Как стать экспедитором

Эта новая и неоднозначная для российского рынка труда профессия родилась вместе с появлением в родном отечестве сферы логистики. За почти два десятилетия первые робкие шаги в логистике сменились вполне профессиональным подходом, а экспедиторы из доморощенных дилетантов превратились в уверенных (а с учетом национального рынка — еще и находчивых) профессионалов. Тем не менее, эта профессия до сих пор окружена ореолом мифов: Работа без квалификации Главное неверное мнение. Да, существуют такие виды трудовой деятельности, где не требуется ни специальное образование, ни подготовка. В раздел неквалифицированного труда, как правило, попадают грузчики, курьеры, дворники, уборщики и разного рода подсобные рабочие. Профессию экспедитора неквалифицированной не назовешь, хотя устроиться на такую вакансию вполне могут люди без специального опыта, каких бы то ни было специфических знаний и умений. Зачем он нужен? Настоящий экспедитор — в чем-то менеджер. Коммуникабельность и находчивость, способность нести ответственность и распоряжаться временем — универсальные преимущества настоящих профи. В принципе, экспедитор принимает на себя лишь «штурманские» обязанности, сопровождая груз и планируя оптимальные маршруты передвижения, поэтому его рабочее место — справа от водителя. Но быть экспедитором — не означает погрузить груз, сесть в автомобиль и забыть обо всем на свете. С этой минуты он отвечает за сохранность и транспорта, и перевозимого товара. Это может каждый дурак Еще одно заблуждение. Стать экспедитором может далеко не каждый, работа эта требует определенных способностей и предрасположенности. Здесь, например, необходимо быстро запоминать новые маршруты и уметь оперативно определять кратчайший путь следования (на крупных предприятиях перевозки осуществляются в основном на грузовых машинах, проезд на которых возможен не везде). Контроль над разгрузкой, погрузкой, а иногда и взвешиванием товара — незамысловатые, казалось бы, операции подразумевают умение концентрировать внимание, аккуратность, самодисциплину и, наконец, наличие определенных природных данных (для рассеянного человека, как бы он ни старался, ошибки будут неизбежны).
Кроме этого, нужно знать абсолютно весь ассортимент развозимого груза, сроки его реализации и качество, действующие маркировки, штрих-коды и особенности. Например, в перевозке продуктов существует негласное правило: скоропортящиеся колбасы, молочную, мясную и рыбную продукцию принимают первым делом, а вот, к примеру, сыпучие продукты — строго в порядке очереди. Если учитывать, что в супер- и мегамаркеты ежедневно прибывает порядка 150 машин от разных поставщиков, и каждый стремится быстрее сдать свой товар, не помешает сноровка и дипломатия. Экспедитор должен уметь заполнять накладные и прочую документацию. Научиться этому не так уж сложно, главное — запомнить и довести до автоматизма последовательность простановки необходимых штампов, печатей и подписей. Учиться только на практике В действительности получить подходящее образование можно в любом вузе, где есть факультет транспорта или логистики. В целом, подготовку профессиональных кадров в области международной транспортно-экспедиторской деятельности сегодня можно пройти на специализированных курсах, по окончании которых вы получите диплом Международной федерации экспедиторских ассоциаций (FIATA). Карьера? Какая карьера? Как ни странно, именно с этой должности многие начинают успешный карьерный рост. Верный способ сделать карьеру экспедитора — начать работу в небольшой фирме. Освоив первичную документацию и некоторые другие тонкости, можно будет перебраться в более крупную компанию на должность с более высоким окладом и не связанную с обязанностями по погрузке-разгрузке. Даже если вы передумаете идти в этой области дальше, полученные навыки и опыт пригодятся в торговле, менеджменте и других сферах транспорта.
Некоторые особенности профессии стоит принять как факт: Оперативное реагирование Любопытно, что, чем крупнее фирма, разнообразнее маршруты, многочисленнее клиенты — тем вероятнее возникновение ситуаций, в которых понадобится расторопность и умение договариваться, хотя, работодатели этого в своих требованиях этих качеств не оговаривают).
Перед выездом с утра все набранные заказы необходимо тщательно проверить (если специалист внимателен, оказывается, что документооборот — не такое уж сложное дело). Еще одно необходимое качество экспедитора — пунктуальность. Именно благодаря своевременной и оперативной доставке удается конкурировать с коллегами по бизнесу. Спрос растет Увеличившийся в последнее время спрос на экспедиторов во многом связан не только с возросшим желанием торговых компаний включить доставку в перечень своего сервиса, но и с увеличением количества автомобильных пробок. Особенное внимание работодатели проявляют к экспедиторам-водителям с солидным водительским опытом. Международные перевозки Успехи местного масштаба позволят работодателю доверить специалисту международные перевозки. А это — дело не из легких. Чтобы отправить груз из одной страны в другую, нужно «вычислить» оптимальный вид транспорта (в зависимости от характеристик и параметров груза), учесть правила, законы и традиции разных государств, составить наиболее выгодный с экономической точки зрения путь следования. В результате складывается целая логистическая цепочка, грамотно составить которую под силу только настоящим профессионалам. Для этого понадобится пройти специальное обучение, которое включает в себя короткий курс таможенного права, страховой деятельности и навыки работы со всеми необходимыми документами. И, конечно же, не обойтись без знания основ транспортной логистики. Словом, экспедирование грузов — одна из тех сфер деятельности, где вопреки расхожему мнению найдется место только для профессионалов. Деловые навыки, коммуникабельность и разносторонние знания — вот те качества, без которых невозможна эффективная работа современного профи по доставкам.