стать доктором наук, а может решить какую-нибудь нерешенную задачу и снискать известность, не имея научных регалий. Например, Григорий Перельман — математик, доказавший гипотезу Пуанкаре, «всего лишь» кандидат наук, к тому же он отказался от предложения стать членом Российской академии наук. А его сестра, тоже математик, имеет более высокую научную степень, но работает программистом.

Прикладной математик, занятый в профильной организации, может стать руководителем (например, директором исследовательского физико-математического института, ректором математического факультета, руководителем отдела и т.п.).

Математики, работающие в смежных профессиях (программист, инженер, эксперт, аналитик и т.п.), делают карьеру, продвигаясь по должностным ступеням, обычно существующим в организациях: старший специалист, главный специалист, руководитель группы, руководитель отдела, заместитель директора, директор.

Вся эта иерархия открыта для математиков в тех организациях, где математика — в основе бизнес-модели, например, в компаниях Яндекс, Микрософт, Гугл или там, где она — важное средство формирования прибыли или коммерческой информации (страхование, финансы, метеорология, космические полеты, экономика). Однако там, где математика и программирование — лишь поддерживающая технология в работе организации, больших должностных высот не достичь, не поменяв профессию.

Взаимодействуя с математиками, многие понимают, насколько это трудные люди для общения: они не допускают нечетких высказываний, указывают на отсутствие логики в словах оппонента, способны предъявить жесткую аргументацию, — и все это создает у собеседников некомфортное чувство собственной неправоты и слабости собственного мышления.

Но, имея математиков в числе подчиненных, коллег, партнеров и друзей, вы точно укрепите вашу жизнь и работу разумными друзьями и сильными специалистами.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть