Как стать директором по маркетингу

Маркетинг-директор — это тимлид у маркетологов или что-то большее? Мы узнали у самих директоров по маркетингу крупных компаний. И если первые трое наших героинь из FMCG, то последний СМО из банковской сферы.

Ярослав Гуменюк, директор по маркетингу Первого Украинского Международного Банка (ПУМБ), рассказал нам, об особенностях должности и об особенностях сферы.
Быть маркетинг-директором. Часть 1: PepsiCo
Быть маркетинг-директором. Часть 2: Red Bull
Быть маркетинг-директором. Часть 3: AB InBev Efes

Профессия маркетолога требует от специалиста любого уровня высокую степень автономности, креативности, умения находить нестандартные решения, брать риск на себя, уметь правильно ставить себе задачи, управлять временем, ресурсами и выстраивать систему приоритетов. Тем не менее, маркетолог чаще погружен в тактические и операционные направления, у него нет времени на стратегические вопросы.
Сам термин «обычный маркетолог» — это «вещь в себе». Во-первых, любой специалист уникален как человек и профессионал. Во-вторых, у каждого профессионала есть свой профиль, круг обязанностей и скоуп работ, он должен разбираться в предмете и следить за трендами, постоянно обучаться и совершенствоваться в своей специализации.
Особенно это чувствуется в условиях современной глубоко фрагментированной маркетинговой функции. Да и само понятие маркетинга достаточно широкое.
К примеру, в фокусе моего внимания — маркетинговые коммуникации, креатив, PR, клиентский опыт, диджитал, SMM и так далее, но детально и глубоко в них разбираются члены моей команды, каждый на своем уровне.
Маркетинг-директор может видеть целую картину и миксовать инструменты в зависимости от задач.
Поэтому одна из ключевых задач маркетинг-директора, как и любого менеджера, — это построение дружелюбной и эффективной рабочей атмосферы в команде, а также формирование самой команды, определение целей и направлений развития бизнеса. Сюда относится и мотивация сотрудников, повышение их квалификации.

Как таковых трудностей при переходе на эту должность нет, есть стандартные особенности смены работы. Например, при переходе в новую компанию или в новую сферу нужно детально разобраться и в новом для себя продукте, и в бизнес-процессах.
Можно ожидать, что предыдущий опыт и понимание того, как устроен бизнес и классические бизнес-процессы, помогут быстрее интегрироваться в новую компанию, но на практике старый опыт помогает только частично — нигде и никогда он не применим на 100%.
С первого дня нужно изучать функционал своего и других подразделений, разбираться, как устроены процессы, как создаются и принимаются решения, какая корпоративная культура, есть ли «неписаные» правила и устоявшиеся ритуалы. Это справедливо для любого бизнеса, любой индустрии и везде в мире.
И безусловно, маркетинг банковских продуктов отличается от маркетинга телеком- или FMCG-сектора. Я в этом вижу новые возможности — это своего рода гимнастика для ума, которую нужно проделывать, чтобы искать нестандартные подходы.

В свое время главной особенностью при переходе на позицию маркетинг-директора стало то, насколько на этом уровне все по-другому, ведь менеджмент проектов и задач отличается от управления людьми.
Специалист отвечает за свой функционал, свой спектр работ, а маркетинг-директор несет ответственность за всю функцию и команду.
При этом делегировать задачи можно и нужно, а ответственность делегировать нельзя. Если сотрудник сделал работу хорошо, его нужно выделить и подчеркнуть успех, но если кто-то выполнил задачу некачественно — это в первую очередь проблема руководителя.
Люди не умеют читать мысли — важно четко формулировать задачи и проверять, насколько вы правильно друг друга поняли.
Знаете, зачем Jeep офлайн-сайт и как Bluetooth-технологии влияют на детское поведение? Рассказываем об этом в нашем телеграм-канале. Кейсы, исследования и новости корп. мира — каждый понедельник, среду и пятницу 🙂
Ты с определённой степенью достоверности понимаешь себя, свои мотивы, приоритеты, навыки, знаешь, с чем справишься.
Но другой человек — это отдельная вселенная, со своим пониманием работы, своими ценностями, опытом и представлением о прекрасном. Также важно помнить, что у каждого сотрудника разные степени организационной зрелости, и к каждому необходим свой подход.

Хард-скиллы
1. Проджект-менеджмент и тайм-менеджмент
Нужны сильные навыки и в классическом управлении проектами, и в гибких методологиях Scrum и Agile.
2. Умение делегировать и контролировать
К каждому типу людей, к каждому уровню зрелости необходимо подобрать степень делегирования и контроля.
Софт-скиллы
3. Лидерство
Умение мотивировать, вести за собой, зажигать.
4. Эмоциональный интеллект
Эмпатия, которая позволяет доносить мысль и понимать другого.
5. Коучинг и постоянное обучение
Важно понимать, какой специалист нужен не только сегодня, но и завтра, и развивать специалистов с учетом целей бизнеса и перспектив сотрудника. Даже если со временем человек перейдет в другую команду, на этом этапе он оценит твою вовлеченность в его будущее, и это будет причиной работать лучше. Необходимо развивать и конкретных специалистов, и команду в целом. Развивая других, маркетинг-директор развивается сам.