Как стать коррекционным педагогом


Краткая историческая справка:
Девиантное (от лат. deviatio отклонение) поведение — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам (правовым, этическим, эстетическим) и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.
Причин, вызывающих такие отклонения, немало. В их числе причины биологические, психологические, социальные. Девиантное поведение может быть отмечено как у здоровых людей, та и быть следствием психической патологии. Однако вне зависимости от причин и механизмов, всегда сопровождается психологическими проблемами, требующими помощи профессионала. Направление подготовки «Педагогика и психология девиантного поведения» даёт возможность стать таким профессионалом. Специалистом, который владеет современными методами психодиагностики, психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии. Специалистом, который ловко ориентируется в вопросах общей, клинической, специальной, возрастной, социальной психологии, понимает биомедицинские закономерности, лежащие в основе тех или иных отклонений. Специалистом, который поможет управлять не только состоянием человека (вне зависимости от его возраста, пола, образования, социального положения), но и организацией педагогический условий, которые будут способствовать успеху психологической работы.
Родственные профессии:
Педагог, психолог, специалист по социальной работе, воспитатель детского сада, инспектор по делам несовершеннолетних, коррекционный педагог, педагог — конфликтолог, преподаватель, психолог в школе, реабилитационный педагог, социальный психолог, специалист органов социальной защиты населения, специалист психокоррекции, специальный психолог, психолог в органах внутренних дел, пенитенциарный психолог и др.
Могут работать в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, органах управления социальной защитой населения, органах управления образованием, органах опеки и попечительства, органах по делам молодежи, органах управления здравоохранением, органах службы занятости, органах внутренних дел и др.
Преимущества профессии:
Преимущества профессии: интересная и полезная профессия, позволяет лучше понимать себя, близких, помочь другому человеку, стать более эффективным в жизни, в любой деятельности.
Психолог, владеющий специальностью «Педагогика и психология девиантного поведения», всегда востребован и имеет широкие возможности выбора дальнейшего пути профессиональной самореализации. Для него открыты двери образовательных учреждений и учреждений здравоохранения, структур МВД и пенитенциарной системы, психологических и психотерапевтических центров.
Ограничения профессии:
Необходимость постоянного саморазвития; эмоциональные нагрузки и высокая моральная ответственность.
Содержание деятельности:
Главное в работе психолога: создать условия для другого человека, при которых он сможет решить волнующие его психологические проблемы.
Специальность находится на стыке трех сфер: педагогики, психологии и юриспруденции. Среди юридических дисциплин учебного плана — теория государства и права, конституционное право России, основы гражданского права, семейное право, право социального обеспечения. В круг психологических предметов входят общая психология, психология личности, психология девиантного поведения, специальная психология, психологическое консультирование и др. В педагогический блок — общие основы педагогики, теория и методика воспитания, коррекционная педагогика, историй педагогики, социальная педагогика и т.д.
Объектами профессиональной деятельности специалистов являются: общественные отношения в сфере воспитания детей и подростков, защиты их прав и законных интересов, профилактики социального неблагополучия семьи, правонарушений несовершеннолетних; процессы социализации и развития личности; психические процессы, свойства и состояния человека, их проявления в условиях девиантного поведения личности, межличностных и социально-педагогических взаимодействий, факторы, способствующие возникновению девиантного поведения и противодействующие его развитию на индивидуальном, семейном, групповом и общесоциальном уровнях.
Инструмент деятельности:
Основной инструмент работы психолога — его личность. Без знаний и профессиональных навыков психолога нет, но в какой форме и насколько эффективно эти его знания дойдут до его клиентов или участников его тренингов, определяет его личность.
Требования к знаниям и умениям:
Для успешного освоения профессии психолога необходимы знания по обществознанию, математике, русскому языку.
Знания, умения и навыки:
- Проводить психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в колониях и содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа;
- Устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок, причины социального неблагополучия семьи;
- Изучать особенности и бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на подростка;
- Корректировать нервно-психическое состояние несовершеннолетних;
- Формировать сеть социальной и психолого-педагогической помощи детям и подросткам группы риска;
- Защищать права и законные интересы детей и подростков;
- Выявлять лица, совершающие в отношении детей противоправные деяния, а также родителей или законных представителей детей, не исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию;
- Собирать материалы, являющиеся основанием для лишения родительских прав в случаях жестокого обращения с детьми или неисполнения обязанностей родителей;
- Выявлять и вести учёт несовершеннолетних правонарушителей и родителей, отрицательно влияющих на детей;
- Работать с несовершеннолетними, доставленными в органы внутренних дел;
- Подготавливать материалы о помещении несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
- Выявлять подростков, объявленных в розыск, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, совершающих противоправные деяния, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
- Участвовать в процессе дознания преступлений, совершенных несовершеннолетними;
- Проводить мероприятия по предупреждению безнадзорности и беспризорности, употребления спиртных напитков, наркомании и токсикомании среди детей и подростков;
- Пресекать правонарушения и антиобщественные действия несовершеннолетних;
- Проводить профилактические беседы, встречи, образовательные программы с подростками и их родителями, особенно в неблагополучных семьях;
- Восстанавливать разрушенные или полностью утраченные бывшими несовершеннолетними заключенными общественные связи и отношения;
- Оказывать психологическую помощь осужденным подросткам;
- Оказывать социально-правовую и психологическую помощь семьям и детям групп риска, также детям и родителям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- Проводить консультации для родителей с целью разрешения семейных конфликтов;
- Заниматься нормализацией и корректировкой отношений родителей и детей;
- Консультировать родителей и педагогов по проблемам детей с отклонениями и задержками в развитии, чтобы предупредить будущие правонарушения;
- Формировать в коллективах детей и подростков благоприятный морально-психологический климат;
- Оказывать помощь в решении межличностных конфликтов;
- Организовывать досуг детей и подростков;
- Преподавать психолого-педагогические дисциплины в школах, колледжах и вузах;
- Повышать психолого-педагогическую и правовую грамотность взрослых, участвующих в воспитании детей и подростков, в том числе с девиантным поведением.
Профессионально важные качества:
- развитые коммуникативные навыки (умение слышать и понимать другого, умение отнестись и задать вопрос, изложить и аргументировать свою точку зрения);
- умение управлять своими эмоциями;
- способность к эмпатии (сопереживание);
- умение хранить тайну;
- высокий уровень развития словесно-логического, образного и абстрактно-символического мышления;
- хорошая логическая и эмоциональная память;
- развитые устойчивость, переключаемость и объем внимания, высокая интеллектуальная работоспособность;
- гибкость, объективность, доброжелательность, уверенность в себе, ответственность, наблюдательность, терпеливость, тактичность;
- широкий кругозор и эрудированность;
- склонность к работе с людьми и исследовательским видам деятельности;
- любовь к детям, настойчивость и дипломатичность, отзывчивость и стремление помочь, умение поддержать.
Медицинские противопоказания:
Медицинские ограничения для психолога:
- вирусоносительство,
- хронические мигрени,
- сердечно-сосудистые заболевания,
- нервно-психические заболевания,
- проблемы с памятью и вниманием,
- нарушения речи, зрения и слуха.
Условия работы:
Психолог работает чаще всего в помещении. Это может быть специально оборудованный кабинет, офисная комната для индивидуальной или групповой формы работы. Реже бывают групповые занятия на природе, на открытом воздухе. Работа мобильная, высокоинтеллектуальная, с элементами творчества, импровизации. Доминирует интенсивное общение в условиях высокой психоэмоциональной нагрузки. Инструментами труда психолога в первую очередь являются внутренние средства: его профессиональный опыт и знания, творческое аналитическое мышление, эмпатия (умение прочувствовать эмоциональное состояние другого человека), выразительные движения, мимика и голос. Все это необходимо для установления доверительного контакта с другим человеком и для продуктивного взаимодействия. Дополнительными средствами труда психолога являются технические устройства, компьютер, диагностические методики. Высокий уровень моральной ответственности.
Предприятия г. Якутска, на которых используется труд специалиста:
Педагог-психолог может работать:
- МВД по РС(Я), ул. Дзержинского, дом 14, тел:
8(4112) 42-50-02; - УФСИН России по РС (Я), ул. Дзержинского, дом 10;
тел:
Перспективы карьерного роста:
Возможные пути развития психолога:
- Специализация и освоение смежных областей
Имея базовое образование психолога с определенной специализацией, со временем можно повышать свою квалификацию, стать уникальным специалистом и совершенствоваться в выбранном направлении, либо осваивать новые близкие специальности в рамках профессии: стать психологом-консультантом, психо диагностом, путем, ведущим бизнес-тренингов, менеджером по персоналу, учителем, социальным работником, страховым агентом и т.д.
- Научная карьера
Психолог с хорошей теоретической подготовкой и пытливым умом, работая по специальности и получая практический опыт, может стать научным работником, преподавать и заниматься методической и научной работой, в том числе проводить исследования по грантам. Он может продолжить обучение в аспирантуре, впоследствии защитить диссертацию.
- Управленческое карьерное развитие
Административный карьерный путь предполагает, что со временем человек в профессии психолога может начать руководить коллективом профессионалов, стать начальником отдела психологической службы предприятия или директором по персоналу компании. В случае выбора данного направления карьеры рекомендуется развивать управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер проекта, менеджер.
Данный карьерный путь предполагает, что достигнув определенного профессионального веса и опыта, преуспевающий практический психолог может решить работать на себя. Например, он может создать Центр психологического консультирования. При выборе данного направления карьеры рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер проекта, предприниматель.
Организация собственного дела
Учебные заведения г. Якутска, обучающие по специальности Педогог — Психолог