Как не ошибиться с выбором профессии

Антонина Пушкарева, магистр соционики

Доклад к 47-й Московской международной выставке «Образование и карьера»

КАК НЕ ОШИБИТЬСЯ С ВЫБОРОМ ПРОФЕССИИ?

Выбирая направление своей деятельности и приступая к освоению выбранной профессии стоит учитывать, что есть определенные эффекты в нашем восприятии, которые могут ввести нас в заблуждение относительно самих себя. Полезно знать, что это за эффекты, тем самым снизить риски неточных выборов в своей профессиональной реализации.

В 1999 году американский психолог Дэвид Даннинг и его аспирант Джастин Крюгер опубликовали работу, в которой они описали особенность восприятия, получившую название эффект Даннинга-Крюгера.

  • Эффект был открыт благодаря одной странной новости, которую услышали вышеупомянутые психологи. Один американец решил ограбить банк. А чтобы скрыть свое лицо, он использовал лимон. Он был твердо уверен в том, что маска из лимонного сока на его лице будет действовать, как невидимые чернила. Нетрудно догадаться, что его заблуждение было иллюзией, и его тут же вычислили и арестовали.

Эффект заключается в том, что люди некомпетентные в каких-то областях, не умеют оценивать свою компетентность, поэтому они считают, что они могут в чем-то лучше преуспеть, чем люди гораздо более компетентные в этом деле. А люди, которые что-то умеют, часто недооценивают собственные возможности, и считают, что похвастаться собственно нечем.

На что такая особенность нашего восприятия влияет, если мы говорим о выборе профессионального пути?

В силу того, что мы можем быть подвержены этому эффекту, мы рискуем сформировать внутреннюю картинку самих себя с таким набором талантов и потенциалов, которые далеки от объективной реальности. Нам может казаться порой, что мы сильны, круты и талантливы в тех областях, в которых на самом деле мы разбираемся слабо. И руководствуясь этой «приукрашенной» картинкой рискуем выбрать деятельность, в которой заведомо будем пробуксовывать.

  • Приведу пример, как это может проявляться. Женщина берется за проект, который требует аналитического подхода и систематизации. Она в процессе обсуждения проекта активно задает много вопросов, заявляя, что ей как «структурному человеку» важно все уточнить, навести полную ясность. При этом те, у кого действительно сильное системное мышление слышат, что вопросы примитивные, уточняет она то, что уже было пояснено и разложено неоднократно, замечают, что ответы не стыкуются в ее голове и она вскоре опять про это же задает вопрос, и в какой-то момент даже начинают раздражаться — ну сколько можно тратить время на то, что и так уже разжёвано вдоль и поперек! Но многократно звучащее самомнение — «я очень структурный и логичный человек, мне важно задавать вопросы» — делает свое дело, как ни странно. Самопиар работает, как и самовнушение. Но станет ли от этого реальным у этой женщины талант аналитика, систематизатора? Нет, это останется ее слабой стороной, как бы она эту самоиллюзию не превозносила. Она не в состоянии признать свою некомпетентность и факт, что ее таланты лежат в другой плоскости, которые она не хочет замечать. А вот результат проекта, где требуется реально аналитическая голова, неизбежно будет прихрамывать.

Наблюдая за подобными случаями, не трудно заметить, что люди, страдающие эффектом Даннинга-Крюгера, порой демонстрируют неограниченную уверенность в себе, при этом не слышат себя, у них нет контакта с собой, не признают своих реальных способностей. Особенно это может быть свойственно для незрелой подростковой не совсем сформированной личности, у которой в фокусе внимания внешние ориентиры.

  • Еще частый пример. Молодой человек считает, что у него яркий талант юмориста (тамады, артиста, аниматора — подставьте, что вам ближе, у нас был ряд аналогичных случаев). Друзья его вместе с ним с удовольствием смеются и дурачатся. Но если отстраненно и объективно посмотреть на ситуацию, то вполне нередко оказывается, что его компания и так состоит из весельчаков, которых развеселить — не хитрое дело, или это были разовые случаи, а вывод получился глобальный. Но молодой человек идет учиться технологиям аниматорства или актёрского мастерства. А потом сталкивается, что знаний технологий не достаточно, нужны какие-то еще реальные способности к формированию настроений, чтобы влиять эмоциями не только в простых случаях, но, например, развеселить толпу равнодушных или нейтрально настроенных людей.

Как же не ошибиться в своих талантах? Как учитывать такое наше заблуждение, что если мы малокомпетентны в какой-то области, то не всегда сознаем уровень своей компетентности? Что делать, чтобы не попадать под влияние эффекта Даннига-Крюгера?

Во-первых, стоит целенаправленно искать адекватные и объективные критерии для оценки своей компетентности, своих потенциалов и возможностей. Это способствует формированию нашей адекватной самооценки. Как раз для этого полезно бывает обратиться к внешней помощи, к сторонним специалистам, которые помогут составить более объемную и реальную картинку самих себя.

  • Здесь нужно быть очень аккуратными с теми методиками внешней помощи, например, где вы сами заполняете тесты. Мы себя не знаем и в тестовых анкетах можем опять же выдавать свою «иллюзорную» картинку себя, вот почему тесты по профориентации редко работают. Существуют методики определения сильных и слабых сторон экспертными оценками, но в них есть сложность поиска качественных экспертов.

Во-вторых, стоит культивировать в себе критическое восприятие — перепроверять себя, учитывать обратную связь, делать выводы, получая тот или иной опыт. И в-третьих, учиться, расширять свои представления — что возможно и что уже по той или иной теме известно. После обучения у человека появляется способность осознать уровень своей прежней некомпетентности, даже если его способности остались неизменными.

Еще один важный вклад в восприятие своих способностей оказывает характерный для 16-20 летнего возрастного периода ориентир на внешние факторы. Когда молодой человек еще пока в процессе получения жизненного опыта, в процессе познавания себя и поиска способов вписаться в общество, в стремлении соответствовать. Ему не хватает еще знаний про то, что он реально может, где у него могут быть ограничения, и даже часто не хватает личного пространства услышать себя из-за плотного контроля родителей. Поэтому для выбора в такой период часто свойственно опираться на что-то общепринятое или внешнее мнение.

Посмотрите внимательно на свою аргументацию — почему вы выбираете конкретную профессию. Почему вы решаете пойти учиться на конкретную специализацию? Как вы себе и другим обосновываете свой такой выбор?

Если в ваших ответах звучит нечто подобное:

  • интересно потому, что все идут в этот ВУЗ…
  • это престижно…
  • это надежно, потому всегда будет востребовано…
  • это то, за что будут платить деньги…
  • это семейная традиция…

то обратите внимание, что во всех подобных ответах устойчиво прослеживается зависимость от внешних факторов — словно есть некий наблюдатель, которого хочется удовлетворить. Не на свои реальные потребности опереться, не на понимание своих возможностей и талантов, точек интереса, а соответствовать внешним ожиданиям. Что в итоге повышает риски выбрать не свою профессию. Неправильная выбранная работа будет снижать самооценку, повышать зависимость от мнения окружающих, утомлять, съедать жизненные силы, вызывать желание забыть ее, как только закончился рабочий день.

  • В соционике есть такое понятие — «выбор профессии по супер-эго». В период с 14 лет до 21 года повышен интерес к темам, которые относятся к слабым сторонам человека и больше ориентированы на то, чтобы понравиться окружающим, соответствовать внешним ожиданиям. Этот интерес, как правило, ослабевает после двадцатилетнего рубежа при гармоничном развитии. Но поскольку именно в 16-18 лет происходит у нас выбор профессии, то возникает риск к концу обучения в ВУЗе столкнуться с тем, что выбранная специализация не интересна и утомительна.

Больше шансов попасть на «свою дорожку», если к работе после ВУЗа есть личный интерес, человек сам хочет этим заниматься, у него есть идеи и мечты и ему важно, что работа соответствует свойствам его личности, о которых он уже что-то осознал. Как же быть в ситуации, когда еще нет понимания себя, штормит и качает в разные стороны, не хватает опыта разобраться в своих предпочтениях?

Во-первых, полезно будет признать для себя, что процесс познавания «кто я» — это длительная история, и не всегда стоит от себя требовать выбора профессии раз и на всю жизнь. Кроме того, ритмы ускоряются, и профессии устаревать будут все быстрее и быстрее, за жизнь придется сменить две, а то и три специализации. Поэтому хорошим ключиком будет — понять свои ключевые потенциалы, пусть без привязки к какой-то узкой сфере, тренировать и наполнять их, выбрать такой ВУЗ и такие дисциплины, которые максимально наполнят эти сильные стороны. А уже к моменту, когда у вас сформируется устойчивый интерес к какой-либо теме, тогда вам будет на что опереться — у вас уже будут натренированы несколько сильных сторон.

  • Яркий пример, когда потенциал человека лежит в области простраивания новых систем, продумывания и оптимизации технологических процессов, но он не может определиться, в какой сфере это применить. Ведь имеется большое разнообразие сюжетов, где надо упорядочивать и повышать эффективность тех или иных технологий. Самому человеку еще много чем надо поинтересоваться, чтобы был осознанный выбор, куда свой этот талант применить. Но при этом надо понимать, что математика, информатика и ряд точных наук вполне тренируют эти потенциалы — навык стыковки причинно-следственных связей, декомпозиции задачи, упорядочивания данных, учет многофакторности и т.д. Можно не любить математику, можно не обожать информатику, а просто воспринимать их как тренажер. Ведь когда мы ставим себе задачу накачать икроножные мышцы, нам не обязательно для этого умиляться беговой дорожкой, а просто надо регулярно тренироваться.

Во-вторых, стоит знать, что существуют помогающие профессии для задач самоопределения, которые позволят сократить время на собственные эксперименты с выстраиванием своей карьеры. Можно двигаться методом проб и ошибок, а можно воспользоваться помощью психологов, карьерных коучей, соционических диагностов, тренеров. Ведь вопрос профессиональной реализации довольно значим в рамках современной жизни, и целенаправленная проработка этих тем стоит того. А правильно выбранная работа дает устойчивую самооценку, независимость от мнения окружающих, мощный творческий экстаз, непроходящий интерес, желание повышать квалификацию, заряжает и поддерживает в трудную минуту.

Человек, даже верно уловивший свой талант и выбравший правильно вектор для обучения и профессионального развития, может соскочить с верного пути, сменить перспективную лично для него профессию, если он не готов потрудиться в силу еще одной закономерностей нашего восприятия.

Дело в том, что когда человек находится на пути освоения какой-либо профессии, он проходит закономерные стадии профессионального развития. Сначала это стадия «новичка» или «подмастерье», когда все интересно, много нового и случаются первые результаты. Потом идет стадия погружения в изучение разных граней, наработки навыков и опыта — «ремесленник», когда с каждой новой попыткой вскрывается незнание многих нюансов, и надо их из раза в раз добирать, узнавать, не сдаваться. И когда результат получается уже стабильно устойчивый, то это стадия «профессионала», идет закрепление успеха и наработка имени, что в итоге может привести к «мастеру».

Как не ошибиться с выбором профессии?

Парадокс заключается в том, что в процессе набора мастерства наши внутренние ощущения удовлетворенности и самооценки идут совсем по иной кривой. Что же происходит с нашими состояниями?

Как не ошибиться с выбором профессии?

Для того, чтобы стать новичком не требуется много времени — посмотрел видео, почитал пару книг, поучился на тренинге, и нам кажется, что мы уже в чем-то разбираемся. Но каждый следующий шаг гораздо сложнее, чем предыдущий — нам надо разбираться все с более детальными уровнями, тренироваться, из раза в раз воспроизводить на практике. Все это может вызывать ощущение рутины, а мастерство растет медленно. Получается, что на этапе «новичок» подъем самооценки яркий и воодушевляющий — «ого, у меня же получилось, есть первые результаты, я крут!» («пик глупости» на графике). А потом человек сталкивается со сложностями, наступает озарение — что не ты один такой талант, что надо много тренироваться, что есть в этой теме много тонкостей, а до уровня мастера еще трудиться и трудиться. В этот момент самооценка начинает резко падать («долина отчаяния»). И уже потом растет достаточно медленно по мере набора опыта («склон просветления»). Понятно, что в конце самооценка придет к адекватной («плато стабильности»), но это требует времени и сил.

Когда мы выбрали профессию и начали учиться, то рано или поздно мы сталкиваемся с тем, что оказывается там надо много знать, практика непростая, ошибки случаются, поэтому закономерно будет возникать желание забросить все и заняться каким-то другим новым делом. Но стоит помнить, что когда мы сталкиваемся с чем-то сложным — да, мы попадаем в зону неуверенности и дискомфорта, нам хочется сделать шаг назад в состояние, когда мы были «новичками» и все казалось любопытно и просто. Возникают мысли — сменить деятельность, переключиться на что-то новое, выбрать другую профессию, и снова там побыть в этом состоянии начинающего. Так можно бегать бесконечно и профессионализма ни в какой сфере не наработать. Поэтому важно не забывать, что есть неизбежные этапы на пути профессионального роста, не всегда легкие и приятные, но сложные задачи — это источники нашего развития. Знание об этом в такие моменты помогает избежать риска неверных выборов. Т.е. не забывайте — даже если вы выбрали профессию по своим сильным сторонам и в зоне своих интересов, это не означает, что не будет сложностей, и предстоит вырабатывать навык идти «в глубину» темы, «по верхам» ничего не достигнешь.

На такие три ловушки особенностей нашего восприятия хотелось бы обратить ваше внимание и поделиться ключиками — как можно их избежать. Прежде всего — знать об этом, что мы можем быть подвержены их влиянию. Ну а в целом процесс выбора профессии состоит из многих значимых факторов, и сложности не ограничиваются тремя вышеизложенными ловушками. Но об этом в наших других материалах.

Москва, 6.03.2018

Как не ошибиться с выбором профессии?
Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть