История профессии учитель

Содержание
- 1 Программа «Учитель для России» — это общественный проект, создающий сообщество талантливых специалистов, изнутри изучивших российскую систему образования и способных дать импульс для её обновления и развития. Программа призвана стать катализатором развития для массовых российских школ, где учится большинство детей в нашей стране и формируется будущее нашего общества.
- 2 Видение и миссия
- 3 Вдохновение
- 4 История
Программа «Учитель для России» — это общественный проект, создающий сообщество талантливых специалистов, изнутри изучивших российскую систему образования и способных дать импульс для её обновления и развития. Программа призвана стать катализатором развития для массовых российских школ, где учится большинство детей в нашей стране и формируется будущее нашего общества.
Видение и миссия
Глобальная философия и видение программы заключены в формуле: «Каждый ребёнок станет автором своей жизни». Под термином «авторство» мы подразумеваем способность видеть весь горизонт собственных возможностей, знать свои сильные и слабые стороны, ответственно принимать решения и верить в себя, быть собой и наслаждаться этим. Мы верим, что образовательный процесс должен вести к тому, чтобы ребёнок легко лавировал среди доступной ему информации, умел сопоставлять и анализировать, общаться и сотрудничать, запрашивать помощь там, где она ему необходима, и лидировать в тех процессах, где он успешно разобрался.

Наша миссия состоит в том, чтобы искать, трудоустраивать и поддерживать учителей, которые стремятся обогащать российскую школу собственным профессиональным и жизненным опытом. Мы хотим, чтобы с их помощью школа становилась платформой для поиска собственной правды, чтобы она объединяла разные голоса и мнения, помогала подходить к обучению с исследовательской позиции, учила слышать и принимать как себя самого, так и другого. Мы верим, что в союзе с региональными школами, вступающими с нами в плодотворное партнёрство, дети из самых разных уголков России, вне зависимости от места своего рождения и стартовых условий, будут иметь равный доступ к образовательным возможностям и смогут достигать самых смелых своих целей.
Вдохновение
«Учитель для России» продолжает лучшие педагогические традиции страны. В истории России есть несколько примеров того, как желание добиться общественных перемен и улучшить систему образования объединяло талантливых и неравнодушных людей.
Во второй половине XIX — начале XX века представители интеллигенции поставили перед собой цель максимально сократить культурный разрыв между образованным сословием и народом, реформировав экономическую, политическую и, главное, социальную сферы жизни общества. Результатом их деятельности стала уникальная система земских учреждений, в том числе больниц и школ. В этих школах учителями работали десятки тысяч энтузиастов.

В середине XX века неравнодушные учителя, заинтересованные не только в том, как привлечь школьников к общественно-полезной работе, но и в том, как вместе с ними улучшить окружающую жизнь, разработали новую методику, основанную на развитии ответственности, творческих способностей, психотерапии, игровом подходе и заботе. Среди них были популярны идеи А. С. Макаренко, автора «Педагогической поэмы», в которой он постарался описать весь свой опыт перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей в детской трудовой колонии в 1920-х годах. Изучали коммунары и материалы С. Т. Шацкого, который в начале XX века открывал первые детские клубы для подростков рабочих окраин Москвы. Необходимой частью теоретической базы педагогов-коммунаров стало «тимуровское движение» А. П. Гайдара.

Успех летнего лагеря «Орлёнок» в 1962 году привёл сначала к созданию местных секций клуба юных коммунаров, а уже в 1963 году — к Первому Всесоюзному сбору юных коммунаров. Несмотря на то что с 1965 года коммунарское движение потеряло государственную поддержку, оно всё же охватило всю страну, сумев заинтересовать десятки тысяч школьников и воспитать несколько поколений педагогов.
История
Идея программы «Учитель для России» зародилась у двух студенток СПбГУ, Алёны Маркович и Елены Ярмановой, в 2013 году. Вдохновением для программы послужила международная модель Teach for All, работающая в 45 странах мира. Суть модели в следующем: выпускники престижных вузов, пройдя профессиональную переподготовку и конкурс на участие, на два года становятся учителями в обычных школах, где детям особенно требуются вдохновляющие педагоги, а коллективу — новые кадры. Школы, в которых преподают новые учителя, выбираются по уровню достигнутых академических показателей (обычно невысоких) и с учётом окружающего социально-экономического контекста (скорее неблагоприятного). Задача учителя в такой ситуации — помочь своим ученикам найти мотивацию к учёбе и поверить в себя, повысить их интерес к школьному образованию и тем самым непосредственные результаты учёбы. На протяжении двух лет учителя получают методическую и стипендиальную поддержку от программы, а по их истечении могут продолжить педагогическую карьеру или развивать сферу образования из другого карьерного поля.

Программы подобного типа нацелены на то, чтобы обеспечить равными образовательными возможностями детей с самыми разными стартовыми условиями — проще говоря, сделать так, чтобы место, где ребёнок родился, не являлось ограничивающим фактором для его профессионального самоопределения, мечтаний и амбиций. В свою очередь, новому учителю программа даёт возможность начать карьеру в образовании, проявить свои лидерские качества и разработать собственные проекты, которые смогут влиять на образование системно.
«Когда я узнала, что во многих странах мира существует программа, благодаря которой выпускники лучших вузов, перед которыми открыты все двери, делают выбор посвятить два года работе в школе, мне эта идея показалась совершенно несовместимой с российской реальностью и оттого очень привлекательной. Эта модель бьёт в корень многих существующих в нашем обществе проблем: в первую очередь она в состоянии изменить тот несправедливо низкий статус, которым обладает для многих профессия учителя. Сделать „ребрендинг“ этой профессии, обеспечить её восприятие не только как благородной, но и как престижной — в этом одна из наших важнейших целей».

Идея отправлять работать в школу выпускников непедагогических специальностей, параллельно обучая их педагогике, может показаться нетривиальной, однако команда программы и её партнёры убеждены, что талантливый и чуткий специалист при должной методической поддержке может стать прекрасным учителем. В 2015 году проект «Учитель для России» официально поддержал Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Командой программы вместе с Институтом образования НИУ ВШЭ была разработана уникальная программа обучения для учителей, совмещающая работу и обучение.
«В вузах учат теории, рассказывают, „как надо вести себя с детьми“, но, как только молодой учитель приходит в класс, всё, чему его обучили, зачастую теряет значимость. То, что происходит в классе, — это творчество, и педагогический успех — это успеть поймать и понять конкретного ребёнка, перевести его на рабочий лад. Достичь его можно только на практике, с классом, который может оказаться каким угодно, да ещё и в каждый момент времени менять собственную динамику».

Генеральным партнёром программы стал ПАО Сбербанк России в лице Благотворительного фонда «Вклад в будущее». Благодаря этой поддержке 1 сентября 2015 года первый, пилотный набор учителей в составе 40 человек вышел на работу в школы Москвы и Московской области, а также Воронежа и Воронежской области. В следующем году к программе присоединились Калужская и Тамбовская области, финансовую поддержку ей оказали новые партнёры, а совокупное число новых учителей в 2016 и 2017 годах превысило цифру в 170 человек. В 2018 году программа масштабировалась на Новгородскую область.
«Программа „Учитель для России“ будет эффективной только тогда, когда к ней присоединится большое количество участников. Но уже сейчас по первым выпускникам и отзывам учеников видны колоссальные результаты этих первых двух лет».
